Конспект урока
Слайд1
Деепричастный
оборот
Цели и задачи:
Отработка
постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
Повторение знаний
о фразеологизмах;
развитие
творческих способностей, логического мышления детей;
Необычное сегодня состязание:
Пусть пригодятся
ваши знания
Тем, кто русский
язык любит,
Думаю, интересно
будет.
В страну Деепричастий приглашаю,
Ответов удачных от
вас ожидаю!
1.
Разминка «Трудные
слова» слайд2
Прекратив,
рассчитывая, изощряясь. отразив, сражаясь, претендуя, исказив. расстилаясь
2.
Да-нет
слайд3
- Деепричастие отвечает на вопрос когда?
- Деепричастие образуется от глагола?
- Деепричастие изменяется?
- Деепричастие имеет суффиксы: вши, -я, -а, -в?
- В предложении деепричастие является сказуемым?
3.
Свои – чужие слайд4
Найдите деепричастие:
а)
почуяв б) сожалел
в)
услышал г) ознакомься
4.
Стоп!-состав слайд5
Найдите слово,
строение которого соответствует схеме
а) грохочущий
б) задумавшись в) испуганный г) заметивши
5.
Тайна фразеологизмов слайд6
Не
солоно хлебавши (не получив удовлетворения,
ничего не добившись).
Выражение
это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым
продуктом: “хлебать с солью” считалось примерно таким же признаком
состоятельности, благополучия, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме
почетные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
Очертя
голову (безрассудно, с отчаянной
решимостью).
Древние
воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей
головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские
удары, сохранит воинов невредимыми.
6.Установите соответствие слайд7
Замените слова и
обороты синонимичными фразеологизмами. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические
обороты, содержащие деепричастия.
1.Мы слушали,
забыв обо всём, рассказ о подвиге летчика.
|
1. Не
смыкая глаз
|
2.Бригада
энергично взялась за работу.
|
2.Скрепя сердце
|
3.Ты последнее
время работаешь небрежно.
|
3.Не солоно
хлебавши
|
4.Просители
ушли, ничего не добившись.
|
4. Спустя рукава
|
5.Я неохотно
согласился принять участие в этой поездке.
|
5. Засучив
рукава
|
6.Всю ночь
разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.
|
6. Затаив
дыхание
|
7.
Сделай выбор слайд8
К данным
деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных
предложений. .
1.Дойдя до реки,…а)
усталость овладела нами; б) мы устроили привал.
2.Плывя в
лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;
б) путешественники видели
по берегам реки множество птиц.
3.Заметив со всех сторон
лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз
охватил ужас.
4.Собираясь в поход,…а)
ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен
сбор.
5.Подъезжая к станции,…а)
пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.
6.Набирая скорость,… а)
поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание
телеграфных столбов.
8.
Корректор слайд9
Найдите
предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
а) Надвигалась
гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.
б) Опустив голову,
бабушка закружилась в танце.
в) Залюбовавшись
птицами, я забыл о еде.
г) Собака залилась
громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.
д) Максим,
вернувшись домой, долго не мог успокоиться.
е) Сдвинув на
затылок косынку девочка прибирала веранду.
ё) Собираясь в
поход, приготовь все заранее.
ж) Часов в
одиннадцать утра, подкрепив свои силы чаем и хлебом мы пошли вверх по реке.
Слайд10
«КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ?»
Английский поэт Р.Саути
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая,
шатаясь,
Сплетаясь, звеня,
клокоча,
Взвиваясь, вертясь,
грохоча,
Морщинясь, волнуясь,
катаясь,
Бросаясь, меняясь,
воркуя, шумя,
Взметаясь, и пенясь,
смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь,
стремясь, вырастая ,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в
сверкающем, быстром Лодоре!
Слайд11
Творческое задание “Изобразите русскую
пословицу”.
Изобразите
пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой
русской пословице.
Не
зная броду, не суйся в воду.
Не
убив медведя, шкуры не продают.
Не
работая, сыт не будешь.
Слайд13
Загадки
текста
Прочитайте
текст и определите его тему. Докажите, что это повествование. Озаглавьте текст.
Расставьте знаки препинания. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе
с тем словом, от которого они зависят.
Охота.
Мы шли очень
тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю
мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо
сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак,
он стал готовиться.
Откашлявшись
и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и,
закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику
удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и
скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.
У
верного спутника моего выходило очень похоже. Подражая старому волку, Вася заводил
глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. Тотчас, не дав ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых
волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.
Мы стояли , выжидая, пока молодые волки
совсем затихнут, и стали отходить очень тихо.
(По И. Соколову– Микитову)
Слайд12
Загадки
текста
Мы шли очень
тихо и осторожно иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю
мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо
сняв заплечный мешок прислонив ружьё к стволу сосны сделав мне условный знак он стал готовиться.
Откашлявшись
и оглядевшись он приложил ко рту сложенные рупором ладони и закинув
голову удивительно точно начал подражать волчьему
вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна , жутка
волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и
жалоба на лютый голод.
У
верного спутника моего выходило очень похоже. Подражая старому волку Вася заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню низко нагнувшись над землёю. Тотчас не дав ему окончить отозвался в чащобе выводок молодых
волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.
Мы стояли выжидая пока молодые волки
совсем затихнут, и стали отходить очень тихо.
(По И. Соколову– Микитову)
Слайд14
Рефлексия. Из каждой строчки выберите лишь те
буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА -
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФЭСФПЕ-
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД –
Слайд15
Будьте всегда
счастливы!
«Четвертый
лишний»
Зависевший,
умывшись, подействовав, играя.
(Зависевший —
причастие, остальные слова — деепричастия.)
Наколдовав,
разделившись, углубляясь, надавив.
(Углубляясь —
деепричастие несовершенного вида, остальные совершенного вида.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.