Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по русскому языку на тему "Предложение о глокой куздре"

Конспект урока по русскому языку на тему "Предложение о глокой куздре"

Скачать материал

Гаджиагаева Истамаз Чингиз кызы,  учитель начальных классов ,МКОУ «Средней Общеобразовательной Школы №1» г.Благодарный

Урок русского языка в 3 классе УМК «Гармония»

Тема: Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре»

Вид: развивающий урок на проблемной основе.

Цели:

·       иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, как формы, так и значения;

·       повторить и обобщить знания по грамматике;

·       обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;

·       развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;

·       уметь в предложении-модели определить основу предложения, определить по грамматическим признакам к каким частям речи относятся слова данного предложения;

·       воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Формирование УУД:

Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке.

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.

Оборудование урока: учебник русского языка 3 кл. «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; тетрадь-задачник 3 часть; коптьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для  работы в парах.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь нашим гостям, проверьте всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.

2.   Актуализация знаний, умений и навыков.

а) Разделите на группы и обоснуйте своё деление: (слайд 2)

сказуемое, подлежащее, имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз

(сказуемое и подлежащее – члены предложения;

Имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз – части речи)

б) найди «лишнее» слово: (слайд 3)

сказуемое, подлежащее, имя сущ., второстепенные члены.

(имя сущ. – часть речи)

в) интеллектуальная разминка. (слайд 4)

Найдите «спрятавшееся» слово.

 Перед вами 4 слова: курицы, железо, варежки, коллекция.

Чем они похожи? (имена существительные, в Им. падеже)

Взяв из каждого слова по букве, угадайте задуманное слово. Из слова «курицы» возьмите букву обозначающую гласный звук.

Задайте умный вопрос, ответ на который, во-первых, может быть «да» или «нет»; во-вторых, будет подсказкой, а не прямым ответом.  Например, не подходит вопрос «Эта буква У?»

( Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный звук? Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый)? Из букв «у», «и», «ы» ученики выбирают нужную букву)

Итак, эта буква… «ы».

Из слова «железо» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

( Эта буква обозначает мягкий (твёрдый) согласный звук? Эта буква обозначает парный (непарный) по твёрдости-мягкости согласный звук? Из букв «ж», «л», «з» ученики выбирают нужную букву)

Итак, эта буква «з»

Из слова «варежки» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

(Эта буква обозначает твёрдый(мягкий) согласный звук?

Эта буква обозначает звонкий(глухой) согласный звук?

Из букв «в», «р», «ж», «к» дети выбирают букву)

Итак, эта буква … «к»

Из слова «кастрюля» возьмите букву гласного звука. Задайте умный вопрос.

( Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный?

Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый) согласный? Из букв «а», «ю», «я» дети выбирают нужную.)

Итак, эта буква «я».

Составьте слово из букв (Язык)

Повторение знаний о словах омонимах. 

Чем интересно это слово? (Слово омоним – имеет разные значения, хотя звучит одинаково)

Подберите фразеологизмы с этим словом. (На языке вертится, держать язык за зубами, язык проглотил и т.д.)

Подберите словосочетания со словом язык. (русский язык, язык животных, опухший язык, язык пламени)

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(слайд 5)

У русского писателя Константина Паустовского есть интересное высказывание с данным словом. «Язык – самое удивительное, что есть на свете! С русским языком можно творить чудеса».

3.   Создание проблемной ситуации.

Работа в задачнике с.39 упр 543

На доске запись:

 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Прочитайте предложение. О чём вы подумали, читая эту фразу?

Из настоящих ли слов состоит предложение?

Как это доказать? ( У слов нет лексического значения)

 Можно  ли сказать о ком говорится в предложении? ( О куздре)

Какие действия в нём названы? Поставь над этими словами ⩗ ( будланула, кудрячит)

Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокрёнок)

Что-нибудь о них можно предположить? ( Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький)

Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Как называют эти слова? (корень, однокоренные, родственные)

Приведите примеры настоящих слов, похожих по строению.

Можно ли определить какими членами предложения являются данные слова, и какими частями речи они выражены? (Дети высказывают своё мнение:

Нет, ведь это ненастоящие слова, они не имеют лексического значения, у них нет значения основы.

Да, так как у слов есть грамматическое значение, значение окончания.)

Каковы же цели нашего урока? (определить к каким членам предложения относятся данные «ненастоящие» слова и какими частями речи они выражены; уметь доказывать свой выбор.)

4.   Поиск решения проблемы. Синтаксический разбор предложения.

Давайте, разберёмся в загадочном предложении. Составим план действий. А подскажет нам задачник с 40 упр.544)

·        Дайте характеристику предложения по цели. По интонации, по наличию второстепенных членов. (Повеств., невоскл., распростр.)

·        Найдите главные члены, подчеркните их, укажите части речи которыми они выражены. (Кто? Куздра – что делала?  будланула, что делает? – кудрячит.)

·         Дай письменную  характеристику подлежащего и двух сказуемых как частей речи (по памятке), выдели в них окончания, а в одном из сказуемых – ещё и примету прошедшего времени.

·        К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь   ×  над его «командиром» и дай слову характеристику как части речи.

·        Выпиши члены предложений парами, ставя вопросы от слова-командира к слову подчинённому.

·        Есть ли в предложении служебное слово? Какой оно части речи? (и – союз)

·        Назови одно самостоятельное слово, которое пока не можешь отнести ни к одной известной тебе части речи.  (штеко)

 

5.   Физминутка

  Игра на внимание «Заданное движение»

Ведущий называет разные слова – вы при этом можете показывать разные движения, но, если услышите название какой-либо части речи, вы должны хлопнуть руками над головой.

(Ведущий называет сначала первый  слог, делает паузу, а потом договаривает слово)

 Ска-зуемое, су-ществительное, под-мигнул, под-лежащее, со-юз, при-ступил, при-лагательное, пред-лог, гла-за, гла-зурь, гла-гол, час-тица.

 

6.    Применение полученных знаний. Работа в парах (Слайд 7)

Вернёмся к загадочному предложению. Оказывается, его придумал русский языковед, академик Щерба Лев Владимирович для своих учеников. Зачем он придумал это предложение? (Учебник с.79 упр 545)

(Ученики объясняют, зачем нужны «ненастоящие» слова и как сделать их понятными, привычными.

Предположительные ответы детей:

- Надо сделать так, чтобы корни (основы) слов стали иметь значение, чтобы у них  появилось лексическое значение.)

 

Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали понятными? Как вы думаете это легко сделать? Давайте проверим. (учебник с 80 упр 546)

 Итак, какое же предложение по формам слов повторяет предложение о глокой куздре?

Почему не подходят остальные предложения? (слайд 8)

(Дети предлагают варианты предложений, обсуждают грамматические и лексические значения слов, обосновывают выбор подходящего  предложения:

- Первое предложение не годится из-за слова «курицу» – это имя существительное женского рода имеет окончание  -у , а нужно существительное мужского рода с окончанием -а (бокра).

- Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род.

- Подходит предложение " Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка".)

7. Домашнее задание

С. 80 упр 547 (слайд 10)

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, какими были цели нашего урока? ( определить какими членами предложения являются эти «ненастоящие» слова; какими частями речи они выражены) (Слайд 9)

У вас на парте есть конверт, посмотрите содержимое. Это существо может быть той самой загадочной куздрой? Сейчас мы оценим смогли мы достичь цели.

Кто считает что цели достиг, поместите существо на верхнюю ступеньку;

Кто считает, что не всё удалось поместите существо на вторую ступень;

Если считаете, что цель недостигнута совсем, поместите существо на нижнюю ступеньку.

Понравилось ли вам раскрывать дайны русского языка? Кто хочет и дальше разгадывать загадки нашего языка?  Спасибо за урок. (Слайд 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

         Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

 

 

         Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

         Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

 

 

         Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

         Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

 

 

         Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

         Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Предложение о глокой куздре""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Я , Гаджиагаева Истамаз Чингиз КЫзы , работаю учителем начальных классов в МКОУ СОШ №1.В моем понимании «учитель» – это человек, передающий свой опыт и знания. Однако, если рассмотреть это понятие шире, становится ясно, что оно заключается не только в обучении определенным знаниям, но и в воспитании своих учеников. Учитель обязан всегда оставаться примером. Именно поэтому я считаю, что не каждый может стать учителем, это дано не всем.Работа учителя не заканчивается когда он покидает здание школы после уроков, он должен все время совершенствоваться и расти, только так он сможет воспитать в себе высокие моральные качества и научить тому же детей. Конечно, первым нашим учителем становится мама, она учит нас всему, что знает сама. Вскоре нам становится этого недостаточно и на помощь к маме приходят воспитатели в детском саду, а позже - школьные учителя. Даже другие дети в какой-то степени часто становятся нашими учителями. Мы смотрим, как они себя ведут, как говорят, перенимаем их повадки. Поэтому в жизни очень важно правильно выбирать себе друзей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2020 200
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Первушина Евгения Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Первушина Евгения Олеговна
    Первушина Евгения Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79372
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе