Использование методики критического
мышления на уроке русской литературы в шестом классе по теме: А.С. Пушкин –
"Метель".
Как проводить уроки литературы, чтобы подростки не
только знали художественный текст, но и умели рассуждать, мыслить критически,
задавать вопросы, принимать решения.
С появлением методики критического мышления все эти
вопросы перестали быть риторическими и учащиеся с удовольствием стали посещать
уроки литературы.
Для примера возьмём урок по
изучению повести А.С. Пушкина "Метель"
Приём "мозговой шторм" развивает творческое
мышление. Класс делится на пять подгрупп по пять-шесть-семь человек
Первый этап -
1) "Проследить по тексту описание метели. Какова её
роль?" (работают три подгруппы)
2) Какую роль сыграла метель в судьбе Марьи
Гавриловны? (работают три подгруппы)
Каждая группа выносит свои предложения, фиксируют на
доске, плакатах (критика и комментирование не допускается) (десять-пятнадцать
минут)
Второй этап - Коллективное обсуждение
идей и предложений (Все три группы вносят свои предложения, стараясь объединить
их в целое)
Третий этап - Все три группы
выносят одно общее решение. Три подгруппы делают вывод: "Метель - это не
просто природная стихия, она является поворотным пунктом в судьбе главных
героев"
Четвёртые-шестые подгруппы: "Марья Гавриловна в
начале несчастлива из-за разыгравшейся метели, а потом становится счастливой
благодаря метели."
Чтобы развить в учащихся самостоятельность суждений,
индивидуальность, в конце урока шестиклассники напишут свободное письмо
"Любовь в жизни героев". Даётся клише: Здравствуй ..., я думаю, мне
(не) нравится, а как ты бы поступил, а как ты думаешь... и т.д.,
До свиданья.
На стадии рефлексии учащимся предлагается
проанализировать свою деятельность на уроке:
- Сегодня на
уроке я научился
- Сегодня на
уроке мне понравилось
- Сегодня на
уроке мне не понравилось
И завершаем урок
приёмом «Написанием синквейна» (Пятистишье)
На первой строчке
записывается одно слово – существительное. (Тема синквейна)
На второй строчке написать
два прилагательных, которые раскрывают тему синквейна.
На третьей строчке
записываются три глагола описывающих действие, относящееся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается
целая фраза, в которое заключён смысл темы синквейна
Последняя
строка
- это слово - резюме, которое как бы поясняет тему синквейна
1-3 подгруппам
дается тема синквейна:
1) любовь,
2) большая,
неожиданная
3) страдает,
надеется, радуется
4) Неожиданная
любовь радует Марью Гавриловну
5) Любовь –
это чудо
4-6 подгруппам
даётся тема синквейна:
1) Метель
2) Сильная,
судьбоносная
3) Разбушевалась,
воздействовала, не утихала
4) Судьбоносная
метель воздействовала на жизнь героев
5) Метель - судьба
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.