Конспект урока по русскому языку в 5
классе «Произношение ударных и безударных гласных звуков»
Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна
Ход
урока
1. Учитель
отвечает на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.
2. Словарный
диктант с фонетико-графическим заданием: записать слова в две колонки
1) Слова,
в которых количество букв и звуков совпадает
2) Слова,
в которых букв больше, чем звуков
Капитан,
корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь,
строишь, видишь, обозначьте, беречься.
Задание: указать
слова, в которых ь (мягкий знак) пишется согласно орфографическим правилам.
3. Слово
учителя. Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта
особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим [дуп], [в´идро], [сабака],
[зд´элать], но пишем: дуб, ведро, собака, сделать. Попробуйте ответить,
почему так происходит?
Начнем обсуждение этого
непростого вопроса.
(Вывод: в некоторых
словах правописание совпадает с произношением, а во многих не совпадает, и
этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка)
4. Самостоятельное
выполнение упр.71 с последующим разбором выполненного задания.
5. Используя
материал упр.65, составить задание в форме теста
1 тест. Из четырех-пяти
предложенных слов выбрать то, которое пишется по произношению
2 тест. Какое слово
пишется не так, как произносится?
3 тест. В каком слове
написание и произношение совпадают?
6. Итог
урока.
7. Домашнее
задание. На листочках даются вопросы для домашней работы (Приложение 1).
Приложение
1.
1. Передайте
звуки в словах буквами. Сравните звуковой и буквенный состав каждого слова.
Сделайте выводы.
Образец. [пр´ихот]
– приход. В этом слове только последний звук передается не своей буквой: [т] –
д, так как на конце слова звонкий согласный всегда заменяется глухим, то есть
происходит оглушение звука.
[в´эн´ик] --
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[т´итрат´] --
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[з´д´элат´] --
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[алфав´ит] --
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Выпишите
из школьного орфографического словаря:
а) два слова, где буквы и
звуки соответствуют друг другу;
б) пять-семь слов, где не
все буквы соответствуют звукам.
Образец записи:
а) закон – [закон]; б) стульчик – [стул´ч´ик] (ь передает мягкость предыдущего
согласного звука, а сам звука не обозначает).
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.