Атырауская
область Курмангазинский район Аккольская общая средняя школа
Садыкова Шаттык Хаирболатовна
Имя
прилагательное
Урок
русского языка в 7 классе с казахским языком обучения
Цель урока: углубить
понятие о роли прилагательного в речи,формирование умения использовать в речи
имена прилагательные.
Задачи: 1.обобщить знания
по морфологии имени прилагательного;
2.систематизировать знания,умения и навыки
по данной теме;
3.развивать умение творческого применения
знаний для решения практических задач.
Эпиграф:
С русским языком можно творить чудеса. Нет
ничего такого в нашей жизни , в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским словом...
К. Паустовский.
Методы и приемы:
технология личностно-ориентированного обучения.
Оборудование: слайды с
материалами по уроку,таблицы,электронный учебник.
Ход урока:
І.Организационный этап.
ІІ.Психологический настрой к уроку.
ІІІ. Блиц-опрос.
1.Какой раздел языкознания мы сейчас
изучаем?
2.Что изучает морфология?
3.На какие группы делятся части речи?
4. Расскажите об имени существительном?
5.Сделать морфологический разбор
существительног в предложении: Лебедь-очень красивая и сильная птица.
Лебедь- имя сущ.
І.(Кто?) лебедь
ІІ.Постоянные признаки:нарицательное,одушевленное,м.
р., 2скл.
ІІІ.Непостоянные признаки : ед. ч.,им.падеж.,подлежащее
IV. Движение
темы.Слово учителя.
Имя прилагательное – это
огромная поляна , на которой можно найти все: от цвета,запаха,вкуса до
разнообразных веществ:деревянных,каменных,серебряных.От характера
человека(волевого,сильного,доброго) до явлений окружающей
действительности(солнечного цвета,темной ночи,грозового ветра).И на этой
поляне растет то самое дерево познания с листочками именами всех предметов,ведь
прилагательное никак не может прожить без существительного,иначе кому оно будет
служить?Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки? Его богатства?
Прежде чем начать новую тему ,давайте
вернемся к слову ЛЕБЕДЬ.
Вот,перед вами лебедь(1 слайд).Я хочу
попросить вас описать прилагательными птицу-лебедя(красивый,белый,стройный,грациозный,символ
любви и верности ит.д.)
-Спасибо вам.Но наше с вами описание
бедное, скупое,а вот как это делает мастер слова Сергей Тимофеевич
Аксаков.Насладимся разнообразием и богатством русского слова.
(Текст «Лебедь» читает ученица)(2 слайд)
Лебедь
Лебедь по своей
величине,силе,красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей
водоплавающей птицы.
Белый,как снег,с
прозрачными ,небольшими глазками, с красным носом и черными лапами,с длинною
гибкой и красивой шеею,он прекрасен,когда спокойно плывет между зеленых камышей
по темно-синей гладкой поверхности воды.Всё его движение
исполнены прелести :начнет ли он пить или поднимет голову вверх и вытянет шею,
распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный парус ,всё живописно и
великолепно в нём.
-Понравился ли вам текст? Чем? В текстах какого типа и
стиля чаще всего используются образные прилагательные? (Художественный стиль,
описание)
а)Определите стиль текста.
б) Назовите все прилагательные. К
каким словам они «прилагаются»? На какие вопросы отвечают? Какая
часть речи активно работает в этом тексте?
Вывод: И опять мы
убедились в волшебных свойствах прилагательных.Они способны не только
охарактеризовать,но и описать предмет.Прилагательные превращают предложения в
яркую картину.Они являются словами-волшебниками.
V.Словарная работа
Охорашиваться- прихорашиваться
Водоплавающая - плавает по воде
VІ.Выписать из
текста словосочетания , соответствующие схеме «прилагательное +существительное»,определить
как они согласуются между собой.
с прозрачными глазками – Тв.п.мн
ч.
с небольшими глазками - Тв.п.мн ч.
с красным носом - Тв.п.,ед ч.,м.р.
с черными лапами -Тв.п.мн ч.
с длинною гибкой и красивой шеею
-Тв.п.,ед ч.,ж.р.
длинный парус –
В.п,ед.ч.,м.р.
между зеленых камышей -Тв.п.мн ч.
по гладкой поверхности- П.п.,мн ч.
VІІ.Работа с
учебником
1.Давайте подытожим все вышесказанное и на
вопрос «Что такое имя прилагательное?» ответим научным языком (Работа по
таблице« Имя прилагательное» )
2.Упражнение 117.стр.80
VІІІ.Практическая
разминка. По
частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных
и глаголов. Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в
дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые
распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее
задание. Задание из электронного учебника: восстановить
текст, пользуясь вопросами-подсказками , правильно
используя названия цветов.
ІХ.Прослушивание стихотворений
С.Есенина «Береза»,И.Бунина «Листопад» в исполнении чтецов в аудиозаписи.
Х.Творческая
работа с разноуровневыми заданиями
-Ребята,сегодняшний урок мы начали с
рассказа о белом лебеде – символе красоты и верности. Продолжили наш урок
описанием прилагательными красивых цветов,слушали великолепные стихи русских
поэтов о природе. Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно
творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским
словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое
громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Сейчас
я хочу вам предложить послушать отрывок из песни Л.Дербенёва «Лебединая
верность»(Над тайгой летели стая лебедей,был солнечный прекрасный день,вдруг
раздался выстрел) и выполнить задания.
І группа - написать эссе по
этой теме
ІІ группа – написать обращение к людям
планеты закончив предложение
«Я хочу,чтобы ...»
Примерные ответы учащихся:
Я хочу, чтобы над нами всегда
светило яркое солнце!
Я хочу, чтобы люди не стреляли в
белых лебедей!
Я хочу, чтобы мы научились ценить красоту
природы!
Я хочу, чтобы человек охранял
природу как источника радости
ХІ.Домашнее задание:
1.Составить киносценарий к песне «Лебединая
верность».
2.Найти и составить текст- описание о
птицах или о любимом животном.
ХІІ.Рефлексия
Понравился ли урок? Чем полезен этот
урок?
ХІІІ.Комментирование оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.