Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по русскому языку 6 класс "Глагол" (повторение)

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Глагол" (повторение)

Скачать материал

Тема урока: Глагол. Повторение.

Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи, их умение находить изученную часть речи в тексте, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; правильно использовать глагольные словосочетания в речи.

Ход урока

I. Давайте начнем сегодняшний урок с кроссворда. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока:

 

 

 

1.Жизнеописание.

2.Двух или трехколесная машина для передвижения.

3.Выдающие природные способности.

4.Предприятие, где печатают книги, газеты и другие издания.

5.Машина непрерывного действия, с помощью которой перемещаются детали или грузы.

6.Изображение, сопровождающее или поясняющее текст. 

II. Итак, тема нашего урока – Глагол. Повторение. Вспомните, что вы узнали об этой части речи на предыдущих уроках (в прошлом учебном году).

К.Г.Паустовский писал: «Чтобы передать звучание музыки, блеск красок, шум садов… тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия … очень важны глаголы».

Специалисты подсчитали, что чаще всего в нашей речи употребляются существительные и глаголы.

О какой части речи говорится в отрывке?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И золотая рожь в полях растет.

Что обозначает глагол как часть речи?

III. Отгадайте ещё одну загадку:

Завертелся, закружился, засмеялся, зажужжал.

На бок лег и замолчал.

(Волчок)

Волчок нам сегодня очень пригодится. Сегодня мы играем в игру «Кто? Где? Когда?»

Сектор 1.

Проверяя ваши тетради я заметила как часто вы ошибаетесь при определении безударных личных окончаний глагола. Проверьте себя – поработайте с перфокартой. В отверстиях перфокарты поставьте е или и в зависимости от того, какому спряжению относится глагол. (Глаголы стоят в 3-м лице ед.ч.)

Как определить спряжение глагола?

1. Стелет, ненавидит, зависит, стонет, жалит, строит.

2.Видит, колет, молчит, клеит, рубит, борется, дышит.

3.Реет, лает, тает, хлещет, любит, сеет, блистает.

Сектор 2.

Прав ли Петя Безошибочный?

а) Петя написал слитно глагол с отрицанием не был. «Это слово с не, - сказал он, - можно заменить синонимом без не – отсутствовал».

б) В своей тетради ненавидел Петя написал раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - объяснил он.

Теперь проверьте себя, запишите в своей тетради словосочетания: не был на выставке, ураган неистовствовал, мне нездоровится, не прикасайся к проводам, ненавидел опаздывать, не участвовал в соревновании, не чувствовал усталости.

Сектор 3.

В этом году вы узнали о глаголе много нового. Например, что бывают глаголы переходные и непереходные.

Вспомните определение.

Составьте словосочетание: глагол + существительное в нужном падеже. Определите, переходный или непереходный глагол перед вами, и запишите в скобках.

Взять высоту (переходный).

Добежать до финиша (непереходный).

Упасть на лед (непереходный).

Поднимать краном (переходный).

Сектор 4.

В повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» есть такой эпизод: машину, в которой ехала на дачу Ольга, догнала мотоколонна бойцов. Проезжая через дачный поселок, они дружно пели. (Текст написан на доске). При звуках этой песни шире (распахнулись – распахивались) окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток )вылетели – вылетали) обрадованные ребятишки. Они (махнули – махали) рукой, (бросили – бросали) бойцам ещё недозрелые яблоки, (закричали – кричали) вдогонку «ура».

Из двух глаголов, записанных в скобках, выберите тот, какой употребил автор. Докажите правильность своего выбора. В скобках записаны глаголы СВ и НСВ.

(В данном тексте автор употребил глаголы НСВ, т.к. действие ещё не завершено, не закончено).

Сектор 5.

Послушайте и запишите отрывок из стихотворения А.Плещеева. Ответьте на вопросы.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи ,

И лес оденется листвою.

1.Найдите в тексте безличный глагол. Докажите правильность своего решения.

2.Сколько глаголов в этом тексте. Какую роль они играют. Какие известные вам орфограммы, связанные с темой «Глагол», встретились в этом тексте?

Сектор 6.

Игра «Четвертый лишний»

1 вариант: Участвовал, советовал, опаздывал, беседовал.

2 вариант: Доказывал, командовал, рассчитывал, рассказывал.

Какое правило нужно вспомнить, чтобы дать правильный ответ?

Сектор 7. (Открываем конверт)

Вопрос прислал редактор детского журнала: В каких случаях надо употреблять глагол одеть, а в каких надеть?

Сформулируйте (устно) правило, подумав над такими примерами.

Одеть (кого?) сестренку (во что?) в шубу.

Одеваться (во что?) во все белое.

Зима одевает (что?) поля (чем?) снегом, а (что?) реки (чем?) льдом.

Река оделась (чем?) льдом.

Правило 1. Одеть кого (что, во что или чем).

Надевать (что?) новые костюм и ботинки.

Надевать (что?) колпачок (на что?) на фломастер.

Надень (что?) рюкзак (на что?) на спину.

Правило 2. Надеть что и что на что.

IV. Проверка домашнего задания.

Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

Дома вы должны были на красиво оформленных листах записать рецепт какого-нибудь блюда, использовав глаголы в повелительном наклонении.

2-3 человека записывают рецепты.

Теперь вспомним о глаголах условного наклонения (определение).

Представьте такую ситуацию: вы работаете поваром. А теперь зачитайте свои рецепты, ставя глаголы в условное наклонение, начинайте словами: «Если бы поваром был я …»

V. Дополнительное задание.

Запишите словосочетание. Назовите проверяемую орфограмму.

Приготовьте суп, полакомьтесь салатом из свежей фасоли, нарежьте капусту, испеки пироги, поджарьте на растительном масле, съешь морковную котлету.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку 6 класс "Глагол" (повторение)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Глагол" (повторение) Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи, их умение находить изученную часть речи в тексте, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; правильно использовать глагольные словосочетания в речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 452
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.04.2020 189
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лемишева Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лемишева Тамара Владимировна
    Лемишева Тамара Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72149
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 653 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 518 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 162 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 87 человек