Методическая
разработка урока по обучению грамоте
«Буквы
Щ щ, звук щ »
1 класс по
УМК «Школа России», учебнику 1 класса «Азбука» В.Г Горецкого (ФГОС)
Тип урока
Усвоение и первичное
закрепление новых знаний. Формирование ОУУН.
Решаемые проблемы (Цель):
Принимать учебную задачу урока (знакомство с буквой Щ, обозначающей глухой
мягкий согласный звук)
Осуществлять решение учебной задачи под руководством
учителя (отработка
умения различать мягкие и твердые согласные)
Планируемые
результаты (в соответствии с
ФГОС )
Личностные
результаты (Л):
- Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать
свои достижения.
Предметные
результаты (П):
- Выделять звук [ щ ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что
звук [ щ ’] согласный, всегда мягкий, глухой.
- Распознавать в словах новый звук.
- Характеризовать его, обозначать буквой .
Метапредметные УУД:
- Регулятивные (Р):
- Определять цель учебного задания, контролировать свои
действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать
и исправлять ошибки.
- Познавательные (П) :
-Читать слоги-слияния, устанавливать
на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а,
а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [ щ ’]
всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами .
- Читать слова с изученной буквой .
- Читать тексты. Выполнять задания к текстам.
- Коммуникативные (К)
-Определять и обосновывать место новой
буквы на «ленте букв».
Оборудование:
- Учебники,
рабочие тетради по чтению
- Диск к учебнику по данной теме
- Листы для работы в группах
- Сигнальные карточки для рефлексии
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Самоопределение
к деятельности
Закройте глазки и
попробуйте отгадать звуковую загадку-песенку. О ком эта песенка? Какой звук
чаще всего мы слышим в этой песенке? ( Звучит аудио запись-трек №28, «Про щуку
и щурят» )
( учащиеся выделяют
услышанный новый звук Щ) Кто догадался, какая тема у нас сегодня?( Буква Щщ,
звук щ.)
Это и есть тема
нашего урока сегодня.
3.Постановка
учебной цели
- Какой новый звук
эта веселая щука принесла? Для чего он нам нужен? (произносить слова, буква,
чтоб писать,читать слова, тексты, )
- Что мы будем делать
с этим звуком? (искать его в словах, исследовать)
- А какой он звук Щ
? Давайте исследуем и дадим его характеристику.
Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух
встречает преграду;
Глухой- т.к. при произношении слышен больше шум, чем
голос и звучит глухо;
Бывает мягким? ( да) А твердым? ( проблема), попробуем произнести
твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться( твердый он или мягкий?) Для
этого прочитаем скороговорку.
4. Решение проблемной ситуации:
Прочитаем скороговорку из «Азбуки» стр. 62.
Работа с учебником: (чтение про себя , затем вслух)
Щуку я тащу тащу , щуку я не отпущу.
Звуковой анализ слова щука.
Работа с индивидуальными звуковыми карточками: составление схем на рабочих местах с
последующей проверкой с экрана(рисунок из диска по обучению грамоте).
Вывод: выбираем зеленый цвет, т.к. щ – мягкий согласный. Для
чего вы выполняли это задание? .Чтобы подтвердить, что звук щ – глухой, мягкий,
согласный. На письме этот звук обозначается буквой Щ.
- Знакомство с печатной буквой Щ .
Работа в тетрадях по чтению: печатание буквы Щщ, слогов и слов с данной
буквой.
ФИЗМИНУТКА
5. Первичное закрепление
Мы познакомились с новым звуком и буквой, чтоб научиться читать с ней
слоги и слова.
- Чтение слоговых
столбиковс диска.
Хоровое чтение: (акцент: как звучит – твердо или мягко?)
А теперь поработаем в
группах. Заполним звуковые схемы слов с новым звуком.
1группа-
овощи, меч ; 2 группа - плащ, щетка
Группы составляют схемы одновременно ( соревновательный момент),
какая быстрее и правильно составит схемы, та и победила. Оцените,
правильно ли выполнили задания ребята из другой команды. (проверка по экрану)
Акцент – как звучит Щ.
Подкрепление вывода– Мы исследовали звук щ и убедились,
что щ – всегда мягкий
6.Закрепление и
систематизация знаний.
-Работа по
учебнику – чтение стихотворения про щуку и щетку стр.63, акцент на
написании( обратите внимание как пишется сочетание ЩА, ЩУ)Что вы заметили?
Требуется ли смягчать щ буквами я и ю? А почему?
( он и так звучит мягко, не требуется). Следовательно какое правило о
написании щуи ща можем сформулировать? ( самостоятельный осознанный
вывод правила)
ЩА – пиши с буквой А! ЩУ- пиши с У! Чтение правила о написании ща и щу
по учебнику. Еще раз вернемся к тексту стихотворения. Далее беседа
о хищных рыбах и по экологии рек- связь с уроком окружающего мира.
О ком стихотворение? ( о щуке) Что мы знаем про щуку из уроков
окружающего мира? ( какая это рыба – речная или морская? Что она употребляет в
пищу? Следовательно это рыба….( хищная) Каких еще рыб- хищников вы знаете? Во
всякой ли воде будут водиться рыбы? Что нужно, чтоб сохранялась чистота воды в
реке?
-Работа по развитию речи (по диску):
Просмотр мультфильма по рисункам. Пересказ по сюжетным картинкам.
Итак, мы новый звук исследовали. Давайте теперь будем находить
его в словах. Работа по индивидуальным карточкам. У учащихся в
Азбуке лежат заранее приготовленные листочки с заданиями. Составление слов (по
диску) – на рабочих местах с индивидуальной самооценкой. (волшебные
линеечки) Дальнейшая проверка по экрану.
Как вы себя оценили?
Доп. материал для хорошо читающих детей (стр. 64 «Азбуки») и текст по
диску (буква Щ)
7. Итог урока:
Спасибо вам за работу. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились.
Рефлексия:
- Какую цель мы поставили в начале
урока?(изучить и исследовать новый звук и новую букву)
- Какие знания открыли?(Щ –
согласный глухой звук. Он всегдамягкий)
- Посмотрим, достигли мы поставленной
цели? Помогут нам в этом волшебные рыбки. У каждого на парте лежат
бумажные рыбки. Поместим их в ведерки: Зеленое ведерко для тех ребят, кто все
понял сегодня на уроке и доволен своей работой. Синее - для тех, кто в чем-то
сомневался, желтое - кто не понял тему сегодняшнего урока. Посмотрим, в каком
ведерке больше всего рыбок.
- У вас сегодня всё получилось. Вы
открыли новые знания и довольны своей работой на уроке. Молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.