Тема урока: «Предложение».
Цели и задачи
урока:
·
Закрепить умение правильно
оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале
предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце
предложения;
·
Закрепить представление
учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном
предложениях;
·
Развивать умение
распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;
·
Развивать внимание,
орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: учебник русского языка Л.Я. Желтовской ,2
класс, часть 1, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.
План проведения урока.
I.Организационный момент.
У.С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним
лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У. Прежде чем начать урок русского языка
давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:
Писать красиво,
чисто, аккуратно, правильно!
II. Чистописание.
У. Ребята, а теперь проведем «Минутку
чистописания», вспомним написание букв с,С и слоги с этими буквами .
III.Словарная работа.
У. Выпишите слова из словаря на букву с.
Прочитайте записи с
доски со словарным словом.
Дом сторожит. Кто
это?
Д. Собака.
У. Правильно. Собака – домашнее животное,
родственник волка.
Собака – друг
человека.
-.Вставь пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицу:
По хозяину и с…баке честь.
IY. Изучение темы урока.
1. Актуализация
знаний.
У.. Вы отвечали на
вопросы – как это мы называем? Речь.
Постройте логическую
цепочку в виде «поезда».
Речь, предложение,
слово, слоги, звуки, буквы.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение
знаний о предложении.
У. Что называется предложением?
Д. Предложение – это слово или несколько слов,
которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
Предложение о ком-либо или о чем – либо сообщает или содержит вопрос, просьбу,
побуждает к действию.
2. Работа над
определением предложений.
У. Прочитай записанные ряды слов, и выпишите
только предложения.
Наступила осень.
На птица сидела
ветке.
Подул холодный ветер.
На верхушке ели …….
У. Какие предложения вы выписали?
Д. 1 и 3.
У. А 2 и 4 ? Почему их нельзя назвать
предложениями?
Д. Потому что слова между собой не связаны и
они не выражают законченную мысль.
У. Верно, ребята, а теперь ваша задача -
творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.
Ребята предлагают
свои варианты, анализируется каждый ответ.
3. Определение
границ предложений. ( Упражнение № 334)
У. Определите, сколько предложений в тексте.
Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название
тексту.
Ребята работают в
школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Д. 3 предложения.
У. Давайте проверим.
Ребята работают в
школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое название вы дали тексту?
Д. Школьный сад.
У.Молодцы!
4.Игра « Составь
поезд» .
У. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру »
Составь поезд».
Расставьте вагоны по
порядку, чтобы получился связный текст.
·
Нашли мы ёжика в лесу.
·
Колючий и смешной.
·
Пускай по кухне бегает
·
И принесли домой .
У. Давайте проверим, что у вас получилось.
Д. Нашли мы ёжика в лесу.
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает
Колючий и смешной.
5. Работа над
пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем
вопросы:
Кто? Кого? Откуда?
Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет!
Домой!
(
С. Маршак)
Что вы знаете о
пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в
конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и
вопросительный знаки?
Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в
конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным
чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении
содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение « Прозвенел звонок.»
с разной интонацией.
6. Работа с
карточками.
У. А теперь поработаем с карточками, которые
лежат у каждого из вас на парте.
Прочитайте предложение,
поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )
Что ты, ёж, такой
колючий
Это я на всякий
случай
Знаешь, кто мои
соседи
Лисы, волки да
медведи
У. Прочитайте только вопросительные предложения
и запишите их в тетрадь.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои
соседи?
( взаимопроверка,
учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).
Физкультминутка.
Шуршат на дереве
листы
Шуршат осенние кусты
Шуршит камыш
И дождь шуршит
А ты садись и не
шурши,
И всё красиво напиши.
7. Работа в
группах.
У. Сейчас работа для 3 групп ( по рядам).
Каждой группе даётся знак препинания ( точка, восклицательный, вопросительный
знаки). Составьте предложения на тему » Осень».
Y. Систематизация знаний о предложении.
1.
Комментированное письмо.
У. На доске записано предложение.
В воздухе кружатся
осенние листочки.
Задание: сократите
предложение до трёх слов.
Д.Кружатся осенние листочки.
У. Сократите предложение до двух слов.
Д.Кружатся листочки.
У. Найдите в этом предложении подлежащие и
сказуемое.
У.Что такое подлежащее? На какой вопрос
отвечает7
Д.Главный член предложения, который обозначает,
о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее
отвечает на вопрос кто? или что?
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос
отвечает?
Д.Главный член предложения, который обозначает,
что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на
вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У.Какое это предложение распространенное или
нераспространенное?
Д.Нераспространенное.
У.Приведите примеры распространенных и
нераспространенных предложений.
У. Замечательно.
2.Творческая
работа. Наблюдение над связью слов в предложении.
У. Из слов составьте предложение и выпишите
главные члены предложения.
В, этом, году,
Кубани, на, морозы, были, лютые.
Морозы были.
Д. В этом году на Кубани были лютые морозы.
3. Тест на тему «
Предложение». ( работа с сигналами)
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой
буквы; б) с большой буквы;
2.Предложение состоит из :
а) букв;
б) звуков; в) слогов; г) слов;
3.Если в предложении о чём-либо сообщается,
повествуется, то в конце предложения ставится:
а) вопросительный
знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4.Какой знак нужно поставить в конце
предложения.
Какой замечательный
вечер сегодня…
а) вопросительный
знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Подлежащее и сказуемое – это:
а) главные члены
предложения; б) второстепенные члены предложения
Ответы
записываются индивидуально каждым учеником:
Проверка производится
на компьютере.
YI. Итог урока. Рифлексия
·
Что нового вы узнали на
уроке?
·
Какие трудности возникли у
вас в ходе урока?
·
Что не понравилось вам на
уроке?
·
Что на уроке для вас было
самым интересным.
YII. Домашнее задание.
Дидактический
материал,с 26,упр.45, выучить правило.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.