Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / конспект урока по русскому языку на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

конспект урока по русскому языку на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

Дата:

Тема: Слово и его лексическое значение


Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

             3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.


Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания


метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 


познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org, festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html, AudioPoisk.comtrack/melodia/mp3/v…u-skazki/


Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.



Ход урока

I. Организационный этап( слайд 1 доска)


1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


II. Актуализация знаний


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография

И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

На доске слова : ( слайд 3)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...


Посветить-посвятить ( слайд 4)

Примерять -прим.ирять

Полоскать - поласкать


Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова)

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 



1. Постановка проблемного вопроса

У. - Какое слово у вас получилось?

Д. - Это слово "лексика".

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

ЛЕКСИКА

У.-  Что означает это слово?

Д. - (ответы детей)

У. - Какой вопрос возникает?

 Что такое лексика?

(Вопрос учащихся фиксируется на доске)

2. Введение нового понятия

У. - А где мы можем узнать , что такое "лексика"?

Д. - Мы можем  узнать  из нашего помошника - учебника.

У. - Прочитайте информацию в учебнике  на странице 5  в разделе "Обрати внимание".

(Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

У. - Что вы узнали из прочитанного?

Д. - Что новый раздел учебника называется "лексика".

     - В этом разделе мы будем изучать слово и его значение.

     - Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.

     - Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.

У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".

(У детей  на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)

hello_html_5cbcc315.png

У. -  У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.

У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

(Дети выполняют задание).

У. - Какое слово получилось?

Д. - Получилось слово "Слово".

У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    - Какова тема урока?

Д. - Разговор пойдёт о слове.

У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".

(На доске вывешивается плакат с темой урока)

Слово и его значение.



Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение» ( слайд 5)

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться


-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)


-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.


Зачитать цель и тему урока на слайде ( 6 слайд)

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского ( слайд 7)


«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество 
хороших слов и названий”


А какой же раздел русского языка изучает слово? ( лексика слайд 8)


( слайд 9)


Учитель:

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке? (Много)


- А конкретнее?


(Нельзя сказать)


- Почему же?


(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) (слайд 10 )




Ребята, а что можно речи человека определить? (слайд 11 )


Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».


Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)


Наша задача – расширять свой словарный запас.


Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни

Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

( обратимся к учебнику)

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:


\/ - эту информацию я знаю;


+ - это новая для меня информация;


? – эта информация для меня не понятна.


После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?


Итак: ( слайд 12)


-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.


-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.


-слово имеет лексическое и грамматическое значение


Как в случае затруднения можно определить лексическое знчение слова ( по словарю) упражнение 314, 1 часть. Проверка (слайд 13)

Физминутка


Включить видео


Следущее задание ( слайд 14)

распределить слова в 3 колонки и вставить пропущенные буквы



Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)


Перевод ( слайд 16)


Какой вывод можно сделать?


( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)


Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.


Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)


(слайды 17-20)

Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Посмотрим мой кластер

Синквейн урока

Рефлексия.

Домашнее задание.






























В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


hello_html_5cbcc315.pnghello_html_5cbcc315.png

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 

hello_html_5cbcc315.png

hello_html_5cbcc315.png





hello_html_5cbcc315.png

  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Слово и его лексическое значение

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствованиеумения понимать роль слова в формированиии выражении мыслей и чувств;

2) формирование представленияо способах определениялексического значенияслова;

3)развитиеуменияработать с толковым словарём;

4)воспитаниечуткогоотношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Автор Наурзалинова Жанаргуль Темирбековна
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1029
Номер материала MA-070726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»
Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»