Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Технология / Конспект урока по технологии на тему "Технология приготовления бутербродов и горячих напитков" (5 класс)

Конспект урока по технологии на тему "Технология приготовления бутербродов и горячих напитков" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_5ba6153c.gif

Тема урока: Технология приготовления бутербродов и горячих напитков.

Цели: организовать деятельность обучающихся по приготовлению бутербродов и горячих напитков.

Задачи обучения: ознакомить учащихся с историей появления хлеба; ознакомить с видами бутербродов и продуктах для их приготовления; технологией приготовления бутербродов; дать информацию о видах горячих напитков; обучить приготовлению горячих напитков; ознакомить с электроприборами для приготовления бутербродов и горячих напитков; обучить приготовлению бутербродов и горячих напитков; развивать внимательность, творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола; воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник технологии 5 класс, рабочая тетрадь, инструкционные технологические карты «Приготовление горячих бутербродов и чая», «Правила техники безопасности при работе с ножом, электрической плитой» , презентация



Ход урока.

1.Ораганизационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация имеющихся знаний / способов действия.


Повторение изученного материала.

1.Какие правила санитарии и гигиены нужно соблюдать на кухне?

2.Какие правила безопасного труда необходимо знать и выполнять, когда работаешь ножом? Горячей посудой? Кипящей жидкостью?

3.Назовите известные вам пищевые вещества.

4.Что такое пищевая пирамида? Что она помогает понять?

5.По каким признакам можно определить, что у человека пищевое отравление? Как оказать ему первую медицинскую помощь?

Актуализация знаний.

1. Как вы думаете какой самый главный продукт в нашем питании? ( хлеб)

2.Что вы знаете про хлеб?

3.Чем мы в основном завтракаем?

4.На каком ярусе пищевой пирамиды находится хлеб?

Формулирование темы урока.

3. Формирование новых знаний и способов действия.

Изложение нового материала

Основной компонент для приготовления бутербродов- это хлеб.

- Как вы думаете полезен ли хлеб? Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древнейших и самых значительных , самых надёжных видов пищи на земле. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину в витаминах группы В, солях фосфора и железа.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Какое-то время хлеб считался деликатесом и выпекали его только на торжества, так же уважительно относились к тому, кто его выпекал. Хлебопёки держали рецепты в тайне и передавали их из поколения в поколения.

Хлеб- святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению. Праздник хлеба – очень популярное явление. Россия не исключение. Ежегодно в Москве проходит «Праздник Хлеба», в котором принимают участие предприятия со всей России.

С тех пор как хлеб появился на столе, о нём слагают песни, сказки, пословицы и поговорки.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? ( учащимся было заранее дано задание найти пословицы и поговорки о хлебе)

  • Хлеб всему голова.

  • Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

  • Хлеб сердце человеку укрепит.

  • Хлеб хлебу брат.

Хлеб пекут из пшеничной муки или из их смеси с добавлением воды, соли, дрожжей и молока.

Хлеб постоянно присутствует в нашем доме. Но знаете ли вы, как обращаться с этим незаменимым продуктом? Когда покупаете хлеб, не забывайте о том, что он не может долго храниться, поэтому бери его столько, сколько потребуется вашей семье на день-два.

Хранить хлеб лучше всего в специальных хлебницах, в которых он хорошо сохраняет свою свежесть. При этом следует своевременно удалять из хлебницы остатки хлеба – кусочки, ломтики, крошки и не реже одного раза в неделю промывать её, а затем тщательно просушивать.

Ассортимент хлебобулочных изделии очень велик. Хлеб всегда присутствует в питании человека и является главным компонентом при приготовлении бутербродов. В переводе с немецкого, бутерброд- это хлеб с маслом.

Кто изобрёл бутерброд? Наверное, очень весёлый человек, тот самый кто первым сказал: бутерброд всегда падает маслом вниз. Немецким монахом Бредом Бутером был проведён эксперимент, где участвовало 384 человека. Они намазывали хлеб маслом и в течение 11часов подбрасывали бутерброды, которые всегда падали маслом вниз.

Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом и ужином , к супу, чаю, а также берут в поход.

Бутерброды могут быть разнообразной формы: круглой, овальной, ромбической, треугольной, квадратной и тд. Толщиной около 1 см. Для бутербродов используют всевозможные продукты: брынза, сыр, яйца, мясо, рыба, соленья и др.

По способу приготовления бутерброды делятся на:

  • открытые ( простые и сложные)

  • закрытые (сандвичи)

  • закусочные (канапе)

  • горячие (гренки)

  • холодные и горячие


Технология приготовления бутербродов .

Открытые бутерброды:


- готовят на пшеничном и ржаном хлебе

- хлеб нарезают толщиной 1 см

- намазывают маслом

- сверху один или несколько нарезанных продуктов (отварного мяса или птицы, колбасы, сыра, вареного яйца, огурца, помидора), а также веточку зелени или листик салата.

- простые – 1-2вида продукта

- сложные- несколько видов продуктов.

Закрытые бутерброды:


- готовят из 2 половинок хлеба

- на хлеб кладут продукты и закрывают вторым ломтиком хлеба

- продукты закрепляют шпажками.

Горячие бутерброды :

- хлеб нарезают толщиной 1 см.

- запекают с продуктами в духовке

- обжаривают на сковороде или в микроволновой печи



Для гренок:

- хлеб(черствый) нарезают толщиной 1 см.

- хлеб смазывают маслом

- обжаривают или запекают на сковороде, противне или в специальных устройствах - тостерах

- подают в горячем виде с яйцом, сыром, грибами, овощами и с другими продуктами.

Закусочные бутерброды ( канапе) :


- готовят на фигурных ломтиках хлеба (обжаривают до румяной корочки)

- на хлеб укладывают продукты в несколько слоёв по форме хлеба

- толщина хлеба -0,5 – 0,8 см., ширина – 3-4см.

- продукт закрепляют шпажками

Также стол могут украсить весёлые бутерброды.

Все виды бутербродов можно украсить кольцами овощей, веточками зелени, листиками салата и др.

Физкультминутка: ( стоя за партой )

  1. И.п.- стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.

  2. И.п.- руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. Тоже в другую сторону.

  3. И.п.- руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п.Тоже в другую сторону.

Требования к качеству готовых бутербродов.

- бутерброды готовят непосредственно перед подачей

- продукты , входящие в состав бутербродов должны быть свежими ,

- горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде,

- хлеб не должен быть слишком тонким или толстым (1- 1,5 см.),

- хлеб должен быть полностью покрыт продуктами

- вкус, цвет и запах бутербродов должны соответствовать используемым продуктам.

- хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.

Бутерброды подают на блюде или подносе, где их располагают в один ряд. Все бутерброды, кроме канапе, берутся руками или лопаточкой. Канапе берутся за вилочки-шпажки. Горячие и большие по размеру бутерброды едят вилкой и ножом.

Закрепление изученного материала .

  • Самый главный продукт питания?

  • Как называются маленькие бутерброды?

  • Какой толщины нарезают хлеб для бутербродов?


Самостоятельная работа.


Соедини стрелкой вид бутерброда с его описанием, как показано на примере.


Холодный закрытый


Запеченный ломтик хлеба с яйцом, грибами ( подают в горячем виде)

Гренок

Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром и т.п.

Горячий открытый

Закрытый бутерброд, запеченный в микроволновой печи или духовке

Канапе

Бутерброд на обжаренном ломтике хлеба

Холодный открытый

Маленький закусочный бутерброд


Горячий закрытый

Два ломтика хлеба с начинкой между ними




К бутербродам подают горячие напитки. К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавлении сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается. Горячие напитки чаще всего подают на завтрак и полдник. Готовить их рекомендуется непосредственно перед подачей.

Чай – тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.

Чайное растение – вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. Более 95% всемирного производства чая приходится на долю черного.

Помимо черного чая, есть еще зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая), белый, с различными фруктовыми добавками, травяной чай. Все сорта чая (кроме травяного) содержат кофеин – вещество, стимулирующее сердечную деятельность. Эфирные масла придают чаю аромат. В чае содержатся витамины. На качество напитка влияет вода. Чем мягче вода, тем вкуснее чай.

Приготовление чая.

Для приготовления чая используют заварной чайник ( фарфоровый, стеклянный или глиняный). Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить кипятком заварной чайник, насыпать в него определенное количество чая(обычно из расчета одна чайная ложка чая на одну чашку напитка) и залить кипятком на 1/3 чайника. Дать настояться под специальной грелкой 5-8 минут, а потом долить чайник кипятком.

Чай подают в стаканах с подстаканниками или в чайных чашках с блюдцами. Отдельно к чаю предлагают лимон, сахар, варенье или мёд в розетках или вазочках, сушки, пряники, булочки, пирожные и т.д.

Кофе – тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психическую активность человека. Натуральный кофе – это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабским, его называют «Мокко». Он отличается прекрасными вкусовыми качествами. В настоящее время Бразилия является крупным производителем кофе, там его готовят по особенному, смешивают различные сорта, благодаря чему поддерживается высокий стандарт.

Его готовят из обжаренных и измельченных зёрен (семян) плодов кофейного дерева. В продажу кофе поступает в зернах, молотый и растворимый. Если кофе в зернах, его перед размалыванием обжаривают. Варят кофе в кофейнике, в электрической кофеварке и специальном сосуде – турке. Для приготовления кофе соблюдают специальные правила.

Секреты приготовления кофе.

1.Посуда для приготовления кофе (кофейник, турка) должна быть чистой, использоваться только для приготовления кофе.

2.Вода для приготовления должна быть по возможности мягкой. Можно взять обычную воду, но очищенную с помощью фильтра.

3.Кофе рекомендуется молоть непосредственно перед приготовлением.

4.Для сохранения аромата молотого кофе его следует хранить в плотно закупоренной жестяной банке или стеклянной баночке.

Технология приготовления кофе.

Нет ни одного точного рецепта приготовления кофе. Все зависит от желаемой крепости напитка. Порошок засыпают в кофейник, заливают кипятком, доводят до кипения и снимают с огня. Дают настояться 5 минут и процеживают.

Чай и кафе можно заварить в френчпрессе (французский пресс) (рис.27 стр.49), также кофе можно приготовить в кофеварке и в кофемашине.

Готовые кофе подают горячим или холодным в кофейных чашках. Отдельно предлагают в розетках сахар, в молочнике – горячие молоко или сливки. К черному кофе можно подать лимон.

Детям лучше пить не кофе, а кофейные напитки, в состав которых в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.

Какао. Какао-порошок получают в результате переработки какао-бобов – семян тропического дерева какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева – Южная Америка. Зёрна – бобы высушивают, обжаривают и очищают от оболочки. Затем измельчают и перетирают в порошок. Порошок какао содержит такие питательные вещества как жир и белки, поэтому напиток такой сытный (калорийный). Из какао-порошка готовят какао - питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао-порошок в плотно закрытых банках.

Для приготовления напитка необходимо порошок какао смешать с сахаром и залить небольшим количеством кипятка. Растереть до однородной массы. Затем в эту массу при непрерывном помешивании ввести горячее молоко и довести до кипения.

Подают какао в чашках или стаканах. Отдельно можно предложить взбитые сливки или мороженое.

Существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих напитков:

  • Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.

  • Нельзя использовать чайную заварку через 3-4 часа или на следующие сутки после приготовления.

  • Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.

  • Цвет напитка должен быть, если это чай, красно-коричневым или зеленоватым, если кофе – темно-коричневым.

  • Напиток должен быть прозрачным.

  1. Совершенствование знаний и способов действия.

Практическая работа. «Приготовление бутербродов».

Вводный инструктаж: Объяснение хода работы (на доске), правила техники безопасности при работе с ножом, тёркой. (учащиеся пользуются инструкционными технологическими картами).

Текущий инструктаж.

Учитель следит за правильностью выполнения работы и соблюдением правил безопасного труда, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

В ходе практической работы осуществляется контроль:

  • За соблюдением правил безопасности труда, санитарии, гигиены;

  • За организацией рабочего места;

  • За соблюдением последовательности приготовления;

  • За выполнением правильных приёмов работы с инструментами и приспособлениями;

  • За трудовой дисциплиной.

Заключительный инструктаж:

Объявление об окончании работы, сервировка и дегустация блюд, уборка рабочих мест;



5. Контроль и оценка знаний и способов действия.

Верны ли следующие утверждения?

Утверждение

Да

Нет

1.Бутерброды готовят непосредственно перед подачей на стол



2.Бутерброды бывают только открытые и холодные



3.Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см.



4.Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа при температуре +2…+6*С



5.Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом





Проверь себя:

1.Полезный напиток, бывает черным, зелёным, белым, желтым и красным, травяным, с фруктовыми добавками.

2.Тонизирующий напиток, который в продаже бывает в зернах, молотый и растворимый.

3.Напиток из зерен тропического шоколадного дерева.

4.Электрический прибор для приготовления кофе.

5.Устройство для приготовления кофе, чая и трав в виде стеклянной ёмкости с поршнем.

Контроль умений осуществляется при выполнении практической работы, по критериям.


6.Рефлексия

В конце урока учитель совместно с обучающимися проводит итог выполненной на занятии работы: обобщаются сведения по пройденной теме, обсуждаются результаты самостоятельной и практической работы, отмечаются лучшие результаты, намечаются планы на следующий урок.


Домашнее задание: §7,8; узнай, чем полезен напиток из цикория и как его готовят.

  • Технология
Описание:

Конспект урока по технологии на тему "Технология приготовления бутербродов и горячих напитков" подробно описывает ход урока. Урок комбинированный (включает и теорию и практику). Учитель знакомит учащихся с историей появления хлеба, с видами бутербродов и продуктах для их приготовления, технологией приготовления бутербродов, даёт информацию о видах горячих напитков, на практике обучает приготовлению бутербродов и горячих напитков, знакомить с электроприборами для приготовления бутербродов и горячих напитков, рассказывает о требованиях, предъявляемых к бутербродам. В конце конспекта карточка для проверки знаний учащихся.

Автор Изоева Ирина Анатольевна
Дата добавления 07.11.2017
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 592
Номер материала MA-072064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»