Тема. Глагол. Значение глагола.
Цели:
развитие связной речи, воображения, ассоциативного мышления учащихся;
ознакомление с
глаголом, его значением (практически с опорой на украинский язык),
использование глаголов в речи;
воспитание любви
к природе, умение видеть и чувствовать ее красоту.
Речевая тема: «Весна пришла».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, текст
мультимедийный проектор.
ЧВ
Модель урока: ОМ-МУД-УНЗ
[Т] Ф1
Ид-П-Ф2-ЗЗ [Т.Р.]-Ид-Гд-Ф3-ИУ-ДЗ
ЗТ
ОМ - организационный момент;
МУД – мотивация учебной деятельности;
УНЗ – усвоение новых знаний;
Ф – фронтальная работа;
Гд – групповая работа (дифференцированная);
Ид – индивидуальная дифференцированная работа;
П – работа в парах;
ЗЗ – закрепление знаний;
Т – текст;
ТР – творческая работа;
ЗТ – заглавие текста;
ЧВ – чтение вслух;
ИУ – итог урока;
ДЗ – домашнее задание.
Ход
урока
I.
Организационный
момент
II.
Мотивация
учебной деятельности
Слово
учителя
Интересная часть
речи
В русском языке
живет.
Кто что делает
расскажет:
Чертит, пишет иль
поет.
Вышивает или
пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит,
моет, чистит –
Все расскажет
нам... (глагол)
-
Что же
это за часть речи? Чем она отличается от других частей речи? Зачем она нужна в
нашей речи?
III.
Сообщение
темы урока.
IV.
Усвоение
новых знаний.
Работа с
текстом.
1) Чтение вслух. Определение
темы текста, подбор заглавия.
Текст
Весна в этом году
долго не наступала. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело,
заговорило.
И вот уже
разносится многоголосное пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы.
Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под
яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.
Дышится легко. В
такое время не хочется сидеть дома.
2) Найдите в тексте глаголы,
опираясь на знания, полученные в начальной школе и на уроках украинского языка
(Дієслово)
- Поставьте к ним
вопросы. На какие вопросы отвечают глаголы? Чем они отличаются от других частей
речи?
- Сформулируйте
определение глагола как части речи.
- Откройте
учебник. Проверьте правильно ли вы сформулировали определение глагола.
3) Индивидуально-дифференцированное
задание. (задание проектируется на экран)
- Найдите в
тексте глаголы, с помощью которых создаются зрительные впечатления, дополните
ряд этих глаголов своими примерами
- Найдите в
тексте глаголы, с помощью которых создаются слуховые впечатления, дополните ряд
этих глаголов своими примерами.
- Найдите в
тексте глаголы, с помощью которых передается состояние и настроение человека,
дополните ряд этих глаголов своими примерами.
(1 – сверкает,
поголубело, почернело…
2 – запело,
зашумело, заговорило, разносится, журчит, звенит…
3 – хочется,
дышится…)
4) Работа в парах. Пообщайтесь с
товарищем, составьте общую группу глаголов по предложенной вам теме.
5) Проверка задания.
Ответ на вопрос:
- Какова роль
глаголов в данном тексте? (передают движение природы, просыпающейся весной,
создают зрительные и слуховые образы, передают состояние человека)
V.
Закрепление
знаний.
Творческая
работа.
Индивидуально-дифференцированная
работа.
В тексте
говорится: «В такое время не хочется сидеть дома». Давайте и мы с вами мысленно
отправимся в весенний лес или парк, где «журчит и сверкает под яркими лучами
солнца ручей».
Используя
глаголы, расскажите, о чем говорят ручьи. Продолжите предложенный вам текст.
Карточки для
индивидуальной работы (для каждого учащегося).
1.
Бегут
ручьи и говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а
другой звонко кричит. И каждый о своем…
2.
Бегут,
торопятся в речку ручьи разные. И у каждого свои рассказы: что было, что
случилось, что надолго запомнилось…
3.
Составление
«свободного текста» (по выбору).
Задание и
образец проектируется на экран.
Стихотворение «Я
…» написать от имени ручейка.
Словами «Я…»
начинается каждая нечетная строка.
Образец.
Я дождик
Я дождик.
Устремляюсь к
земле.
Я дождик.
Шуршу по траве.
Я дождик.
Стучу по крышам
домов.
Я дождик.
Всегда плясать и
прыгать готов.
Возможный вариант
«свободного текста», написанного учащимися.
Я ручеек
Я речек.
Торопливо в речку
бегу.
Я ручеек.
О многом вам
расскажу.
Я ручеек.
Звонко славлю
весну.
Я ручеек.
Радость людям
дарю.
- Работа в
группах.
Составление общего текста. Форма предъявления – монологическое высказывание
(модель «Спикер», для третьей группы возможна модель «Снежинка»).
- Проверка
творческих заданий.
Ответы на
вопросы:
- Какие глаголы
употреблены при выполнении заданий?
- Какова их роль
в тексте?
VI.
Итог урока.
VII.
Домашнее
задание:
- найти и записать стихотворение
(отрывок из 2 четверостиший) о весне, подчеркнуть в тексте глаголы;
- сконструировать
пять предложений с глаголами, с помощью которых передается состояние и
настроение человека;- написать сочинение-миниатюру о приходе весны от лица
зайчонка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.