Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)

Конспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)

Скачать материал

Тема: Транспорт веществ в организме.

Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

Показать значение процесса движения веществ.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Развивающие:

продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

^ Тип урока:

комбинированныйМежпредметные связи: химия, экология.

Внутрипредметные связи: ботаника, зоология, цитология.

Оборудование:

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация


ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

  3. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

  4. Изучение нового материала

  1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.

  2. Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

  3. Проводящие образования растений.

  4. Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

  1. Закрепление. Подведение итогов урока.


Ход урока


  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Проверка знаний.


Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.


    1. Подсолнух

    2. Амебы обыкновенная

    3. Паук-крестовик

    4. Майский жук

    5. Омар

    6. Осетр русский

    7. Озерная лягушка

    8. Прыткая ящерица

    9. Сизый голубь

    10. Бурый медведь


А – кожа

Б – легкие

В – жабры

Г – трахеи

Д – клеточное дыхание

Е – легочные мешки

Ж - устьица


Задание: вставьте пропущенные слова.


Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.


  1. проблемный вопрос актуализация знаний


На доске записано слово «транспорт».

- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

- Что перемещается в живом организме?

Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.


  1. Изучение нового материала.


^ 1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).


^ 2. Особенности транспорта веществ в растении.

Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

- Где происходит этот процесс? (в листьях)

- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

^ 3. Проводящие образования растений.

Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:


  1. Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

  2. У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

  3. ^ Особенности переноса веществ в организме животных.


Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

Задание: заполнить схемы:

1: Типы кровеносной системы http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_m5273deaf.gif

_______________ ______________

(……………..) (………………)

2: Органы кровеносной системы

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_34e38879.gif

______________ ______________

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_2ea3819b.gif

___________ __________ ___ ________ _______ _______


3: Работа с текстом:

В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.


Состав крови

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_m4cccd0d7.gif

_____________ _______________

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_3e4a3ff4.gif

__________ ____________

(………………….) (…………………….)


^ V. Закрепление. Подведение итогов урока.

Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

Тестовые вопросы.

Домашнее задание:

§12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по теме " Транспорт веществ". В конспекте отражены задачи необходимые выполнить по ходу изучения нового материала по теме, отражена цель которую мы должны придерживаться в ходе изучения темы. Урок комбинированного типа включающий в себя фронтальный опрос изученного ранее материала, изучение новой темы с актуализацией знаний основанной на установлении причинно-следственных связей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2020 3884
    • DOCX 26.9 кбайт
    • 246 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Говорова Ольга Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Говорова Ольга Витальевна
    Говорова Ольга Витальевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91288
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе