Правописание сложных прилагательных.
10-й
класс.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и
навыков.
Цели:
- вспомнить основные
случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных
и познакомиться с новыми случаями;
- развивать умение
актуализации полученных знаний;
- развивать умение применять
правила разных типов орфограмм и пунктограмм;
- развивать умение
анализировать текст;
- воспитывать чувство
ответственности и сознательное отношение к учебному труду;
- прививать бережное
отношение к родному слову.
Оборудование: раздаточный материал, учебники Грекова В.Ф.,
Крючкова С.Е., Чешко Л. А., компьютерная презентация.
Ход урока.
I. Оргмомент: объявление темы,
целей и задач урока. Слайд.
II. Проверка домашнего задания:
РР 2-е учащихся читают домашние мини-сочинения «Пейзажные зарисовки». Оценки.
III Синтаксическая разминка.
Слайд презентации. «Найди четвёртое лишнее!»
1.
Революционный кружок
2.
В течение жизни
3.
Трусость обывателя
4.
Читать наспех
Лишнее – «
в течение жизни», т. к. это не словосочетание. Перечислить все случаи, в
которых слова не являются словосочетаниями.
IV.
Цифровой диктант. См. слайды.
Ответы на слайде. Взаимопроверка.
Работа над ошибками. Выборочное выставление оценок.
V. Повторение написания сложных имён
существительных.
У доски ученики по очереди объясняют
правописание сложных существительных и записывают во второй
столбик - где это возможно - прилагательные, образованные от
данных слов.
Киносценарий, псевдонаука, премьер-министр,
девяностолетие, судостроение, унтер-офицер, авиапочта, гиперзвук, норд-ост,
машиностроение, Орехово-Зуево.
Делается вывод о правописании
прилагательных, образованных от сложных существительных.
V. Повторение правописания сложных
имён прилагательных.
Определить, какие прилагательные
пишутся слитно, какие через дефис, и составить с ними словосочетания.
Орфографическая диктовка.
Ярко-оранжевый,
горноспасательный, нью-йоркский, глубокоуважаемый, вечнозелёный,
журнально-газетный, машиносчётный, крупнопанельный, народно-освободительный,
щелочно-кислотный, юго-восточный, мелкозернистый, пепельно-серый,
научно-технический.
Вывод о написании сложных имён
прилагательных.
VI. Новый материал. Работа с
учебником. № 45, стр.163-165, учебник Грекова В. Ф.
Выявление условий слитного и дефисного
написания, которые не встретились в орфографической диктовке (с примерами). Их
запись в тетради.
VII. Закрепление правописания
сложных прилагательных.
Работа с раздаточным материалом (см. приложение). Уровневая
дифференциация: 1 вариант для среднего уровня; 2 вариант для высокого
уровня подготовки.
Работа с
текстом. Диктант. Определить стиль
текста. Аргументировать свой ответ. Найти орфограммы, отвечающие теме нашего
урока.
В конце века
керосиновые лампы переделывались на электрические. По петербургским улицам всё
ещё бегали конки и спотыкались донкихотовые коночные клячи. По Гороховой до
Александровского сада ходила «каретка» - самый древний вид общественного
экипажа. Только по Невскому, гремя звонками, носились новые, жёлтые, в отличие
от грязно-бордовых, курьерские конки на крупных и сытых конях. (О.
Мандельштам.)
Самопроверка
написанного с экрана. Восполнение пробелов в знаниях (по вопросам учеников) с
помощью учеников-консультантов. Синтаксический разбор последнего предложения.
Выводы.
VIII. Подведение итогов урока и
выставление оценок.
IX.
Домашнее задание: п. 45, упр. 254, 256.
X. Рефлексия.
Приложение
10 класс
Вариант № 1
От данных слов и словосочетаний образуйте сложные имена
прилагательные.
Спасание в горах, прокат рельсов, приключения Робин Гуда,
шахматные и шашочные соревнования, экспрессивный и эмоциональный ответ,
немецкий и французский словарь, по-разному спрягаемый, письмо машинами, относящийся
к физике и технике, культура Древней Руси, левый берег, растущий дико, упомянутое
выше лицо, серебристый и серый, средняя за сутки добыча, мороз в тридцать
градусов, романы Вальтера Скотта, панель из железобетона.
|
Вариант № 2
Раскройте скобки и объясните написание сложных
прилагательных.
(Судо)строительная верфь, (фабрично)заводские рабочие,
(рыбо)консервный завод, (бело)ствольная берёза, (плодово)ягодные культуры,
(боле)утоляющее средство, (шар)видная молния, (тридцати)градусный мороз,
(отчётно)выборное собрание, (литературно)музыкальный вечер, (ильфо)петровская
сатира, (задне)нёбная область, (лево)бережная низменность, (поле)защитные
насаждения, (приёмо)сдаточный пункт, (равно)бедренный треугольник,
(молочно)кислый продукт, (цельно)металлический вагон.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.