Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)

Скачать материал

Урок по русскому языку

 

Тема: «Склонений – три. А спряжений

(4 класс, УМК Гармония)

 

Цель: знакомство с двумя спряжениями глагола

Задачи:

Образовательные:   

·     формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

·   закрепление знаний о склонении имен существительных

Развивающие:

·     развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная:  воспитание любви к родному языку

 

Оборудование: 

·        компьютер,  проектор,  экран ;

·         учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко   «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 3;

·        тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;

Ход урока

 

I.      Организационный момент.

 

В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

И с собой прошу вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

 

II.      Минутка чистописания.  Слайды 1-3

Учитель: И начнем мы путешествие к тайнам нашего  языка с минутки чистописания.  (На слайде открывается название этапа  урока)

Учитель: Сегодня мы повторим правильное написание букв Сс  (На слайде учащиеся видят буквы)

Учитель: Вспомните, какие два звука обозначает буква С. Дайте характеристику этим звукам.  А сейчас посмотрите, как правильно писать букву С. (Учитель щёлкает по авторучке, комментирует написание букв Сс)

Работа в тетради.

Учитель: Самостоятельно пропишите в тетради буквы Сс и соединения са се со сл су ст. Обращайте внимание на высоту букв.

 

III.      Словарная работа. Слайды  4 - 5

Учитель: Следующим этапом нашего путешествия будет игра «Будь внимательным».  Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы. Вам предстоит правильно вставить буквы и записать слова в тетрадь.

 (Учащиеся  вписывают нужные буквы в слова)

Слова: слушать, слышать, строить, сеять, соловей, сорока, солдат, стакан, суббота

Учитель: На какие две группы можно разделить эти слова?

(Имена существительные и глаголы)

Учащиеся группируют слова на доске.

Учитель: что общего у всех записанных глаголов?

( Это глаголы в неопределенной форме)

Учитель: Почему она так называется?

( У глагола в такой форме нельзя определить время, число, лицо или род)

Учитель: Глаголы в каком времени изменяются по родам?

( В прошедшем времени, в ед. числе)

Учитель: Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

(По лицам и числам)

Учитель: Как называется изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам?

(Спряжение)

Учитель: На какие группы можно разделить имена существительные?

( 1 и 2 склонение)

Учитель: Вспомните, какие существительные относятся к 3 склонению. Придумайте существительные 3 склонения со звуками С с (фасоль, соль и т.д.)

 

IV.      Сообщение темы урока. Слайд 6

На слайде записаны слова: ёлка, ель, дерево.

Учитель: Какими признаками похожи, а какими различаются эти слова?

(Это имена существительные, в ед. числе. Различаются склонением)

 Учитель: Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.

( поочередно каждый столбик слов, учащиеся вставляют нужное окончание)

 

 

1 – е скл

2 – е скл

3 –е скл

И.п.

 

 

 

Д.п

 

 

 

В.п.

 

 

 

Т.п.

 

 

 

 

Учитель: Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы сегодня и ответим во время путешествия.

 

V.      Изучение нового. Работа в тетради.  Слайды 7 - 8

Учитель: Откройте тетрадь – задачник на стр. 27, упр.391. Устно проспрягаем глаголы и запишем только окончания. Сколько выделим наборов окончаний – столько спряжений и будет.

( На слайде 4 глагола: идти, говорить, нести, замолчать. Дети переносят окончания в нужный столбик; в тетради записывают)

 

 

Ед.ч.

Мн.ч.

1 – е л.

 

 

2 – е л.

 

 

3 - е л.

 

 

 

Учитель: Сколько вариантов  окончаний в каждом лице, кроме 1 – го, получилось? Назовите их. Значит, сколько спряжений у глагола? (Два)

 

Учитель: Проверим свой вывод. Для этого прочитаем вывод в учебнике на стр.26.

 

На слайде таблица окончаний глаголов  I   и  II   спряжения.

 

Учитель: Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их вам поможет подсказка.

 

I   спряжение   -

Е или УТ (ЮТ)

ЕдУТ

II   спряжение  -

И… или АТ (ЯТ)

И спЯТ

 

VI.        Физкультминутка.

 

VII.       Первичное закрепление.  Слайд 9.

 

Учитель:  Поучимся определять спряжение глагола по его окончанию. На что будем обращать внимание? Запишите глаголы в два столбика по спряжениям. Выделите окончания, укажите лицо и число, поставьте ударение.

На слайде глаголы:  спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите. Учащиеся распределяют их в два столбика, ставят маркером ударение, выделяют окончание. Работа ведется и в рабочих тетрадях.

 

Учитель: Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов?

( Орфограммы безударных гласных: -е или –и, -ат (- ят)_ или – ут (- ют). В окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа всегда пишется M)

 

Работа в тетради – задачнике, упр. 396.  Слайд 10

Учитель: Каждому подлежащему найдите своё сказуемое и впишите его. Дайте характеристику предложениям. Над глаголами укажите спряжение, лицо и число.

 

Дятел

кричит

Сова

жужжит

Сорока

трещит

Соловей

стучит

Комар

поёт

 

Дети на доске составляют предложения, записывают в тетради – задачнике.

 

VIII.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Слайд 12.

 

По написанным окончаниям узнайте спряжение глаголов и укажите его. Выделите ту букву, которая подсказала спряжение.

Зимуете, нависают, лепишь, румянит, зябнет, сияешь, кружатся, повалит, переливаются.

Взаимопроверка с опорой на слайд 9.

Учитель: Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!

 

IX.      Домашнее задание.

Учитель: Дома выполните упражнение 397, выучите правило на стр. 27

 

X.      Подведение итогов урока.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Достигнута ли цель? Какую тайну нашего языка мы открыли?

Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям?

С какими затруднениями столкнулись?

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…

 

Учитель: Благодарю всех вас за работу. Желаю дальнейших открытий

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: знакомство с двумя спряжениями глаголаЗадачи:Образовательные: формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию; закрепление знаний о склонении имен существительныхРазвивающие:развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщатьВоспитательная: воспитание любви к русскому языку

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 307 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.06.2020 146
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воронин Игорь Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воронин Игорь Сергеевич
    Воронин Игорь Сергеевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90931
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 100 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе