Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Предложение как единица речи.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Предложение как единица речи.

Скачать материал

Конспект урока русского языка в 5 классе

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ (&28)

Автор: Маковеева Светлана Леонидовна, учитель русского языка, высшая квалификационная категория.

Цель урока: получить представление о предложении как синтаксической единице.

Задачи урока:

Знать: понятия предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), границы предложения, интонация конца предложения.

Уметь:

·     пользуясь алгоритмом нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами, находить грамматическую основу предложения;

·     определять и обозначать знаками границы предложений в тексте;

·     выразительно читать текст;

·     самостоятельно составлять предложения и схемы к ним.

Планируемые результаты и УУД:

Предметные: подвести учащихся к осознанному пониманию понятия «предложение как единица синтаксиса», актуализация знаний о словосочетании.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Личностные: формировать положительную мотивацию учения; развивать уважение и интерес к русскому языку.

Материально – техническая база: Программа по русскому языку к учебникам для 5-9  классов общеобразовательной школы/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г., Учебник: Русский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.1./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение.

раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА

1.     ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. (Этап мотивации к учебной деятельности)

+ Назовите раздел, к изучению которого мы приступили в 1 четверти 5 класса.

+ Дайте определения, что такое синтаксис и пунктуация, и что они изучают.

СИНТАКСИС - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.

ПУНКТУАЦИЯ - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.

+ Чему мы учились в разделе синтаксис? (составлять словосочетания из слов, выполнять разбор словосочетания, отличать словосочетание от слова).

2.     ТЕМА УРОКА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

+ Сегодня мы рассмотрим еще одну единицу речи, которую изучает синтаксис. Как она называется, определите по содержанию учебника.

Тема урока: Предложение (&28):

Цель урока: Познакомиться с предложением как основной единицей синтаксиса, его основными признаками и функциями. Вспомнить, какие знаки препинания передают интонационные особенности предложения.

+ Можно ли утверждать, что предложение является в синтаксисе -  основной единицей речи?

+ Докажите (Предложение – это средство выражения и сообщения мысли, чувства).

3.     ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

+ Вспомним, что вы знаете о предложении. Заполните таблицу «Что я знаю о предложении» (1 столбик)

 

 

В начале урока

В конце урока

1

Предложение – основная синтаксическая единица, средство выражения и сообщения мысли, чувства.

 

 

2

Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

 

 

3

Центром предложения является его грамматическая основа.

 

 

4

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

 

 

5

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой _________________

 

 

 

6

Подлежащее в предложении всегда употребляется в Именительном падеже.

 

 

7

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами _________________

               _______________________________

 

 

 

8

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

 

 

9

Основа предложения может состоять из двух главных членов и из одного главного члена.

 

 

10

Для предложения характерна интонация конца предложения.

 

 

+ Расскажите, как вы поработали с таблицей.

4.     ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

+ С какими утверждениями Вам было сложно согласиться? Почему?

+ Давайте разбираться. А в конце урока снова вернемся к данной таблице.

+ Прочитайте теоретические сведения в учебнике на с. 67 и подготовьтесь ответить на следующие вопросы:

(работа в паре по карточке)

1)      Какова роль предложений в речи? (При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами).

2)      Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически).

3)      Без чего не может существовать предложение? (В каждом предложении есть грамматическая основа: главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое)

4)      Что такое интонация конца предложения? (Интонация конца предложения - это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков препинания).

5)      Как показать в устной и письменной речи конец предложения? (использовать интонацию конца предложения).

+ Что это за знаки завершения предложения? (в устной – особая интонация, в письменной интонация конца предложения выражается знаками препинания.   ! ? .

Дополнение учителя: Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией.  При этом в конце мы голосом показываем, что мысль закончена. Такую интонацию называют интонацией конца предложения (конца мысли). И в этом нам на письме помогут такие пунктуационные знаки, как точка, вопросительный и восклицательный знак.

+ Обращаю ваше внимание, что пауза – это еще не есть  интонация конца предложения.

+ К какому разделу относится правило, размещенное на красном фоне в учебнике? (пунктуация).

+ Это первое пунктуационное правило. Найдите его на форзаце учебника в конце и прочитайте, как оно называется (Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения)

+ Перед вами схемы 3 предложений. Как показана на схеме граница предложения?

           .            ?                 !

+ Умение грамотно употреблять знаки препинания в конце предложений свидетельствует о понимании текста, его смысла, о наличии навыков выразительного чтения и является признаком высокой пунктуационной культуры и заслуживает уважения.

+ Давайте еще раз отметим, что же отличает предложение от словосочетания.

Назовите главные признаки предложения.

1.   Грамматическая основа.

2.   Интонация конца предложения.

+ Какие новые факты о грамматической основе предложения вы узнали из таблицы на повторение о предложении?

- Основа предложения может состоять из двух главных членов и из одного.

 

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

+ Проведите самостоятельное наблюдение на материале учебника (с. 67) и выпишите предложения, в которых только один главный член. Подчеркните его.

Проверка:

+ Прочитайте ВСЕ предложения.

+ Можно ли утверждать, что перед нами текст или начало текста, состоящего из 4-х предложений?

+ О чем этот текст?

+ Назовите номера предложений, которые вы выписали (1, 2, 4).

+ Почему вы выписали только эти предложения? (Предложение состоит только из одного главного члена).

+ Объясните, почему не следовало записывать в тетради предложение № 3. (грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого)

+ Проанализируйте каждое выписанное предложение по отдельности.

1. Сумерки.

+ Из скольких слов состоит 1 предложение? Можно ли утверждать, что данная запись – это предложение? Почему слово СУМЕРКИ в предложении является подлежащим? (О ком или о чем говорится в предложении).

Комментарий учителя: смысл этого предложения в том, чтобы обозначить картину, назвать происходящее в природе, зафиксировать факт.

+ Встречались ли вы с такими предложениями, когда? (Предложение – название текста. Предложение, с которого начинается текст, как бы вводит нас в тему).

+ Давайте изменим предложение так, чтобы в нем появилось сказуемое (Наступили сумерки). Добавьте второстепенные члены (В лесу наступили сумерки). Смысл данного предложения в том, чтобы сообщить о наступлении сумерек.

2. Потянуло вечерней прохладой.

+ Некоторые пятиклассники утверждают, что слово прохладой является подлежащим. А вы согласны? (Прохладой – Тв.п., а подлежащее всегда употребляется в И.П.).

3. Иду за дровами для костра.

+ Назовите главные члены предложения. Объясните отсутствие подлежащего. Догадались ли вы, какое слово могло бы стать в предложении подлежащим? (Местоимение Я, так как глагол употреблен в 1 лице ед. числа).

+ Подведем итоги нашего наблюдения.  Из скольких главных членов может состоять грамматическая основа предложения?

+ Сравним вывод, который сформулировали вы с выводом учебника (с. 68).

+ Вернемся к таблице и отметим новые знания во 2 столбике.

9

Основа предложения может состоять из двух главных членов и из одного главного члена.

 

+

10

Для предложения характерна интонация конца предложения.

 

+

 

6.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.

А). Работа в паре. Упр. 141.

+ Прочитайте запись.

+ Можно ли назвать данную запись текстом?

+ На какую тему данный текст? (Изменение в природе с наступлением утра)

+ Предложите название данному тексту. (Утром)

 

 

 

Учащиеся работают с карточкой (на материале упр. 141), на которой пронумеровано каждое предложение.

+ Выпишите на карточку номера предложений, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), затем из одного.

1). Утро. 2). Рассвело незаметно. 3). На траве и кустах заблестела роса. 4). Послышалось пение птиц. 5). Я вышел из палатки и направился к реке. 6). Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. 7). Вот и река. 8). Прибрежные камыши изредка шуршат.

Проверка.

Грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого: 3, 4, 5, 8.

Грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого: 1, 2, 6, 7.

 

Б). Задание на выбор  с последующей проверкой. (Карточка, на материале упр. № 142) (распечатка текста упражнения для каждого ученика).

+ Попытайтесь прочитать текст 1.

+ Что мешает выполнению задания?

+ Почему запись трудно понять с первого прочтения?

(Читать и понимать текст, лишенный знаков препинания очень трудно).

+ Ваша задача установить границы предложения.

+ Составим план работы:

1). Разделить на предложения.

2). Расставить знаки препинания в конце предложения.

3). Проверка.

+ Выберите любой из текстов и поработайте с ним на карточке. Кто успевает, может выписать в тетрадь по одному предложению в качестве примера, которые соответствуют схемам:

           .          ?                   !

Контроль и самопроверка знаний.

+ Проверим часть 1.

+ Прочитайте, соблюдая интонацию конца предложения. Сколько предложений вы получили? (5). 

+ Назовите грамматические основы предложений. (Вечер. Тишина. Зажигаются звёзды. Розовеет горизонт. Восходит луна.)

1)    Вечер.  2) Отчего розовеет горизонт на востоке? 3) Какая тишина!

+ Проверим часть 2.

+ Прочитайте, соблюдая интонацию конца предложения 2 текст. Сколько предложений вы получили? (7). 

+ Назовите грамматические основы предложений. (Светает.  Запели птицы. Разливается свет. Подул ветерок. Взошло солнышко. Заблестели капельки. Красив лес.)

1)    Светает.              2)    -              3) Как красив на рассвете лес!

+ Чему необходимо учиться, чтобы правильно определить границы предложения? (Находить грамматическую основу, понимать интонацию предложения и правильно использовать знаки препинания).

 

7.     ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Ответьте на вопросы:

1.   Что изучают синтаксис и пунктуация?

2.   Назовите два важных признака  предложения (грамматическая основа, интонация конца  предложения).

3.   Что вы узнали на уроке о грамматической основе предложения?

4.   Что необходимо уметь, чтобы правильно определить границы предложения? (находить грамматическую основу, понимать интонацию конца предложения).

5.   Правильно ли считать грамматическую основу словосочетанием?

6.   Что вам было известно ранее о предложении?

7.    Что вы узнали на уроке о предложении?

8.   Какой вопрос Вас заинтересовал на уроке?

 

8.     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1). Учебник. Упр. № 143

К последнему предложению текста построить схему.

2). На основе работы с таблицей, подготовить рассказ, что я знаю о предложении.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Фамилия, имя________________________________________________

1.                 Работа с таблицей

 

 

В начале урока

В конце урока

1

Предложение – основная синтаксическая единица, средство выражения и сообщения мысли, чувства.

 

 

2

Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

 

 

3

Центром предложения является его грамматическая основа.

 

 

4

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

 

 

5

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой _________________

 

 

 

6

Подлежащее в предложении всегда употребляется в Именительном падеже.

 

 

7

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами _____________

_________________

 

 

 

8

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

 

 

9

Основа предложения может состоять из двух главных членов и из одного главного члена.

 

 

10

Для предложения характерна интонация конца предложения.

 

 

 

 

2.                 Пользуясь учебником, ответь на вопросы

1.       Какова роль предложений в речи?

2.       Из чего состоит предложение?

3.       Без чего не может существовать предложение?

4.       Что такое интонация конца предложения?

5.       Как показать в устной и письменной речи конец предложения?

 

 

Упр. 141.

1). Утро. 2). Рассвело незаметно. 3). На траве и кустах заблестела роса.

4). Послышалось пение птиц. 5). Я вышел из палатки и направился к реке.

6). Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. 7). Вот и река.

8). Прибрежные камыши изредка шуршат.

Ответ

1).Грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого: ____________________________________________

 

2). Грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого): ________________________________________

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Предложение как единица речи."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 768 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.11.2020 1153
    • DOCX 682.5 кбайт
    • 49 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анищенкова Альбина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95093
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек