Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол как часть речи" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол как часть речи" (3 класс)

Русский язык

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение глагола как части речи.

Цель урока:

Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Задачи урока: Создавать условия для развития УУД.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










Здравствуйте ребята!

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно удачи.

В начале урока мне хотелось бы узнать  с каким настроением  вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся  карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас  и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.
С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Детский писатель Роман Сеф заметил: (слайд)

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

- Какие качества, предметы необходимы ученику, чтобы он стал успешным?

- Откроем тетради, запишем дату, классная работа.

Наш урок продолжит минутка чистописания

- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?

На третьей строке нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л, М.

- Пропишите данные слова по образцу.

Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец на слайде). Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки. Кто выполнит задание, руку на внимание.

- Сравните написанное с моим образцом. Если вы считаете, что ваше письмо походит на образец, поставьте плюсик на полях, кто считает , что не совсем все получилось поставит знак ?.

Словарная работа.

- На карточке вы видите слова. Что можно о них сказать? (карточка №1)

-hello_html_2ad46eba.gif Вставьте пропущенные буквы и разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы. (работа в парах)

Кhello_html_7024fa14.gifhello_html_79949c3e.gifhello_html_112f4843.gifhello_html_112f4843.gifhello_html_3babac97.gifhello_html_7b44078c.gifhello_html_112f4843.gifhello_html_m4e17ed50.gifhello_html_112f4843.gifостюм, аккуратный, праздничный, оранжевый, иллюстрация, календарь, кроссовки, лестница

- Сколько групп слов у вас получились.

- Какие слова попали в три группы?

- Какие орфограммы встретились ?

- Расскажите какие буквы вставили.

- Слова какой части речи здесь написаны?

- Обменяйтесь карточками с соседом.

- А теперь проверьте эти слова по образцу.

- Кто все правильно сделал, ставит на полях +, кто с ошибками ?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.








1. Мотивирующее введение в тему урока.

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Зачем глаголы нужны в речи?

- Чем отличаются от других частей.

- Научиться находить их в предложении.


Учитель фиксирует вопросы на доске.

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)


Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

- Можно ли жить в таком мире?

- Значит, нужны действия и слова, которые их называют и есть такая часть речи. Послушайте загадку:

Он предметы оживляет,                    

 Всех их в дело вовлекает,                  

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,                    

Строго сам за тем следит.                        

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…(глагол).

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

Прочитайте про себя и сравните два текста. (карточка №2)

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Чем они отличаются?

- Из каких частей речи состоит первый текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?

- Как изменился второй текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?

Что называют слова, которые добавились во 2-ом тексте?

- Подчеркните все глаголы.

- Назовите их.

- Чем же они похожи? (обозначают действия предметов, отвечают на вопросы: что делает? Что делают? )

Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

Вывод учителя: действительно, глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов.

Физ. Минутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

- Откуда взялось слово глагол? (Мнения детей)

- Прочитайте, что об этом говорит Лев Успенский.

Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО ИЗ СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

- Что означает глагол?

Почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось?

(Глагол-это значит слово, речь. Это важнейший вид слов.

Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.)

Вывод учеников: мы думаем, что правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь.

3 задание. Подбери и запиши к существительному больше слов со значением действия.

Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

1 ряд – слово мальчик

2 ряд – слово птица

3 ряд – слово рыба

1 ученик у доски, слово - снежок.

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

Вывод учителя: : по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.

Сравните со своими выводами.

Глаголы.

Оживляют картину, обозначают действия предметов.

Многообразие глаголов частота употребления в речи.

Старославянские слова «слово», «речь»важны при построении предложений, для передачи сообщения.

Физ. Минутка.

(Если встретишь слово , обозначающее движение, то хлопай, если нет, то молчи)

Вытирал, подметал, повредил, крокодил, обжёг, флажок, дружок, писал, свисток, молоток, зашумел, счет.


3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Что общего у слов в каждой группе?

Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.

Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

Запишите только глаголы и вопросы к ним. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

- Какими частями речи могут быть однокоренные слова?

2. Обобщение наблюдений

- Давайте попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам вопросы:

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

- Когда и для чего мы используем глаголы в речи?

- Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в учебнике на стр. 105. Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз. Повторите. Повернитесь друг к другу парами и расскажите. Все справились?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.


2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


IV. Развитие умений.

3. Самостоятельная работа. (Карточка №3)

- Кто мог о себе так сказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю. (Т.Рик)

- Возьмите листочки со стихотворением и подчеркните глаголы.

Сколько глаголов? (7.)

- Поменяйтесь листочками и сравните с образцом. Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно.



V. Итог урока.


- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что нового узнали? (глагол - самостоятельная часть речи, обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? и т.)

Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)

- Для чего нужны глаголы в речи?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

Какую отметку ты бы себе поставил?

За что?

А теперь я попрошу вас дать себе самооценку по итогам работы на уроке.

-Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.









VI. Домашнее задание.



1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.




1

hello_html_3c183bc0.png




  • Начальные классы
Описание:

Русский язык

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение глагола как части речи.

Цель урока:

– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Задачи урока: Создавать условия для развития УУД.


Познавательные УУД

1. Развиваемумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Автор Бочарникова Ольга Михайловна
Дата добавления 21.12.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3106
Номер материала MA-069119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: