Конспект урока в 4 –а классе
по предмету «Изобразительное искусство»
Тема: «Подводный
мир»
Вид занятия: работа
в технике «граттаж» - процарапывание.
Цель урока: Освоить
графическую технику «граттаж»
Задачи:
1. Обучение приему рисования предметов и передачи
пространства в технике «граттаж».
2. Развивать замысел и творчество детей(творческое
воображение), познавательную активность, внимание,
фантазию; расширять кругозор детей.
Оборудование
урока:
рисунок-заготовка, покрытый парафином и
затонированный
тушью; острый предмет для
процарапывания.
Зрительный
ряд:
репродукция картины Анри Матисса «Красные рыбы»,
коллективная работа учащихся «Подводное царство».
Музыкальный
ряд:
музыка в стиле «Acid Jazz»
Ход урока
1.
Орг.момент. Поздороваться с гостями.
2.
Вступительная
беседа.
Ребята, человек издавна стремился познать тайны подводного мира,
где бурлит своя, особенная жизнь. И даже сейчас, в 21 веке, не каждому
из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может наблюдать за
его обитателями, имея дома аквариум, изучая книги , картины, познавательные
передачи.
И мы с вами неоднократно обращаемся к данной теме. Посмотрите на
работу французского художника Анри Матисса «Красные рыбы»
и коллективную работу учащихся 4-б класса.
- Что особенно привлекает нас в этих работах?
- Как выглядит рыба?
- Чем отличаются друг от друга?
- Назовите основные части ее тела? (туловище, голова, плавники, хвост,
внешняя раскраска)
Определив основную форму рыбы, мы можем приступать к ее изображению.
Обратите внимание на схемы.
3.
Постановка
учебной задачи.
Подводный мир красивый и разноцветный. А у вас на столах лежат
листы черного цвета.
- Какую работу мы уже выполнили, и что будем
делать с заготовкой, чтобы у нас получились красочные рыбы?
а. Сначала сделали рисунок-заготовку. Нанесли на лист яркие,
цветные пятна акварели.
б. Лист высушили и натерли тщательно свечой.
в. Загрунтовали рисунок- заготовку черной тушью (добавляли
мыльную воду, чтобы тушь не скатывалась).
Сегодня мы займемся необычным рисованием: изобразим рыб в
технике «граттаж». В переводе с французского языка оно означает
«царапать, скрести» («гратте»). Будем использовать изобразительные
средства графики – линии, штрихи. Такой способ известен давно, им пользовались
многие художники.
Презентация.
Прежде, чем
приступить к работе, вспомним основные правила изображения предметов в
пространстве.
- Не ставить предметы на край композиции.
- На переднем плане изображаем крупно, а на дальнем –мелко.
Перспективу можно передать не только объемом, но и цветом:
на переднем плане мелкие детали прорисовываем, а на дальнем – нет
(сливаются).
4.
Практическая
работа.
- Аккуратнее работаем с острыми предметами, не должно быть прорезов
бумаги и дырок.
- Лист располагаете по желанию.
- Каждый из вас нарисует свою рыбу, а в конце урока составим все
работы вместе и увидим результат нашего труда.
- Где будем располагать ведущую (главную) рыбу? (в центре, рисуем
крупно)
- Какой линией или фигурой можно изобразить тело? (дуга)
- Я рисую на листе- заготовке (показываю, как наносить штрихи и
линии), а затем мелом на доске.
Рисуем овальную форму, овал туловище плавно завершается
хвостом.
Руль. Кости располагаются в виде веера. Процарапали.
Рот.
Дугой отделяем голову от туловища. Жабры( для
того, чтобы дышать,
у рыб имеется специальный орган – жабры, позволяющий
извлекать кислород из воды).
На спине находится плавник. Рассекает воду. Около
головы – линия побольше, а у хвоста поменьше. Кости. Вертикальное
проскабливание.
Вместо ног у рыб плавники и хвост, с помощью которых они
передвигаются в воде. Снизу – грудные плавники, брюшные и под хвостом непарный
плавник.
Глаз. Оставим зрачок черный, проскабливаем
вокруг (объем и выразительность). И чтоб глаз не слился с головой – оставим
ободок.
У большинства рыб тело покрыто чешуей. Чешуя покрупнее у
головы,
к хвосту постепенно уменьшается размер. Проскабливаем
веером - яркое пятно на темном.
Физминутка.
На дальнем плане рисуем контур рыб, затем рыбу
всю соскребаем,
оставляем черный глаз.
Дно красивое. Горизонтальные волнистые линии.
Многократное повторение. Песок от течения, как барханчики. Камешки, светлые места на песке проскабливаем. Близко к нам - цвет активный.
Декоративный элемент. Водоросли. Сделаем
композицию правильную.
Вертикальные волнистые, плавные линии, без углов. Вода
ласкает.
Наносим штриховку.
5.
Подведение
итогов. Выставка. Рисунки на доску.
Хаотично развесить рыб. Водоросли
прикрепить, когда дети
рисуют.
- С
какой техникой познакомились и учились работать?
- Какая работа понравилась?
– С помощью каких изобразительных средств графики вы смогли
передать красоту подводного мира? (Жизнь, движение)
Линии, штрих
- Что можно сказать о нашей работе?
Многообразен подводный мир. Все рыбы разные, а как
красиво получилось.
Спасибо всем за работу на уроке, что внимательно
слушали друг друга. Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.