Конспект урока по
информатике и ИКТ
Учитель: Егорова
Ирина Николаевна
Класс: 10б МБОУ
СОШ №17
Тема
урока:
Компьютерное моделирование.
Тип
урока:
комбинированный
Цель урока: сформировать
систему понятий о компьютерном моделировании, его назначении, этапах и видах моделей,
получаемых в результате.
Задачи:
·
создание
условий для усвоения обучающимися особенностей и способов моделирования
объектов, явлений, процессов реального мира средствами ИКТ;
·
формирование
умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и
общеинтеллектуальный характер, формирование целостного и образного подхода к
анализу окружающего мира, развитие ассоциативного и операционного мышления;
·
воспитание
понимания важности познания мира путём моделирования;
·
развитие
учебно-познавательной мотивации (самостоятельных действий по поиску различных
способов решения);
·
развитие
умения планировать учебную деятельность;
·
формирование
межпредметных связей.
Требования,
предъявляемые к обучающимся:
Предметные
результаты
Знать:
·
сущностные
характеристики и назначение компьютерного моделирования;
·
этапы
компьютерного моделирования;
·
виды
компьютерных моделей: расчетные, графические, имитационные.
Уметь:
·
исследовать
с помощью компьютерной модели поведение объекта в соответствии с поставленной
задачей;
·
оценивать
адекватность компьютерной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
·
использовать
инструменты визуализации для наглядного представления данных и динамики их
изменения.
Личностные
результаты
·
повышение
образовательного уровня за счет освоения нового программного обеспечения;
·
социальная
адаптация в информационной среде;
·
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками.
Метапредметные
результаты
·
умение
самостоятельно ставить и формулировать новые задачи в познавательной
деятельности;
·
умение
устанавливать аналогии;
·
получение
опыта использования компьютерного моделирования при исследовании различных
объектов, явлений и процессов.
Оборудование: рабочее
место учителя, рабочие места обучающихся, проектор, интерактивная доска,
документ-камера, модель цыпленка (механическая игрушка).
Программное
обеспечение: программа
MyTestX, Notebook,
I’talk, «1С: ИЗМЕРИТЕЛЬ», MS Excel.
Раздаточный
материал: технологическая
карта для построения статической компьютерной модели; комплекс упражнений для
снятия усталости; кроссворд – для работающих с опережением
Приложение 1
Компьютерный
файл с тестом Входной контроль.mtf экспортирован в текстовый формат с помощью
программы Редактор тестов MyTestEditor
"Моделирование и формализация"
Задание
#1
Вопрос:
Разделите
представленные модели на две группы:
1) информационные
2) материальные
__ вербальное
(словесное) описание объекта
__ макет дома
__ глобус
__ граф, отражающий
стоимость перевозок
__ карта местности
__ фотография
__ манекен
Задание
#2
Вопрос:
Результат перехода
от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в
определенной знаковой системе называется...
(запишите слово с
клавиатуры в именительном падеже)
__________________________________________
Задание
#3
Вопрос:
Укажите порядок следования этапов моделирования:
__ Формализация
задачи
__ Постановка
задачи
__ Компьютерный
эксперимент
__ Разработка
компьютерной модели
__ Анализ
результатов моделирования
Задание
#4
Вопрос:
Укажите граф, соответствующий
таблице:
Укажите
место на изображении:
Задание
#5
Вопрос:
Укажите наиболее
подходящую формулировку для определения понятия "модель"
1) копия реального
объекта, сохраняющая все свойства оригинала для цели моделирования
2) упрощенное или
усложненное подобие реального объекта, сохраняющее все физические свойства
оригинала
3) подобие
реального объекта, отражающее лишь некоторые свойства оригинала, существенные с
точки зрения моделирования
Ответы:
1) (1 балл) Верные
ответы:
1;
2;
2;
1;
1;
1;
2;
2) (1 балл) Верный
ответ: "формализация".
3) (1 балл) Верные
ответы:
2;
1;
4;
3;
5;
4) (1 балл) Верные
ответы:
5) (1 балл) Верные
ответы: 3;
Приложение 2
Кроссворд по теме «Формализация и
моделирование»
По
горизонтали:
2. Некий новый объект, который отражает существенные
особенности изучаемого объекта, явления или процесса (модель).
5.
Пример образной модели (рисунок).
7.
Пример знаковой модели (формула).
9. Метод
познания, заключающийся в построении и исследовании моделей
(моделирование).
10.
Любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как
совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного
результата (система).
По
вертикали:
1.
Уровень соответствия модели, создаваемой на основе имеющейся информации, реальному
объекту или процессу (адекватность).
3.
Графический объект, состоящий из вершин, соединенных линиями (ребрами)
(граф).
4.
Процесс проверки правильности модели (тестирование).
6.
Преобразование задачи, полученной на этапе ее постановки, в такую форму,
которая может быть описана средствами формального языка (формализация).
8. Часто
используемая информационная модель (таблица).
Приложение
3
Точечный массаж «Сохранение эмоционального спокойствия»
Упражнение
1
Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации
внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.
Повторяют 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия - вдох.
Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой
руки.
Упражнение 2
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая
выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие
сжатия кулака, делают вдох. Повторяют 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми
глазами удваивают эффект. Упражнение помогает также в точном
запоминании важных вещей.
Упражнение
3
Тщательно массируют и раздражают оба мизинца. Затем разгибают обе
руки над головой. Зацепляют руки друг с другом кончиками пальцев и перетягивают
их попеременно то в правую, то в левую сторону. Притягивают руки в одну и
другую сторону в течение 5 секунд.
Комплекс упражнений по активизации умственной
деятельности:
1. Соединить
ладони и потереть одну ладонь о другую до нагрева.
2. Указательным
и большим пальцем «лепить» уши.
3. Указательными
пальцами с нажимом рисуем брови.
4. «Моем»
кисти рук.
5. Встряхнули
руки.
Приложение 4
Технологическая карта для обработки
статической модели
Минимальный уровень (обязательное задание)
1. Запустите программу
«1С:Измеритель» и, используя в верхнем меню выпадающий список «Файл», загрузите
фотографию Измерение расстояний.jpg, расположенную по адресу D:\Измеритель
- Нажмите
кнопку и
щелкните мышью на поле с фотографией. После появления системы координат
найдите рядом с ней масштабный отрезок и растяните его вдоль изображения
ученика. Далее следует задать длину масштабного отрезка, а для этого
необходимо внести рост того ученика, которой отображен на фотографии, в
соответствующее окошко «Мерный отрезок».
Теперь, если вы с
помощью инструмента для измерения длины отрезков (нажать кнопку и после
изменения вида курсора щелкнуть мышью на поле с фотографией) растянете другой
отрезок вдоль любого изображения на фотографии, то компьютерная программа
сравнит длину нового отрезка с длиной «Мерного отрезка» и выдаст его размер (на
рисунке – высота вертикальной башни 18,4
м, если высота ученика 1,72 м).
- Чтобы не записывать данные в
тетрадь, нажмите в правом нижнем углу окна программы «Измеритель для
обработки фото и видео» кнопку «Показать таблицу». В появившейся таблице
будет отражена высота предмета, которую вы измерили по фотографии (вкладка
«Отрезок»).
Нажав
кнопку «Экспорт в Excel» перенесите эти данные в редактор таблиц Excel и
сохраните их в виде файла на жестком диске (Файл–Сохранить как – СВОЯ ПАПКА –
имя файла Измерение расстояний.xls).
Средний уровень
4. Найдите
высоту башни, используя вместо инструмента «Отрезок» инструмент «Точка» Проанализируйте
полученные результаты. Одинаковые ли значения получились? Подумайте, почему.
Высокий уровень
5. Найдите
объекты, которые можно измерить, используя инструмент «Угол»
Проведите измерения, оцените результаты.
Итоговый вопрос:
Каким условиям
должен удовлетворять снимок (фотография), чтобы результаты измерений оказались
достоверными?
Приложение 5
Домашнее
задание
Уровень стандартный
- Запустите
программу «Измеритель» и, используя в верхнем меню выпадающий список
«Файл», загрузите фотографию с зернами, выстроенными вдоль кромки
- Используйте инструмент для увеличения фрагмента
фотографии.
- Установите систему
координат на поле с фотографией с помощью кнопки , растяните «Мерный отрезок»
вдоль нескольких сантиметровых делений линейки и внесите его длину в окно
под надписью: «Мерный отрезок» на панели справа (см. рисунок).
- Воспользуйтесь
инструментом «Отрезок» для измерения длины участка линейки, вдоль которой
вплотную друг к другу лежит N зерен. Полученная длина отразится на правой
панели окна «Измерителя по обработке фото и видео» и в Таблице, которая
появляется при нажатии на кнопку «Показать таблицу».
В этой же таблице можно увидеть и число зерен,
которое покрывает проведенный отрезок, если нажать кнопку «Точка» и кликнуть в
контуре каждой точки, как бы пересчитывая зерна.
Сохраните эти
данные для отчета, нажав кнопку «Экспорт в Excel».
Заполните таблицу:
Размер зерна
|
Число зерен, лежащих в ряду вплотную
|
|
Общая длина ряда зерен, лежащих вплотную, мм
|
|
Средний размер одного зерна
|
|
Результаты
перешлите учителю egirka@mail.ru или сохраните на школьном сервере, в папке Компьютерные
модели ДЗ
Уровень творческий
Взять
фотографию или видео из личного архива. Составить соответствующую сюжету модель
с помощью программ EXCEL и 1C: измеритель. Подготовить отчет (устный или письменный) о
проделанной работе по плану:
- описание
объекта-оригинала;
- получившаяся
компьютерная модель;
- этапы
построения (трудности, которые возникали при работе);
- адекватность
модели.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.