Дата:
Тема: Слово
и его лексическое значение
Тип
урока:
изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование
умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах
определения лексического значения слова;
3)развитие
умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его
лексическим запасам.
Планируемые
результаты:
личностные: мотивация
к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных
задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие
познавательных интересов, учебных мотивов,
формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и
самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить
правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать
действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение
классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать
учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в
совместной деятельности, выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими
способами, работать с толковым словарем.
Понятия:
лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы
обучения: проблемно-поисковый,
лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых
ИКТ: мультимедийная
презентация.
Методическое
назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные
потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого
материала.
Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org,
festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html,
AudioPoisk.com›track/melodia/mp3/v…u-skazki/
Оборудование:
мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой
толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова,
Толковый словарь живого великорусского языка
В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.
Ход урока
I.
Организационный этап( слайд 1 доска)
1. Приветствие. -
Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который
соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок
засветилось. Спасибо!
-
А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас
новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали
немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг
другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами.
Удачи!
II.
Актуализация знаний
Цель этапа:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Ребята, мы с вами
уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и
пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
И сегодня мы
приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить
самим…
На доске слова : (
слайд 3)
Много
слов на земле…. Есть дневные слова, -
В
них весеннего неба сквозит синева.
Есть
ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем
с улыбкой и со стыдом.
Есть
слова – словно раны, слова – словно суд,
С
ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом
можно убить, словом можно спасти,
Словом
можно полки за собой повести...
Посветить-посвятить
( слайд 4)
Примерять -прим.ирять
Полоскать -
поласкать
Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (
правописание зависит от лексического значения слова)
Задание:
1. Рассмотрите
таблицу.
2. Закрасьте в
каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.
3. Составьте из
этих букв слово.
4. Запишите
получившееся слово в клетках.
5. Прочитайте это
слово.
6. Что означает
это слово?
В
|
В
|
В
|
Л
|
В
|
В
|
В
|
Х
|
Е
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
А
|
А
|
К
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Д
|
Д
|
Д
|
И
|
Д
|
Д
|
Д
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
К
|
Л
|
Л
|
А
|
Л
|
Л
|
Л
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Постановка проблемного вопроса
У. - Какое слово у
вас получилось?
Д. - Это слово
"лексика".
(На доске
у учителя карточка со словом "лексика").
У.- Что
означает это слово?
Д. - (ответы
детей)
У. - Какой вопрос
возникает?
(Вопрос
учащихся фиксируется на доске)
2.
Введение нового понятия
У. - А где мы
можем узнать , что такое "лексика"?
Д. - Мы
можем узнать из нашего помошника - учебника.
У. - Прочитайте
информацию в учебнике на странице 5 в разделе "Обрати
внимание".
(Дети читают
раздел учебника и отвечают на вопрос.)
У. - Что вы узнали
из прочитанного?
Д. - Что новый
раздел учебника называется "лексика".
- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение.
- Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.
- Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.
У. - Ребята! Я вам
предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".
(У детей
на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные
дорожки .)
У. - У вас
на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно
рассмотрите рисунок.
У. - Выполните
задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца
рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.
(Дети
выполняют задание).
У. - Какое слово
получилось?
Д. - Получилось
слово "Слово".
У.- Значит о чём
сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какова тема урока?
Д. - Разговор
пойдёт о слове.
У. - Тема
сегодняшнего урока "Слово и его значение".
(На доске
вывешивается плакат с темой урока)
Давайте
сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение»
( слайд 5)
Как вы
думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова
главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение
слова)
-Какова
задача урока?
(Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
Зачитать
цель и тему урока на слайде ( 6 слайд)
Сегодня перед вами
стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое
значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица
языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём
заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся
определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
А эпиграфом к
сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского ( слайд 7)
«Для
всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”
А какой же раздел русского языка изучает слово? (
лексика слайд 8)
( слайд 9)
Учитель:
Сколько же
слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе?
Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В
современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч),
термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать
же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может
- ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу:
язык в количественном отношении неисчислим.
Сколько
слов в русском языке? (Много)
-
А конкретнее?
(Нельзя сказать)
-
Почему же?
(Какие-то слова
появляются, какие-то исчезают) (слайд 10 )
Ребята, а что
можно речи человека определить? (слайд 11 )
Вспомним
цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма
Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из
людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и
свободно обходилась 30 словами».
Что же делать, чтобы
достичь уровня высокообразованного человека ( читать,
расширять свой словарный запас)
Наша
задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно
для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть
для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые
слова.
В современном
мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании.
Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне
интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым
словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным
запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной
лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный
запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же
такое вообще слово и его лексическое значение?
(
обратимся к учебнику)
Прием «Инсерт»
Индивидуальная
работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи
делать в тексте пометки:
\/ - эту
информацию я знаю;
+ - это новая
для меня информация;
? – эта
информация для меня не понятна.
После чтения
текста беседа:
- Какая информация
вам была знакома?
- Какие новые
сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно?
Какие появились вопросы?
- Какие же способы
объяснения лексического значения слова существуют?
Итак: (
слайд 12)
-слово
называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.
-слово
- значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и
внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.
-слово
имеет лексическое и грамматическое значение
Как
в случае затруднения можно определить лексическое знчение слова ( по словарю)
упражнение 314, 1 часть. Проверка (слайд 13)
Физминутка
Включить видео
Следущее задание ( слайд 14)
распределить слова в 3 колонки и вставить пропущенные
буквы
Как вы думаете, что важнее лексическое или
грамматическое значение слова?
Предлагаю
решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на
русский язык ( слайд 15)
Перевод ( слайд 16)
Какой вывод можно сделать?
(
для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)
Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что
нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или
обратиться к толковому словарю.
Какие же словари существуют?
(выступление уч-цы)
(слайды
17-20)
Итак.
Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.
Посмотрим мой
кластер
Синквейн
урока
Рефлексия.
Домашнее задание.
В
|
В
|
В
|
Л
|
В
|
В
|
В
|
Х
|
Е
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
А
|
А
|
К
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Д
|
Д
|
Д
|
И
|
Д
|
Д
|
Д
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
К
|
Л
|
Л
|
А
|
Л
|
Л
|
Л
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
Л
|
В
|
В
|
В
|
Х
|
Е
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
А
|
А
|
К
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Д
|
Д
|
Д
|
И
|
Д
|
Д
|
Д
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
К
|
Л
|
Л
|
А
|
Л
|
Л
|
Л
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
В
|
Л
|
В
|
В
|
В
|
Х
|
Е
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
А
|
А
|
К
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Д
|
Д
|
Д
|
И
|
Д
|
Д
|
Д
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
К
|
Л
|
Л
|
А
|
Л
|
Л
|
Л
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.