Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / конспект урока по русскому языку на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

конспект урока по русскому языку на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Дата:

Тема: Слово и его лексическое значение


Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

             3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.


Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания


метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 


познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org, festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html, AudioPoisk.comtrack/melodia/mp3/v…u-skazki/


Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.



Ход урока

I. Организационный этап( слайд 1 доска)


1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


II. Актуализация знаний


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография

И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

На доске слова : ( слайд 3)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...


Посветить-посвятить ( слайд 4)

Примерять -прим.ирять

Полоскать - поласкать


Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова)

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 



1. Постановка проблемного вопроса

У. - Какое слово у вас получилось?

Д. - Это слово "лексика".

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

ЛЕКСИКА

У.-  Что означает это слово?

Д. - (ответы детей)

У. - Какой вопрос возникает?

 Что такое лексика?

(Вопрос учащихся фиксируется на доске)

2. Введение нового понятия

У. - А где мы можем узнать , что такое "лексика"?

Д. - Мы можем  узнать  из нашего помошника - учебника.

У. - Прочитайте информацию в учебнике  на странице 5  в разделе "Обрати внимание".

(Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

У. - Что вы узнали из прочитанного?

Д. - Что новый раздел учебника называется "лексика".

     - В этом разделе мы будем изучать слово и его значение.

     - Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.

     - Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.

У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".

(У детей  на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)

hello_html_5cbcc315.png

У. -  У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.

У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

(Дети выполняют задание).

У. - Какое слово получилось?

Д. - Получилось слово "Слово".

У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    - Какова тема урока?

Д. - Разговор пойдёт о слове.

У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".

(На доске вывешивается плакат с темой урока)

Слово и его значение.



Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение» ( слайд 5)

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться


-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)


-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.


Зачитать цель и тему урока на слайде ( 6 слайд)

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского ( слайд 7)


«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество 
хороших слов и названий”


А какой же раздел русского языка изучает слово? ( лексика слайд 8)


( слайд 9)


Учитель:

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке? (Много)


- А конкретнее?


(Нельзя сказать)


- Почему же?


(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) (слайд 10 )




Ребята, а что можно речи человека определить? (слайд 11 )


Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».


Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)


Наша задача – расширять свой словарный запас.


Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни

Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

( обратимся к учебнику)

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:


\/ - эту информацию я знаю;


+ - это новая для меня информация;


? – эта информация для меня не понятна.


После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?


Итак: ( слайд 12)


-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.


-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.


-слово имеет лексическое и грамматическое значение


Как в случае затруднения можно определить лексическое знчение слова ( по словарю) упражнение 314, 1 часть. Проверка (слайд 13)

Физминутка


Включить видео


Следущее задание ( слайд 14)

распределить слова в 3 колонки и вставить пропущенные буквы



Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)


Перевод ( слайд 16)


Какой вывод можно сделать?


( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)


Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.


Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)


(слайды 17-20)

Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Посмотрим мой кластер

Синквейн урока

Рефлексия.

Домашнее задание.






























В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


hello_html_5cbcc315.pnghello_html_5cbcc315.png

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 

hello_html_5cbcc315.png

hello_html_5cbcc315.png





hello_html_5cbcc315.png

  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Слово и его лексическое значение

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствованиеумения понимать роль слова в формированиии выражении мыслей и чувств;

2) формирование представленияо способах определениялексического значенияслова;

3)развитиеуменияработать с толковым словарём;

4)воспитаниечуткогоотношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Автор Наурзалинова Жанаргуль Темирбековна
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 881
Номер материала MA-070726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»