Конспект
урока на тему:
«Употребление
глагола и его форм в художественном тексте». 6 класс.
Цели урока:
·
закрепить навык распознавания глагола и
его форм в устной и письменной речи;
·
формировать представление об изобразительно-выразительных
возможностях глагола, деепричастия и причастия;
·
развивать умение анализировать
художественное произведение;
·
совершенствовать умение работать с
толковым словарём;
·
развивать коммуникативные способности
учащихся;
·
воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока:
урок систематизации и обобщения знаний.
Формы работы учащихся:
коллективная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учительский компьютер.
Средства обучения к уроку:
распечатанный деформированный текст для анализа, тесты для контроля уровня ЗУН.
Ход урока.
1. Организационный
момент. Тема. Самоопределение целей урока.
2. Актуализация
учебного материала.
Ребята, вы любите разгадывать загадки?
Попробуем свои силы? Сопутствующее
задание: выписать из загадок в три столбика глаголы, деепричастия и причастия.
На экране появляются слайды с загадками.
·
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
·
Стоит Федосья –
Растрёпаны волосья.
(Сноп)
·
Ну что за госпожа,
Уж очень гожа:
Сидит на ложке,
Свесивши ножки. (Лапша)
·
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.
(Чулок)
·
Чёрные чернизины,
Как они нанизаны,
Засмотрелся Фома –
Понабрался ума. (Буквы)
Работа со словами «сборен», «чернизины».
В каком столбике получилось больше слов? С
чем это связано? (Глагол обозначает действие, а действие – это движение. Жизнь
есть движение.)
В каком столбике у вас записано менее
всего слов? Какую функцию выполняют причастия? (Они помогают ярче и точнее
описывать предметы, явления, как и прилагательные.)
К какой области литературы относятся эти
загадки? (К устному народному творчеству.)
В чём особенность загадок как жанра? (В
них зашифрованы слова-предметы через яркие, красочные и образные определения.)
Какие средства художественной
изобразительности использует народ? (Олицетворения, метафоры, эпитеты.)
Понравились вам загадки? Это малые литературные формы, а с большими
литературными формами мы поработаем позже.
3. Экскурс в историю. Индивидуальное
сообщение ученика об истории создания фразеологизма «Несолоно хлебавши».
Составляем предложения с этим выражением и записываем в тетради.
4. Устное высказывание. Работа с
упражнением 690. Делаем вывод о том, что деепричастия характеризуют основное
действие и придают речи особую живость, наглядность, делают описание ярким,
динамичным.
5. Физкультминутка. Её проводит
специально подготовленный ученик из класса.
6. Работа с художественными текстами.
- Упражнение 691 (1). Определение
типа и стиля речи.
С помощью каких языковых средств А.С.
Пушкин создаёт красочную картину русской зимы?
Деепричастия создают динамичную зарисовку
образов в движении. Поморфемная запись деепричастий.
Грамматический анализ предложений: а)
подчеркнуть в сложном предложении текста обособленные обстоятельства,
выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (1 ученик у
доски); б) провести морфологический разбор глаголов плетётся, заморозил и
деепричастий взрывая, посадив (два ученика у доски).
- Текст «Лебеди» (по И.
Соколову-Микитову). Перед каждым учеником лежит распечатанный
деформированный текст на листочке. Чтение текста учителем.
Определение темы, идеи, стиля текста. Учащиеся
задают 2-3 вопроса друг другу по содержанию текста. Орфографический разбор: объяснение
орфограмм по цепочке.
Выписать все деепричастия (1 вариант) и
причастия (2 вариант), обозначить в них суффиксы, определить время. Микровыводы
о роли деепричастий и причастий в тексте.
7. Выявление уровня знаний и умений учащихся.
Тест.
1) Сколько в данном предложении
деепричастий:
«Сказки бабушка сказывает тихо,
таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными
зрачками, точно вливая в сердце мне приподнимавшую меня силу…»
а) 3; б) 4; в) 5.
2) Найдите предложение с причастным
оборотом:
а) На Олимпийских играх по традиции
создаётся талисман данной Олимпиады.
б) Это обыкновенно изображение животного,
которое характерно для страны, организующей Олимпиаду.
в) Начало этой милой традиции было
положено в 1972 году.
3) В каком предложении содержится
действительное причастие прошедшего времени:
а) Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне
веющей весны. (А.С. Пушкин)
б) Путешественники свернули с дороги к речке,
разлившейся в этом месте.
в) Я прохожу берегом, усеянным рыбьей
чешуёй. (И.С. Соколов-Микитов)
4) В каком случае не с причастием
пишется раздельно:
а) (не)зависимый человек;
б) (не)преодолимое препятствие;
в) ничем (не)нарушаемая тишина.
5) В каком предложении допущена
пунктуационная ошибка:
а) Язык непременно живёт, движется,
развиваясь и совершенствуясь.(В.Г. Белинский)
б) Природа страны и история народа,
отражаясь в душе человека отразились в слове. (К.Д. Ушинский)
в) На бурую, дышащую жаром землю ложилась
серая тень. (М. Шолохов)
Взаимопроверка тестов. Подсчёт баллов. 1
правильный ответ- 1 балл. 5 баллов- «5», 4 – «4», 3 – «3». 1, 2 – «2». Работа
над ошибками.
8. Подведение итогов. Выводы.
9. Дифференцированное домашнее задание
(по выбору учащихся):
а) упр. 692 по учебнику;
б) написать заметку в публицистическом
стиле «Утро учебного дня» с использованием причастий и деепричастий;
в) написать сказку о путешествии Причастия
и Деепричастия по стране Глаголии.
10. Рефлексия.
Продолжите предложения (на слайде):
·
Мне понравилось на уроке…
·
Было интересно…
·
Мне запомнилось…
·
Я вспомнил…
·
Я удивился…
Приложение.
Лебеди.
Засев однажды в
ш..лаше, уютно устро..вшись, я был уд..влён необычным и ещё (не)виданным мною
зрелищ..м. Мног..численная стая лебедей, возвр..щающаяся с д..лёкого юга на
север, стала кружить над з..ливом. Я вид..л освещённые з..рёю розоватые ра..пахнутые
крылья, длин(н)ые вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили
над заливом, потом стали с..диться на воду.
Ещё никогда не
видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я с..дел на маленьком
островке, в своём ш..лаше и, зат..ив дыхание, слушал и наблюдал.
Изогнув длин(н)ые
шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о руж..е и любовался
невиданным зрелищ..м, напом..навшим мне дивные пушкинские сказки. (Не)замечая
меня, лебеди плавали, купались, переговар..вались, и я мог близко наблюдать
этих чудес(?)ных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою,
лебеди вдруг стали подн..маться и, собравшись в стаю, пот..нулись дальше на
север. (По И. Соколову-Микитову.)
Использованная
литература.
1. Францман
Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл. Кн. для учителя. – М.,
Просвещение, 1994
2. Русские
народные загадки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.