Урок обучения
грамоте в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Дифференциация букв Д, д – Т, т
Цели
и задачи: способствовать развитию фонематического
слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([д] – [т]);
формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать
речь.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Прозвенел
звонок и смолк
Начинается
урок
Мы за
парту дружно сели
И на
доску посмотрели
I.
Введение в тему урока.
Живут
в согласии буквы-сестрички.
В
букварь забежали они на странички.
На
доске буквы: д, г, с, т, к, з.
-
Какие это буквы? Гласные или согласные?
– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)
- Как
называют такие согласные? (Парные)
II.
Сообщение темы урока.
- Как
вы думаете, о каких парных согласных мы будет говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять
друг друга в словах и что из этого получается.
– Отгадайте загадку:
Его
весной и летом
Мы
видели одетым,
А
осенью с бедняжки
Сорвали
все рубашки.
(Дерево.)
– Назовите первый звук в слове
«дерево».
Дайте
ему характеристику.
Назовите
букву, которой он
обозначается.
(Прикрепляю на доску Д)
– Отгадайте следующую загадку:
То я в
клетку, то в линейку,
Написать
на мне сумей-ка.
Можешь
и нарисовать.
Что
такое я?
(Тетрадь.)
– Назовите первый звук в слове
«тетрадь».
Дайте
ему характеристику.
Назовите
букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Т)
III.
Изучение нового материала.
1.
Работа в прописи.
-
Откройте прописи на с. 4,
давайте вспомним написание этих букв.
(Пока открываем тетради – СТИХ)
-
Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.
-
Когда мы пишем заглавные буквы? (В
именах собственных и в начале предложения)
-
Прочитайте в следующей строчке имя мальчика.
- Что
обозначает условный знак рядом с этим словом? (Подбери
слово к модели)
- Как
вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?
-
Почему? Докажите.
- Чем
отличается 2-ая схема?
-
Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?
- С
какой буквы вы напишите слово «Тима»?
(Вывешиваю на доску изображения Димы и
Тимы)
- Жили
на свете 2 друга: Дима и Тима.
Жили они в соседних домах и любили свободное время проводить вместе – играть в
разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим,
что же из этого получилось?
Посмотрели
они на свои «дома».
- Найдите на странице слово «дома».
И как
только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).
- Что же это такое «тома»?
(Работа над значением слова «тома»)
-
Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)
- А
вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке,
я предлагаю вам подумать самим и записать.
Поднимите красную фишку, кто уже
справился с заданием.
Даю карточки
с дополнительным подобным заданием.
Карточка
1.
Задание:
закончите предложение словом на букву д.
Назовем
мы книжку «том»;
Для
жилья построим… (дом).
Вот
тележка. Это – тачка;
Дом в
саду зовется… (дачка).
По
реке плывут плоты;
Зреют
на ветвях… (плоды).
Карточка
2.
Задание:
закончите предложение словом на букву д.
Хорошо
танцуют Таня
И ее
братишка… (Даня).
Город
называем «Тверь»;
В доме
открываем… (дверь).
Я в
тетрадке ставлю точку;
Мама
любит свою… (дочку).
Карточка
3.
Задание:
закончите предложение словом с буквой д.
Нитку
сматывай с катушки;
Воду
черпай из... (кадушки).
Соловей
выводит трель;
Слесарь
в сеть включает… (дрель).
Архитекторы
- творцы
Строят
чудные…(дворцы).
П р о в е р к а (дети читают, что у них получилось)
2.
Работа в прописи (продолжение).
- Конечно,
вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.
Как же
поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?
Деление слов
на группы.
– Запишите слова на нужной строчке в
зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
-
Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие.
(Дом, Дима, люди.)
3.
Фронтальная работа
– Прочитайте слово, в котором один слог.
- Сколько слогов в слове «утята»?
- Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)
Физминутка
Дима и Тима нам предлагают поиграть со
звуками [д] и [т]
- Я
буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши,
если вы услышите глухой звук [т],
закройте слегка ушки ладошками.
Дом,
торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.
3.
Работа в прописи (продолжение).
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
– Ребята, мы с вами прописи не
закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы.
– Впишите нужные буквы и прочитайте
предложения.
Приготовьтесь
объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
-
Прочитайте слова, в которых вы вставили буквы Д и Т и подчеркните
синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие
звуки.
Списывание с печатного текста.
РЕЗЕРВ
1.
Букварь с. 106 (карандашом записать новые слова)
2.
Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:
Денис
без дела не сидел –
Он
целый день конфеты ел.
IV.
Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
- Что произойдёт со словами, если
буквы поменять? (изменится
их значение)
-
Какие задания вызвали интерес?
- Были
ли трудности в выполнении заданий? Какие?
-Поднимите
руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё
получалось.
Карточка
1.
Задание: закончите предложение словом на
букву д (запишите слова)
Назовем
мы книжку «том»;
Для
жилья построим… ____________.
Вот
тележка. Это – тачка;
Дом в
саду зовется… _______________.
По
реке плывут плоты;
Зреют
на ветвях… _________________.
__________________________________________________________________
Карточка
2.
Задание: закончите предложение словом на
букву д (запишите слова)
Хорошо
танцуют Таня
И ее
братишка… _______________.
Город
называем «Тверь»;
В доме
открываем… _______________.
Я в
тетрадке ставлю точку;
Мама
любит свою… _______________.
__________________________________________________________________
Карточка
3.
Задание: закончите предложение словом с
буквой д (запишите слова)
Нитку
сматывай с катушки;
Воду
черпай из... ___________________.
Соловей
выводит трель;
Слесарь
в сеть включает… ________________.
Архитекторы
- творцы
Строят
чудные…_________________.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.