Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц» 3 класс

Тема урока: «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Тип урока

Урок открытия нового знания .

Цель:



Задачи:

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]


  • познакомить с орфограммой «Буквы О/Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»

  • освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

  • развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.



Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать правильность выполнения задания.

Соотносить собственный ответ с предложенным.

Коммуникативные УУД

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Аргументировать выбор буквы.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Группировать слова по заданному основанию.

Предметные:

Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове, распределять слова по заданному основанию.

Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Использовать в речи речевые единицы, сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова.



Ход урока



Этап урока и его цели


Деятельность

учащихся


Деятельность

учителя

Содержание урока


Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

























Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.















О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим? (ответ: Поговорим!)

Вам будет интересно

Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                 Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.


Регулятивные: волевая саморегуляция



Личностные: действие смыслообразования



Коммуникативные: планирование



















II. Актуализация знаний

Цели:

- организовать умение оценивать факты;

- организовать умение анализировать информацию;

- организовать умение отражать свое мнение.

Поднимая карточки

« + », « - », выражают согласие или не согласие.


Организует выполнение в соответствии с инструкцией




























Приём «Согласен – Не согласен»

Звук [ш] – шипящий гласный.

Звук [ч] – всегда мягкий.

Звук [ц] – шипящий согласный.

Звук [ж] – шипящий согласный.

Звук [щ] – не является шипящим согласным, потому что мягкий.

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] – шипящие согласные.

К 1 склонению относятся только имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я

К 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с окончаниями –о, -е

К 3 склонению относятся имена существительные женского рода, имеющие в начальной форме нулевое окончание и ь на конце.

К 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.

К 2 склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме.

Самопроверка. Сверка рисунка из знаков « + », « - » с предложенным образцом.

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности




III.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Проговаривают ответы.







Высказывают своё предположение.



Фиксируют индивидуальное затруднение.




Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание;


Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.




Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Постановка учебной проблемы.

-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их)

-А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит)

На доске:

с багаж…

за дом…

с экипаж..

с друг…

с задач …

за пирожк…

с камыш…

под кож…

за птиц…

перед цирк…

Ученики записывают те слова в тетради, в написании окончаний которых уверены, объясняя их.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.







IV. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.


Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.


















В каком месте возникло затруднение?

-А как же быть со словом «птицей»? какую букву надо вставить?

-Сколько же в классе мнений? Почему?



знаю не знаю хочу знать

Возникает спор в написании нужного окончания, учитель предлагает нарисовать смайлик

на полях тетради (знаю - не знаю – хочу узнать).


-Что особенного вы заметили в словах? ( Мы не можем объяснить написание)


(обратить внимание детей на основу данных слов. На какие буквы оканчивается основа. (На шипящие и Ц)

-Кто же сформулирует тему урока? (Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается слайд с названием темы)

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы


V. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


С помощью учителя ставят цель урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.



Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.


Организует постановку цели урока.


Организует составление совместного плана действий.





Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.


Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях сущ-х будем писать «Е» и «О»?

-Чтобы решить проблему и не ошибиться, мы будем работать в группах (повторить правила работы в группе)


Составление плана работы

1. Прочитаем пары слов.

2. Найдем ударную гласную.

3. Выделим окончание.

4. Выделим основу. Обратим внимание, на какой звук оканчивается основа.

6. Делаем вывод.

На доске:

Свеч`ой – т`учей

Карандаш`ом – д`ушем

Уж`ом – пейз`ажем

Борц`ом – п`альцем

Плащ`ом – тов`арищем

Огурц`ом – з`айцем


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование



Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения







VI.Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.















Физкультминутка


Проговаривают тему урока.








Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.


Организует уточнение темы урока



Организует построение вывода.



Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.















Видеозарядка

Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока)



Один человек от каждой группы

даёт ответ.


После ответа групп, делается общий вывод.

Сопоставление версий решения проблемы с учебником с. 69 – рубрика «Тайны языка».


Мы оказались правы? Это открытие?

Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм.

Какое же новое знание мы открыли?










Физминутка


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра



Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез


VII. Первичное закрепление Решение учебных задач.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.














Первичное закрепление правила.

- Работа по рабочей тетради упр. 3 с. 18


- Работа по учебнику упр.1 с. 70

Выполняется фронтально, письменно.




Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.


VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


Выполняют задание самостоятельно.







Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.



Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.





Организует самопроверку по эталону.


Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа по учебнику упр. № 4

Предлагаю самостоятельно разбить слова в 2 столбика.

-Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку выполненной работы.





У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.


Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание




IХ. Включение в систему знаний и повторение.


Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений писать окончания имен существительных в творительном падеже с опорой на правило.



Выполнение работы в паре (упр. 3 с.70 учебника):

Поставьте данные имена существительные в форму творительного падежа. Запишите.

Калач, малыш, Наташа, Маша, душ, ландыш, царевич, королевич, карандаш, врач, Саша, туча, роща, сердце.

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные:

осуществление взаимного контроля и сотрудничества (работа в паре).


Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;


- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.



Отвечают на вопросы учителя.








Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.









Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы изменить смайлик на полях и решить эту орфографическую задачу. (Дети вписывают правильные окончания, рядом рисуют смайлик «знаю»).

Оцените свою деятельность на уроке, работу в группе фразеологизмом.

Ответы








Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности



Коммуникативные: умение выражать свои мысли



Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.



  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку на тему «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц» 3 класс.

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Автор Мокротоварова Наталья Александровна
Дата добавления 23.01.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 807
Номер материала MA-069729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: