Урок
Тема. Причастный оборот.
Цели: дать понятие о причастном обороте и
его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим
обозначением причастного оборота в предложении; развивать логическое мышление,
монологическую речь; способствовать воспитанию любви к природе.
Речевая тема: «Осень»
Тип урока: изучение новых знаний
Оборудование: текст «Осенний лес» (по И.
Соколову-Микитову), слайды, мультипроектор, учебник , карточки с лакунами
Ход
урока
I. Оргмомент
II. Мотивация учебной деятельности
Осень. Какие ассоциации
вызывает у вас это слово? Назовите их, используя сочетания причастия с
существительным.
III.
Сообщение
темы урока
IV.
Актуализация
опорных знаний
Работа с текстом
Красив и печален
лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие
пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая
с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит
рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.
Что-то грустное, прощальное
слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу,
расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Иногда
затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Еще зеленый
стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые желуди.
1. Озаглавьте
текст, определите тип речи («Осенний лес», описание)
2. Какими словами
из текста можно определить суть этого описания?
3. Индивидуально-групповое
задание. Найдите в тексте причастия. (1гр.-1абзац, 2гр.-2абзац)
(1- пожелтевшей, раскрашенных,
опавшая, пролетающие; 2.-наполненном, расцвеченному, сидящий, роняющий).
4.Беседа -
По какому признаку вы определили, что эти слова являются причастиями?
- Дайте определение причастию.
- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.
V. Работа над темой урока
1.
Найдите в тексте 1 абзаца
предложения, в которых есть словосочетания
x
прич. + сущ. (причастия с зависимыми словами – причастный оборот).
К какому слову они относятся? (Определяемое слово)
-
Как
выделяется на письме причастный оборот, если он стоит после определяемого
слова?
- Дайте определение причастному
обороту.
- Когда он выделяется на письме
запятой?
2.Знакомство с
графическим обозначением причастного оборота
, , …
3. Самостоятельная
работа с учебником. Прочитайте в учебнике теоретический материал, проверьте правильность
вывода.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа в парах.
К данным причастным
оборотам подобрать определяемые слова :
…, висевший в
осеннем воздухе;
…,усыпанный
разноцветными листьями;
…,колышущаяся
от ветра;
…,освещенная
солнцем
2.Выписать из 2 абзаца 2
предложения с причастными оборотами. Одно из них перестроить так, чтобы
причастный оборот стоял перед определяемым словом.
3.Творческая
работа. Сочинение-идентификация.
Я – осенний лист, сорванный
порывом ветра с дерева. Плавно, словно на парашюте, я спускаюсь на землю...
Дописать текст, используя предложения
с причастными оборотами
(2-3 предложения).
4.Работа в
группах. Составление общего текста.
5.Проверка
творческих заданий («Спикер»).
- Назовите причастные обороты, встречающиеся в тексте.
Какие знаки препинания поставили? Почему?
VII. Итог урока. Заполнение лакуны
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Краски осени»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.