УМК Босова.
Информатика . 7 класс. ФГОС.
|
«______»_________20____г.
|
Урок 6. Представление информации
Планируемые
образовательные результаты:
предметные – обобщённые представления о различных
способах представления информации;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия
«знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
личностные –
представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с
другими людьми.
Решаемые учебные
задачи:
1) расширение и систематизация представлений учащихся о знаках и
знаковых системах;
2) систематизация представлений о языке как знаковой системе;
3) установление общего и различий в естественных и формальных языках;
4) систематизация
знаний о формах представления информации.
Основные понятия,
изучаемые на уроке:
Знак, знаковая
система, естественные языки, формальные языки, формы представления информации.
Используемые на
уроке средства ИКТ:
персональный
компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное
приложение к учебнику:
презентация «Представление информации» из электронного приложения к
учебнику.
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Виды знаков по способу восприятия»;
2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы»;
3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы»;
4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы»
5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию»;
6) анимация «Использование символов для технических устройств»;
7) анимация «Использование символов для живых существ»;
8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9»;
9) демонстрация к лекции «Информация и письменность»;
10) демонстрация к
лекции «Языки естественные и формальные».
Этапы урока
|
Материал ведения урока
|
Деятельность учащихся
|
УУД на этапах урока
|
1.
Организационный
момент
|
|
Дети
рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей
|
Личностные
УУД:
-
формирование
навыков самоорганизации
Регулятивные
УУД:
-
формирование
навыков работы с дневником
|
2. Проверка д/з
|
·
§1.3, вопросы и задания
1–5, 7-8 к параграфу
·
№20,
№22* в
РТ.
|
Ученики
по цепочке или по выбору рассказывают о выполнении заданий и сверяются с
ответами.
№20
№22
|
3. Актуализация знаний
|
-на слайде вам предложено 4
ребуса, расшифруйте их. Приложение 1.
1) сбор
2)хранение
3) обработка
4) передача
Как называются все эти процессы –
ИНФОРМАЦИОННЫЕ.
|
Работа
с ребусами
|
Личностные
УУД:
-
умение кратко формулировать мысль
-
формирование навыков самоорганизации
|
4. Пробное действие.
Формулировка темы, цели и задач урока.
|
У всех на парте лежит таблица
Информационные процессы. Я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача
восстановить пропуски в таблице. Приложение 2.
Давайте посмотрим что у нас
получилось.
1. Информационный процесс –
сбор информации осуществляется с помощью: …
2. Информационный процесс –
хранение делится на
3. Информационный процесс –
обработка информации приводит к получению
4. Информационный процесс –
передача в зависимости от способа делится на: …. (знаковую и образную)
Ребят как вы думаете почему умы
не смогли заполнить последний информационный процесс?..... Верно. Мы еще не
изучали этого.
А кто может попробовать
сформулировать тему урока на сегодня?
Итак тема урока «Передача
информации».
А теперь по ключевым словам,
которые представлены на слайде, попробуем сформулировать что мы должны с вами
узнать и чему научиться на уроке.
|
Самостоятельная
работа в парах с таблицей.
Отвечают
на вопросы, дополняют или поправляют ответы одноклассников.
1.
-
органов чувств (зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная) или
специальных технических устройств (термометр, спидометр, линейка, …)
2.
-
внешнюю и внутреннюю память
3. - новой информации или
изменению формы представления информации
4.
-
предполагается затруднение в ответе
Делают
предположения
Пытаются
сформулировать тему урока.
-
формулируют цель и задачи урока по ключевым словам на слайде
|
Личностные
УУД:
-
развитие речи,
-
умение кратко формулировать мысль
-
умение приводить примеры из личного опыта
Регулятивные
УУД:
-
умение ставить учебную задачу
|
5.
Изложение
нового материала
|
Для
знакомства с новой темой предлагаю вам поработать с презентацией.
|
Просматривают
презентацию. Приводят примеры из личного опыта, отвечают на возникающие
вопросы в ходе просмотра.
(В
зависимости от уровня подготовки класса данный этап можно предложить как
самостоятельную работу за компьютерами)
|
Личностные
УУД:
-
развитие речи,
-
умение кратко формулировать мысль
-
умение приводить примеры из личного опыта
Коммуникативные
УУД:
-
умение слушать и исправлять ошибки других
|
6.
Закрепление
учебного материала
|
Для
того чтобы лучше усвоить полученную информацию выполним все вместе в РТ
задания №24, 25, 29, 30. Каждый работает самостоятельно в своей тетради,
посматривая на доску. Один из учеников работает у доски. Если у нас возникают
вопросы то помогаем друг другу, не забывая поднимать руку.
Если
времени достаточно, можно выполнить задание №31, либо предложить его более
сильным ученикам как дополнительное.
|
Работают
в РТ, задания комментируют, дополняют или поправляют ответы друг друга,
приводя примеры из жизни.
№24
Места для пассажиров
с детьми;
воду из-под крана
пить запрещено;
пешеходный переход;
подземный переход.
№25
В математике: N –
множество натуральных чисел, – пустое множество;
в физике: g –
ускорение свободного падения; – приращение величины;
в химии: Al –
алюминий; Cu – медь.
№29
На вокзале – время
отправления поезда; на уроке – время начала последнего урока; на стадионе –
счёт матча; в магазине – размер.
№30
У
– 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК.
№31
Во
всех трёх фразах есть слово «мышка», и это единственное слово, которое есть в
каждой из трёх фраз. Единственное слово, которое есть в каждой из трёх фраз
на языке туземцев – «ту»; следовательно, это и есть слово «мышка». Рассуждая
подобным образом и далее, получим: «ту» – «мышка»; «ам» – «ночью»; «ля» –
«кошка»; «ям» – «пошла»; «му» – гулять; «бу» – «видит»; «гу» – поймать».
|
Коммуникативные
УУД:
-
умение слушать и исправлять ошибки других
Личностные
УУД:
-
формирование навыков работы в РТ
-
умение кратко формулировать мысль
-
умение приводить примеры из личного опыта
|
7.
Компьютерный
практикум
|
В программе Microsoft PowerPoint создать опорный конспект по теме «Представление
информации»
Приложение 3.
|
Работа
за компьютерами
|
Личностные
УУД:
-
формирование
навыков самоорганизации Регулятивные УУД:
-
формирование
навыков работы с ПК
Коммуникативные
УУД:
-
умение работать в парах
|
8.
Компьютерное
тестирование *
|
Если
позволяет время или для сильных учеников можно предложить работу с тестом на
компьютере «Представление информации»
|
Работа
с тестом за компьютером
|
Личностные
УУД:
-
формирование
навыков самоорганизации
Регулятивные
УУД:
-
формирование
навыков работы с ПК
|
9.
Итоги
урока. Рефлексия и выставление отметок
|
Можете
ли вы назвать тему урока?
-
Предлагаю
вернуться к цели и задачам нашего урока и посмотреть что мы узнали и чему
научились.
-
Вам было легко или были трудности?
-
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
|
Отвечают
на поставленные вопросы, дополняют или поправляют ответы друг друга.
|
Личностные
УУД:
-
развитие
самооценки
Коммуникативные
УУД:
-
умение слушать и исправлять ошибки других
|
Приложение 1.
Ребусы
1)
Сбор
2)
Хранение
3)
Обработка
4)
Передача
Приложение 2.
Таблица 1. Информационные процессы
Информационные
процессы
|
Сбор осуществляется
с помощью:
|
Хранение в
зависимости от длительности хранения
|
Обработка приводит к
|
Передача в зависимости от способа
|
Органы чувств
Пример:
- зрительная
-
-
-
-
|
Специальных устройств
Пример:
- градусник
-
-
-
-
|
Внешняя память
Пример:
- записная книжка
- телефонный справочник
- ежедневник
|
Внутренняя память
Пример:
- стихотворение на память
- своё имя
-адрес друга
|
Получение новой информации
Пример:
- решение задачи
- решение примера
- умозаключение
|
Изменение формы представления
Пример:
- репродукция к сказке
- построение таблицы
по тексту
|
Знаковая – с помощью естественных и формальных языков
Пример:
- буквы
- цифры
- иероглифы
- формулы
|
Образная – передаваемая образами зрительными, звуковыми, вкусовыми,
осязательными, обонятельными
Пример:
- знаки
- пиктограммы
- символы
- музыка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Опорный конспект к уроку «Представление информации»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.