Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по русской литературе с использованием ИКТ "Личность М.Ю.Лермонтова сквозь восприятие современников".

Конспект урока по русской литературе с использованием ИКТ "Личность М.Ю.Лермонтова сквозь восприятие современников".

Скачать материал

 

Учитель русского языка и литературы средней школы-лицея №23

г.Актобе Самиева Айна Алтаевна.

             Урок литературы в 9-м классе с использованием ИКТ.

Личность М.Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников.

Трагизм судьбы поэта.

Цели урока:

  • В столкновении противоречивых свидетельств мемуаристов на конкретных ситуациях показать поэта высокомерным и ранимым, холодно сдержанным и страстно откровенным, бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным; показать трагизм судьбы поэта в светском обществе эпохи реакции, то есть проследить “историю души поэта”.
  • Развивать эмоциональную увлеченность жизнью и творчеством поэта.
  • Воспитывать патриотов своей Родины, нравственно целостные личности.

Наглядность:

портреты М.Лермонтова работы К.А.Гобунова (1841 г.), Д.П.Палена (1840 г.), П.Е.Заболотского (1837 г.), автопортрет (1837 г.), сборник “Живые страницы” М.,1972 г., сборник стихов М.Ю.Лермонтова, репродукции рисунков и картин Лермонтова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.

План.

1. Стихотворение “Смерть поэта” и его огромный общественный резонанс.

Первая ссылка на Кавказ.

2. Современники о внутреннем мире сквозь внешний облик М.Ю.Лермонтова.

3. В Петербурге.

4.Вторая ссылка. Лермонтов и Кавказ.

5. Отклики на гибель Лермонтова в переписке и мемуарах его современников.

Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить.
А.Навои

Ход урока

Презентация.

– Ребята, (слайд1) на этом уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.(слайд2) Эпиграфом этого урока я взяла слова А.Навои: “Словами можно смерть предотвратить, // Словами можно мертвых оживить”. И это не случайно, т.к. главная цель урока через мемуары, письма, зарисовки, дневники современников Лермонтова увидеть и понять одного из самых сложных, противоречивых людей XIX века. .(слайд3)

-- Ребята, давайте вспомним строчки уже знакомых вам стихотворений Лермонтова.

– Верно, но эти строки были написаны уже известным поэтом, а до этого….(слайд4)

29 января 1837 г. в Петербурге умирал великий человек, равного которому не было. У дома его стояла толпа людей. Они безмолвно вглядывались в окна квартиры, а многие из них думали одну и ту же думу: “Кто же отомстит убийцам за смерть Пушкина? Кто теперь заменит его? Найдется ли в России другой великий поэт?”.

А.П.Шан-Гирей, (слайд 5 ) троюродный брат поэта, вспоминал: “В январе 1837 г. мы все были внезапно поражены слухом о смерти Пушкина <…>Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его. Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённым в нем святотатственным убийством, он, в один присест, написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу”.

(Мы читаем строки стихотворения “Смерть поэта”, обращаю внимание ребят на выделенные слова, подчеркивающие истинное горе и негодование поэта…).(слайд6)

Погиб поэт, невольник чести
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и с жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид, --
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… И убит!..
…Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен
И на устах его печать.

В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не только выразил народную скорбь, но и бесстрашно назвал тех, кто погубил Пушкина: толпу вельмож, окружавшую царский трон. Он заклеймил их как безжалостных палачей, погубивших великого поэта.

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Стихотворение “Смерть поэта” правящие круги николаевской России встретили с ненавистью и страхом: его текст был доставлен царю с припиской: “Воззвание к революции”.

“…<Стихи> переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались всеми наизусть,” -- вспоминает литератор И.И.Панаев.

“Виновник” быстрого распространения “Смерти поэта”, близкий друг М.Ю. Лермонтова С.А.Раевский писал: “ Экземпляров просили полных, я раздавал и с прибавлением требовали”.

“Прибавление” -- 16 последних строк, первая из которых начиналась словами, точно указывавшими, кому они адресованы:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

Николай I (слайд7) отреагировал на них так: “Приятные стихи, нечего сказать; я послал <…> осмотреть бумаги Лермонтова <…>. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.

Лермонтов был арестован 18 февраля, а 20-го – Раевский. Объявить поэта, как хотелось бы царю, сумасшедшим было неудобно: незадолго до этого был объявлен сумасшедшим Чаадаев. Но, по мнению царя, написать что-нибудь смелое, прямое мог только сумасшедший.

22 февраля было заведено дело “О недозволительных стихах…”, а 25-го уже было объявлено “высочайшее повеление”: “Лейб-гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова, за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк…”.

-- Ребята, посмотрите на этого человека.(слайд8) (показ портрета 1837 г.). Ему тогда было всего 23 года. Художники в своих работах стремились передать внутренний облик Лермонтова. Всмотритесь в эти глаза… Они для многих современников так и остались таинственными.

(Здесь ребята читают высказывания об облике Лермонтова:)

  • (слайд9)Художник М.Е.Мелликов. Из воспоминаний: “ Сила этих глаз для меня загадка. Я не смог бы написать портрет Лермонтова – только Карл Брюллов смог бы с этим справиться. Брюллов, писавший не портреты, а взгляды, умевший вставить огонь глаз”.
  • (слайд10)П.Ф.Вистенгоф, товарищ по университету: “Темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека”.
  • (слайд11)А.М.Меринский. Из воспоминаний: “Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь, глазами”.
  • (слайд12)И.И.Панаев: “Небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго”.
  • (слайд13-1)

-- Именно тогда, в скорбном январе 1837 года, об этом сложном и противоречивом, но всегда искреннем молодом человеке узнала Россия. Так Лермонтов вступил на путь Пушкина. Из рук Пушкина выпало светлое знамя русской поэзии. Лермонтов подхватил и высоко поднял его.

Теперь он ехал на Кавказ, в ссылку, тем же путем, по которому 17 лет назад следовал в ссылку Пушкин.

Ссылочный год оказался годом скитаний. Наконец, усиленные хлопоты бабушки поэта увенчались успехом – 9 апреля 1838 года был подписан приказ о переводе Михаила Юрьевича в лейб-гвардии гусарский полк.

После кавказкой ссылки Лермонтов в Петербурге был встречен как известный поэт. Перед ним беспрерывно открывались двери светских гостиных и салонов. Но теперь он был равнодушен к этой славе, он знал, что врагов у него больше, чем друзей.

Наступил 1840 год. В новогоднюю ночь в дворянском благородном собрании был блестящий бал-маскарад. К Лермонтову подошли две дамы в шелках. Он отвечал скупо и всем видом показывал, что он был бы рад, если бы его оставили в покое.

(слайд13-2) Дамы поспешно отошли. Лермонтов знал, кто были эти дамы. Это особы из царской фамилии, а одна из них – дочь царя. Это дерзкое невнимание не было забыто и прощено поэту.

И.С.Тургенев вспоминал, каким показался Лермонтов ему на этом балу: “Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале … ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили те стихи:

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…”.

В начале 1840 года много шуму наделала ссора Лермонтова с де Барантом.

На балу у графини Лаваль в присутствии Лермонтова де Барант позволил себе оскорбительно отозваться о русских обычаях. Лермонтов сказал ему: “Мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно!” Барант вызвал его на дуэль.

Дуэль состоялась, причем Лермонтов выстрелил в воздух. Началось следствие, и Николай I издал указ: “Переводится лейб-гвардии гусарского полка поручик Лермонтов в Тенгинский пехотный полк тем же чином”. Суровый приговор.(слайд14) – вторичная ссылка на Кавказ – последовал не случайно.

Поэт пишет другу с Кавказа: “ Любезный друг Святослав! Изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, был в Шемахе, в Кахетии, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов … приехал весь в ревматизмах <…>, в месяц меня воды поправили. Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал…”

-- Снова ссылка… Снова Кавказ… Лермонтов очень любил Кавказ Он очень любил рисовать скалы и горы – их гордое одиночество, достоинство, их мощь и простор. И небо, без которого горы невозможны. Лермонтов рисовал природу края, в котором ему суждено жить и рисковать жизнью. …

-- Ребята, мы, проживая, как в 19 веке сказали бы “ на водах”, можем пройтись улочками Лермонтова, почувствовать настроение поэта, любоваться пейзажами, вдохновившими мастера на создание шедевров пейзажной лирики.

(Прошу учащихся вспомнить строки, посвященные Кавказу.)

--Ребята, посмотрите на эти репродукции рисунков и картин Лермонтова. .(слайд15) Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Вглядитесь в эти картины нашего родного Кавказа….(слайды16-19) (зачитываю названия картин).

-- Природа удивляет и восхищает поэта:

(Подготовленный ученик читает строки на слайде 20.)

Тебе, Кавказ суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной
На севере – в стране тебе чужой
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Но дома его ждут… И в середине января 1841 года Лермонтов выехал в заслуженный отпуск в столицу, собираясь подать в отставку и заняться литературным трудом – изданием собственного литературного журнала… В Петербурге – встречи с друзьями. Один из них, Ю.Ф.Самарин, вспоминает: “Мы долго разговаривали. Он показывал мне свои рисунки… Помню его поэтический рассказ о деле с горцами… Его голос дрожал, и он готов был прослезиться”. Но особо запомнилось Самарину высказывание Лермонтова о современной России: “ Хуже всего не то, что некоторые люди живут и терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не осознавая этого”.

Ещё раз эту мысль выразил Лермонтов в горьких, но беспощадных строках,получив строжайший приказ в 48 часов покинуть столицу и вернуться на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ!

Михаил Юрьевич ехал на Кавказ к месту службы вместе с двоюродным братом и приятелем Алексеем Столыпиным. Им “овладел демон поэзии”, а надо было ехать под пули….(слайд21) В письме к С.Н.Карамзиной он просит: “Пожелайте мне счастья и легкого волнения, это самое лучшее, что можно мне пожелать… Я порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено вечно длиться”.

Вокруг Лермонтова на Кавказе сложилось много изустных преданий. Одно из них сохранилось до наших дней. У Лермонтова была красная рубаха. В пылу боя он часто сбрасывал мундир и был хорошо заметен противнику. И горцы-старики рассказывали детям: они знали, что офицер в красной рубашке – поэт. Убить поэта у горцев считалось величайшим преступлением, и они не стреляли по красной рубашке. Это только предание, но оно служит доказательством добрых отношений Лермонтова с горцами.

Лермонтов и Столыпин.(слайд22) приехали в Пятигорск 13 мая 1841 года. Друзья поселились в доме В.И.Чиляева, неподалёку от подошвы Машука.

В это время здесь было много отдыхавших на водах петербургских семейств, офицеров из действующей армии.

Чтобы хоть как-то скрасить жизнь “водяного общества” молодые люди устраивали игры, пикники, развлечения. Лермонтов был, что называется, заводилой. Вечерами часто собирались в доме Верзилиных.

Кое-кому из влиятельных личностей, отдыхавших в Пятигорске, не нравились выходки и полные юмора проделки поэта, самобытность и независимость его суждений. .(слайд23)

Вечер в доме Верзилиных… Шутки Лермонтова в адрес Мартынова: “Горец с большим кинжалом”, на которую никто не обратил внимания. А при выходе из дома – торопливые шаги догоняющего его Мартынова:

– Сколько раз я просил Вас оставить свои шутки при дамах!

– Что ж на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?

– Да!

И наступил роковой день 15 июля 1841 года. Утром в Железноводске Лермонтов встречался со своей кузиной – Катенькой Быховец, приехавшей повидать поэта по его просьбе. Провожая её в Пятигорск, обедает с компанией. Шутит, смеется. На прощание говорит: “Кузина, душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни!”

Современники были потрясены событиями этого дня. Их слова, мысли, как “крик души”:

А.И.Герцен.(слайд24): “Когда Лермонтов <…> уезжал на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил друзьям, что постарается как можно скорее найти смерть. Он сдержал слово…”

А.Я.Булгаков. .(слайд25) Из дневника: “Страшную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского… Теперь получено известие о смерти Лермонтова”.

Ю.Ф.Самарин. .(слайд26) Из письма: “Пишу Вам, друг мой, под тяжелым впечатлением только что полученного мною известия. Лермонтов был убит Мартыновым на дуэли на Кавказе. Подробности ужасны. Он выстрелил в воздух, а противник убил его, стрелял почти в упор. Эта смерть <…> наводит на грустные размышления”.

П.Т.Полеводин. .(слайд27)  Из письма: “<…> 17 числа в час поединка его хоронили. Все, что было в Пятигорске участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб- и обер-офицеры и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил похороны Пушкина…”.(слайд28)

А в Павловском парке под Петербургом на пышном празднике в беседке сидел Николай I. Против него стоял граф Бенкендорф:

-- Ваше величество, получены известия о том, что на Кавказе убит на дуэли поэт Лермонтов.

Николай рассмеялся:

-- Вы хотели сказать, граф, поручик Лермонтов. Ну, что ж? Туда ему и дорога. Вычеркнуть из списков.

Праздник продолжался..(слайд29)

В июле 1841 года полковые писари вычеркивали имя поручика Лермонтова из списков Тенгинского пехотного полка. Но в эти же самые дни Россия вносила имя великого поэта Лермонтова в списки бессмертных своих сынов.

(слайд30)

– Ребята, я хочу предложить вам дома ответить на следующие вопросы:

1. Чем обогатили вас воспоминания современников о жизни Лермонтова?

2. Каким вы представляете себе Лермонтова как человека? Почему?

3. Ответьте, почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

4. Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта” назвать пророческим в его судьбе?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русской литературе с использованием ИКТ "Личность М.Ю.Лермонтова сквозь восприятие современников"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 9-м классе с использованием ИКТ. Личность М.Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта. Цели урока: В столкновении противоречивых свидетельств мемуаристов на конкретных ситуациях показать поэта высокомерным и ранимым, холодно сдержанным и страстно откровенным, бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным; показать трагизм судьбы поэта в светском обществе эпохи реакции, то есть проследить “историю души поэта”. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью и творчеством поэта. Воспитывать патриотов своей Родины, нравственно целостные личности. Наглядность:портреты М.Лермонтова работы К.А.Гобунова (1841 г.), Д.П.Палена (1840 г.), П.Е.Заболотского (1837 г.), автопортрет (1837 г.), сборник “Живые страницы” М.,1972 г., сборник стихов М.Ю.Лермонтова, репродукции рисунков и картин Лермонтова.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.План.1. Стихотворение “Смерть поэта” и его огромный общественный резонанс.Первая ссылка на Кавказ.2. Современники о внутреннем мире сквозь внешний облик М.Ю.Лермонтова.3. В Петербурге.4.Вторая ссылка. Лермонтов и Кавказ.5. Отклики на гибель Лермонтова в переписке и мемуарах его современников.Словами можно смерть предотвратить, Словами можно мертвых оживить.А.НавоиХод урокаПрезентация.– Ребята, (слайд1) на этом уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.(слайд2) Эпиграфом этого урока я взяла слова А.Навои: “Словами можно смерть предотвратить, // Словами можно мертвых оживить”. И это не случайно, т.к. главная цель урока через мемуары, письма, зарисовки, дневники современников Лермонтова увидеть и понять одного из самых сложных, противоречивых людей XIX века. .(слайд3)-- Ребята, давайте вспомним строчки уже знакомых вам стихотворений Лермонтова.– Верно, но эти строки были написаны уже известным поэтом, а до этого….(слайд4)29 января 1837 г. в Петербурге умирал великий человек, равного которому не было. У дома его стояла толпа людей. Они безмолвно вглядывались в окна квартиры, а многие из них думали одну и ту же думу: “Кто же отомстит убийцам за смерть Пушкина? Кто теперь заменит его? Найдется ли в России другой великий поэт?”.А.П.Шан-Гирей, (слайд 5 ) троюродный брат поэта, вспоминал: “В январе 1837 г. мы все были внезапно поражены слухом о смерти Пушкина … Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его. Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённым в нем святотатственным убийством, он, в один присест, написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу”.(Мы читаем строки стихотворения “Смерть поэта”, обращаю внимание ребят на выделенные слова, подчеркивающие истинное горе и негодование поэта…).(слайд6)Погиб поэт, невольник чести —Пал оклеветанный молвой, С свинцом в груди и с жаждой мести,Поникнув гордой головой!Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, --Восстал он против мнений света Один, как прежде… И убит!..…Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен И на устах его печать.В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не только выразил народную скорбь, но и бесстрашно назвал тех, кто погубил Пушкина: толпу вельмож, окружавшую царский трон. Он заклеймил их как безжалостных палачей, погубивших великого поэта. И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!Стихотворение “Смерть поэта” правящие круги николаевской России встретили с ненавистью и страхом: его текст был доставлен царю с припиской: “Воззвание к революции”.“… Стихи переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались всеми наизусть,” -- вспоминает литератор И.И.Панаев.“Виновник” быстрого распространения “Смерти поэта”, близкий друг М.Ю. Лермонтова С.А.Раевский писал: “ Экземпляров просили полных, я раздавал и с прибавлением требовали”.“Прибавление” -- 16 последних строк, первая из которых начиналась словами, точно указывавшими, кому они адресованы: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов…Николай I (слайд7) отреагировал на них так: “Приятные стихи, нечего сказать; я послал … осмотреть бумаги Лермонтова … . Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.Лермонтов был арестован 18 февраля, а 20-го – Раевский. Объявить поэта, как хотелось бы царю, сумасшедшим было неудобно: незадолго до этого был объявлен сумасшедшим Чаадаев. Но, по мнению царя, написать что-нибудь смелое, прямое мог только сумасшедший.22 февраля было заведено дело “О недозволительных стихах…”, а 25-го уже было объявлено “высочайшее повеление”: “Лейб-гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова, за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк…”.-- Ребята, посмотрите на этого человека.(слайд8) (показ портрета 1837 г.). Ему тогда было всего 23 года. Художники в своих работах стремились передать внутренний облик Лермонтова. Всмотритесь в эти глаза… Они для многих современников так и остались таинственными.(Здесь ребята читают высказывания об облике Лермонтова:) (слайд9)Художник М.Е.Мелликов. Из воспоминаний: “ Сила этих глаз для меня загадка. Я не смог бы написать портрет Лермонтова – только Карл Брюллов смог бы с этим справиться. Брюллов, писавший не портреты, а взгляды, умевший вставить огонь глаз”. (слайд10)П.Ф.Вистенгоф, товарищ по университету: “Темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека”. (слайд11)А.М.Меринский. Из воспоминаний: “Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь, глазами”. (слайд12)И.И.Панаев: “Небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго”. (слайд13-1) -- Именно тогда, в скорбном январе 1837 года, об этом сложном и противоречивом, но всегда искреннем молодом человеке узнала Россия. Так Лермонтов вступил на путь Пушкина. Из рук Пушкина выпало светлое знамя русской поэзии. Лермонтов подхватил и высоко поднял его.Теперь он ехал на Кавказ, в ссылку, тем же путем, по которому 17 лет назад следовал в ссылку Пушкин.Ссылочный год оказался годом скитаний. Наконец, усиленные хлопоты бабушки поэта увенчались успехом – 9 апреля 1838 года был подписан приказ о переводе Михаила Юрьевича в лейб-гвардии гусарский полк. После кавказкой ссылки Лермонтов в Петербурге был встречен как известный поэт. Перед ним беспрерывно открывались двери светских гостиных и салонов. Но теперь он был равнодушен к этой славе, он знал, что врагов у него больше, чем друзей.Наступил 1840 год. В новогоднюю ночь в дворянском благородном собрании был блестящий бал-маскарад. К Лермонтову подошли две дамы в шелках. Он отвечал скупо и всем видом показывал, что он был бы рад, если бы его оставили в покое.(слайд13-2) Дамы поспешно отошли. Лермонтов знал, кто были эти дамы. Это особы из царской фамилии, а одна из них – дочь царя. Это дерзкое невнимание не было забыто и прощено поэту. И.С.Тургенев вспоминал, каким показался Лермонтов ему на этом балу: “Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале … ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили те стихи:Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…”.В начале 1840 года много шуму наделала ссора Лермонтова с де Барантом.На балу у графини Лаваль в присутствии Лермонтова де Барант позволил себе оскорбительно отозваться о русских обычаях. Лермонтов сказал ему: “Мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно!” Барант вызвал его на дуэль.Дуэль состоялась, причем Лермонтов выстрелил в воздух. Началось следствие, и Николай I издал указ: “Переводится лейб-гвардии гусарского полка поручик Лермонтов в Тенгинский пехотный полк тем же чином”. Суровый приговор.(слайд14) – вторичная ссылка на Кавказ – последовал не случайно.Поэт пишет другу с Кавказа: “ Любезный друг Святослав! Изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, был в Шемахе, в Кахетии, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов … приехал весь в ревматизмах … , в месяц меня воды поправили. Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал…”-- Снова ссылка… Снова Кавказ… Лермонтов очень любил Кавказ Он очень любил рисовать скалы и горы – их гордое одиночество, достоинство, их мощь и простор. И небо, без которого горы невозможны. Лермонтов рисовал природу края, в котором ему суждено жить и рисковать жизнью. … -- Ребята, мы, проживая, как в 19 веке сказали бы “ на водах”, можем пройтись улочками Лермонтова, почувствовать настроение поэта, любоваться пейзажами, вдохновившими мастера на создание шедевров пейзажной лирики.(Прошу учащихся вспомнить строки, посвященные Кавказу.)--Ребята, посмотрите на эти репродукции рисунков и картин Лермонтова. .(слайд15) Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Вглядитесь в эти картины нашего родного Кавказа….(слайды16-19) (зачитываю названия картин).-- Природа удивляет и восхищает поэта: (Подготовленный ученик читает строки на слайде 20.)Тебе, Кавказ суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной; От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной На севере – в стране тебе чужой Я сердцем твой – всегда и всюду твой.Но дома его ждут… И в середине января 1841 года Лермонтов выехал в заслуженный отпуск в столицу, собираясь подать в отставку и заняться литературным трудом – изданием собственного литературного журнала… В Петербурге – встречи с друзьями. Один из них, Ю.Ф.Самарин, вспоминает: “Мы долго разговаривали. Он показывал мне свои рисунки… Помню его поэтический рассказ о деле с горцами… Его голос дрожал, и он готов был прослезиться”. Но особо запомнилось Самарину высказывание Лермонтова о современной России: “ Хуже всего не то, что некоторые люди живут и терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не осознавая этого”.Ещё раз эту мысль выразил Лермонтов в горьких, но беспощадных строках,получив строжайший приказ в 48 часов покинуть столицу и вернуться на Кавказ:Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ. И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ!Михаил Юрьевич ехал на Кавказ к месту службы вместе с двоюродным братом и приятелем Алексеем Столыпиным. Им “овладел демон поэзии”, а надо было ехать под пули….(слайд21) В письме к С.Н.Карамзиной он просит: “Пожелайте мне счастья и легкого волнения, это самое лучшее, что можно мне пожелать… Я порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено вечно длиться”.Вокруг Лермонтова на Кавказе сложилось много изустных преданий. Одно из них сохранилось до наших дней. У Лермонтова была красная рубаха. В пылу боя он часто сбрасывал мундир и был хорошо заметен противнику. И горцы-старики рассказывали детям: они знали, что офицер в красной рубашке – поэт. Убить поэта у горцев считалось величайшим преступлением, и они не стреляли по красной рубашке. Это только предание, но оно служит доказательством добрых отношений Лермонтова с горцами.Лермонтов и Столыпин.(слайд22) приехали в Пятигорск 13 мая 1841 года. Друзья поселились в доме В.И.Чиляева, неподалёку от подошвы Машука.В это время здесь было много отдыхавших на водах петербургских семейств, офицеров из действующей армии.Чтобы хоть как-то скрасить жизнь “водяного общества” молодые люди устраивали игры, пикники, развлечения. Лермонтов был, что называется, заводилой. Вечерами часто собирались в доме Верзилиных. Кое-кому из влиятельных личностей, отдыхавших в Пятигорске, не нравились выходки и полные юмора проделки поэта, самобытность и независимость его суждений. .(слайд23)Вечер в доме Верзилиных… Шутки Лермонтова в адрес Мартынова: “Горец с большим кинжалом”, на которую никто не обратил внимания. А при выходе из дома – торопливые шаги догоняющего его Мартынова: – Сколько раз я просил Вас оставить свои шутки при дамах!– Что ж на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?– Да!И наступил роковой день 15 июля 1841 года. Утром в Железноводске Лермонтов встречался со своей кузиной – Катенькой Быховец, приехавшей повидать поэта по его просьбе. Провожая её в Пятигорск, обедает с компанией. Шутит, смеется. На прощание говорит: “Кузина, душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни!”Современники были потрясены событиями этого дня. Их слова, мысли, как “крик души”: А.И.Герцен.(слайд24): “Когда Лермонтов … уезжал на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил друзьям, что постарается как можно скорее найти смерть. Он сдержал слово…”А.Я.Булгаков. .(слайд25) Из дневника: “Страшную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского… Теперь получено известие о смерти Лермонтова”.Ю.Ф.Самарин. .(слайд26) Из письма: “Пишу Вам, друг мой, под тяжелым впечатлением только что полученного мною известия. Лермонтов был убит Мартыновым на дуэли на Кавказе. Подробности ужасны. Он выстрелил в воздух, а противник убил его, стрелял почти в упор. Эта смерть … наводит на грустные размышления”.П.Т.Полеводин. .(слайд27) Из письма: “ … 17 числа в час поединка его хоронили. Все, что было в Пятигорске участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб- и обер-офицеры и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил похороны Пушкина…”.(слайд28)А в Павловском парке под Петербургом на пышном празднике в беседке сидел Николай I. Против него стоял граф Бенкендорф:-- Ваше величество, получены известия о том, что на Кавказе убит на дуэли поэт Лермонтов.Николай рассмеялся:-- Вы хотели сказать, граф, поручик Лермонтов. Ну, что ж? Туда ему и дорога. Вычеркнуть из списков.Праздник продолжался..(слайд29)В июле 1841 года полковые писари вычеркивали имя поручика Лермонтова из списков Тенгинского пехотного полка. Но в эти же самые дни Россия вносила имя великого поэта Лермонтова в списки бессмертных своих сынов. (слайд30)– Ребята, я хочу предложить вам дома ответить на следующие вопросы:1. Чем обогатили вас воспоминания современников о жизни Лермонтова?2. Каким вы представляете себе Лермонтова как человека? Почему?3. Ответьте, почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?4. Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта” назвать пророческим в его судьбе?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.08.2020 313
    • DOCX 61 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Замараева Людмила Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Замараева Людмила Васильевна
    Замараева Людмила Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83186
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе