Урок
34
Учимся правильной речи
Цель: обучить правильному построению
словосочетаний со связью управление, согласование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
– Какие орфографические задачи вы решали в упражнении?
– В каких падежах употреблено существительное мама?
– Как называется такая связь?
– Какое словосочетание нельзя назвать управлением? Почему?
III.
Работа по теме урока.
1. Упражнение
129.
– Узнайте о секрете употребления глаголов из сообщения (с. 58).
– При ответе на вопрос куда?
какие предлоги вы будете использовать?
– А какие – при ответе на вопрос откуда?
– Составьте словосочетания, грамотно употребляя предлоги.
– Запишите словосочетания парами.
2. Упражнение 131.
– Составьте предложения из данных слов.
– Окончание глагола будет меняться?
– От чего это зависит? Объясните постановку окончания.
– Какую орфографическую задачу мы решаем в слове шкаф?
– В каком падеже употреблены второстепенные члены предложения?
– Какие предлоги могут быть употреблены в предложениях?
– Какой предлог винительного падежа нельзя включить в предложения?
Почему?
– Проверьте подбор предлогов по учебнику (с. 59).
3. Упражнение
132.
– Составьте предложение.
– Надо ли менять порядок слов?
– Найдите в предложении согласование.
– Что значит: имя прилагательное согласуется с именем существительным, от
которого зависит?
4. Самостоятельная
работа.
1) где? что сделали? какие? что?
2)
какая? кто? что сделала? где? что?
3) откуда? что сделал? какой? что?
– Составьте предложения, опираясь на вопросы.
– Выпишите словосочетания из каждого предложения.
– Укажите признаки, в которых прилагательное согласуется с именем
существительным.
– Над зависимыми существительными в словосочетаниях укажите падеж.
5. Упражнение
133.
– Запишите предложенное предложение.
– Как вы измените слова, записанные в скобках?
– В форму какого падежа вы их поставили?
– В какой форме употреблен глагол в предложении?
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
6. Игра «Сделай
замену».
(На доске записаны фразеологические обороты.)
I вариант
|
II вариант
|
совать нос
|
дать стрекоча
|
клевать носом
|
выходить из себя
|
зарубить на носу
|
чесать языки
|
унести ноги
|
бить баклуши
|
надуть губы
|
ломать голову
|
заговаривать зубы
|
водить за нос
|
– Нужно заменить фразеологический оборот
глаголом, близким по смыслу.
– Записать глагол в словосочетании с именем существительным.
– Указать падеж имени существительного.
7. Самостоятельная
работа.
– Запишите слова в столбик, допишите к каждому имя прилагательное, указав
те признаки, по которым оно подчинилось главному слову.
Картофель, картошка, товарищ, шоссе, улица, цыпленок,
растение, здоровье.
(Проверка по готовому образцу.)
8. Кроссворд
(обобщение).
1. «Мирное небо» – определите связь в словосочетании.
2. Как называется связь глагола с именем
существительным в словосочетании?
3. При связи управление главным членом
словосочетания является…
4. Глагол дает имени существительному команду чего?
5. При согласовании зависимым словом является…
6. Предлоги про,
через употребляются только в …
падеже.
7. Что подсказывает вопрос при согласовании?
8. При согласовании словосочетание обозначает предмет
и…
IV.
Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 134.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.