Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Решение неравенств методом интервалов" ( ( класс)

Конспект урока по теме "Решение неравенств методом интервалов" ( ( класс)

Скачать материал

 

Конспект урока по теме «Решение неравенств методом интервалов»

Класс:9

Дата:27.11

Цели урока:

Образовательная: обеспечение усвоения решения квадратных неравенств методом интервалов.

Развивающая: развитие умений анализировать, выделять главное,

обобщать.

Воспитательная: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, воспитание внимания, сообразительности и аккуратности.

Ход урока:

1.       Оргмомент

2.       Устная работа «Покопаемся в памяти»

Двоечник Вася, решая квадратные неравенства, получил следующие ответы:

а)              б) – 2 ˂ х ˂ 2            в) х > ± 3        г) х ˂ - 3 и  х > 3

Как вы считаете, могли ли получиться такие ответы. Если да, то придумайте неравенства, имеющие такие решения. Если нет, объясните, почему вы так считаете.

3. Постановка проблемы.

На предыдущих уроках мы научились решать квадратные неравенства. Для чего же нам нужен еще и метод интервалов? Допустим, нам надо решить вот такое неравенство: (x − 5)(x + 3) > 0

Какие есть варианты? Первое, что приходит в голову большинству учеников — это правила «плюс на плюс дает плюс» и «минус на минус дает плюс». Т.е. неравенство свелось к совокупности двух систем, которая, впрочем, легко решается:

Исходное неравенство сводится к совокупности двух систем неравенств.

Второй вариант – раскрыть скобки, в результате получается квадратное неравенство, графический метод решения которого также хорошо отработан.

Имеем: x2 − 2x − 15 > 0. Ветви параболы направлены вверх, т.к. коэффициент a = 1 > 0. График пересекает ось OX в точках x = 5 и x = −3.

Эскиз этой параболы:

Парабола с ветвями вверх и нулями в точках -3 и 5

Функция больше нуля там, где она проходит выше оси OX, т.е. интервалы (−∞ −3) и (5; +∞)

Почему эти методы неэффективны? Мы рассмотрели два решения одного и того же неравенства. Оба они оказались весьма громоздкими. В первом решении возникает совокупность систем неравенств. Второе решение тоже не особо легкое: нужно помнить график параболы и еще кучу мелких фактов.

И это было очень простое неравенство. В нем всего 2 множителя. А теперь представьте, что множителей будет не 2, а хотя бы 4.

Например: (x − 7)(x − 1)(x + 4)(x + 9) < 0.

Как решать такое неравенство? Перебирать все возможные комбинации плюсов и минусов? Рисовать график — тоже не вариант, поскольку непонятно, как ведет себя такая функция на координатной плоскости. Для таких неравенств нужен специальный алгоритм решения, который мы сегодня и рассмотрим.

4. Изучение нового материала.

Что такое метод интервалов?

Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x) > 0 и f (x) < 0. Алгоритм состоит из 5 шагов:

1.       Решить уравнение f (x) = 0;

2.       Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;

3.       Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;

4.       Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.

5.       Выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имеет вид f (x) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x) < 0.

5. Закрепление

1. Разобрать решение неравенств:

а) (x − 2)(x + 7) < 0

б) x 3х < 0

в) 2 – 9)(х + 3)(х - 2) > 0. На решение этого неравенства обратить особое

внимание, т.к. при переходе через х = – 3 знак на соседних интервалах не меняется.

2. Работа в парах.

Каждой паре учеников предлагается решить неравенства и заполнить таблицу 1 (решению каждого неравенства соответствует буква, ее и нужно занести в таблицу)

1

(2 – х)(8 – х) < 0

 

х ˂ 1  и  х > 7

И

2

(1 – х)(7 – х) > 0

2 ˂ х ˂ 8

А

3

(х – 2)(5 + х) > 0

х ˂-5  и  х >2

М

4

х 2 – 5х > 0

х ˂ 0  и  х > 5

О

5

2х – 5х 2 < 0

х ˂ 2

С

6

(х – 2)(2х - 3)2 < 0

0 ˂ х ˂ 2,5

Р

7

(– х 2 + 9)(5х + 2) > 0

х > 2

Г

8

2 – 4)(х +2) > 0

х ˂-3  и  -0,4 ˂ х ˂ 3

Т

 

7

4

3

1

6

8

1

5

5

2

4

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

В результате заполнения таблицы возникает имя Томас Гарриот.

7

4

3

1

6

8

1

5

5

2

4

7

Т

О

М

А

С

Г

А

Р

Р

И

О

Т

В связи с этим дается краткая историческая справка.

Знаки неравенства в их современном виде придумал английский математик Томас Гарриот (1560—1621). Книга с такими обозначениями вышла после смерти автора, в 1631 году. Знаки «<» и «>» являлись повёрнутыми на 90° буквами V и этим полюбились математикам (2, с.680)

3. Выполнение упражнений из учебника

№ 678 (5, 6) (1, с.186)

6. Рефлексия деятельности на уроке

Сегодня мы научились решать неравенства методом интервалов. Однако существуют более сложные неравенства — дробные. Для них тоже можно применять метод интервалов, но это тема для следующего урока.

7. Домашнее задание

П.15, №326,330

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Решение неравенств методом интервалов" ( ( класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая тетрадь по лабораторным работам дисциплины "Электротехника" (2 курс)
  • Учебник: «Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • Тема: Глава 1. Электрические цепи постоянного тока
  • 30.12.2020
  • 32136
  • 18
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 163
    • DOCX 56.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Головчанская Александра Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79939
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе