1.Орг.момент.
Цель:
эмоц.настрой на урок.
3 мин.
|
Здравствуйте,
ребята.
Как вы
думаете, какое предложение можно составить из этих слов?
Ребята,
а это обычное предложение, или особенное?
Чем
пословица отличается от обычных предложений?
А какая
мудрость в этой пословице? Как вы ее понимаете?
Я вам
желаю, чтобы сегодня вы справились со всеми заданиями и урок закончился для
вас маленькой победой, чтобы вы научились новому.
|
Приветствуют
учителя.
С
маленькой удачи начинается большой успех.
Это
пословица.
Тем, что
в ней содержится мудрость.
Чтобы
достичь чего-то большого, нужно начинать с маленьких побед.
|
К: умение
высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других
|
2.Актуализация
знаний
Цель: создать
ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков, подвести к новой
теме.
8 мин.
|
Запись
числа, кл.работы.
А начнем
мы с вами с задания, с которым вы все легко справитесь, и это будет ваша
первая маленькая удача.
Братьев
этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
Вы уже
догадались, что это?
Ребята,
какой сегодня день недели?
Кто
знает, как появилось название этого дня недели?
Среда
считалась серединой недели. Возникает вопрос: почему именно среда, а не
четверг? Раньше неделя начиналась не с понедельника, а с воскресенья, поэтому
среда или «середа» была ее серединой.
Есть и
другая аналогия: среда имеет один и тот же корень со словом «сердце». Считается,
что сердце находится в середине человеческого тела.
А к
какому склонению относится это слово?
Как вы
это определили?
Какие
еще названия дней недели относятся к 1-му склонению?
Как вы думаете, почему пятница так называется?
Верно. А
вот происхождение названия «суббота» не связано с цифрами, с порядком. Слово
суббота пришло к нам из древнееврейского языка. Sabbath (шабес) –символизирует
покой. Этот день был завершением недели, в который было принято отдыхать.
Давайте
запишем эти слова. Выходи, запиши его у доски, а вы записывайте в тетради.
Давайте укажем склонение. Запись на доске и в тетради.
Мы с
вами уже узнали значение таких слов, как среда, пятница, суббота. А какие дни
недели у нас еще остались?
А вы
знаете, почему понедельник так называется?
Чтобы
понять, почему этот день так называется, нужно сначала познакомиться с
происхождением слова «воскресенье».
Сейчас
название этого дня идет от названия праздника Воскресения Господня. Но были
времена, когда день «воскресенье» назывался «неделя». Мы уже знаем, что этот
день был первым, поэтому нам легко будет объяснить значение оставшихся дней:
понедельник – первый день после недели, вторник – второй после недели,
четверг – четвертый после недели.
Как вы
думаете, какое значение этих слов мы определили?
А что мы
можем сказать о грамматическом значении?
Можно ли
сказать, что эти слова относятся к одному склонению?
Почему у
вас возникли сомнения?
|
Дни
недели.
Среда.
Отвечают.
К 1-му
склонению.
Среда –
ж.р., в И.п. имеет окончание а.
Пятница,
суббота.
Пятница
– от слова «пятая».
пятница – 1 скл., ж.р.
суббота – 1 скл., ж.р.
Понедельник,
вторник, четверг, воскресенье.
Ответы
детей.
Лексическое.
Отвечают.
Предполагают.
У слова
«воскресенье» ср.р, а у остальных – м.р., у него окончание –е, а у остальных
нулевое.
|
П: самостоятель-ное
выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации; анализ
объектов
с
целью
выделения
их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий
Р: умение
планировать, контролировать свои действия;
умение
высказывать свои предположения на основе
работы с
материалом
К: умение
слушать и понимать других
Л: умение
выражать свои эмоции,
умение
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
3.
Усвоение новых знаний
Цель: приобрести
новые знания
15 мин.
|
Чтобы
определить, к одному ли склонению относятся эти слова, давайте обратимся с
вами к учебнику.
С.93. Прочитайте правило про себя.
Давайте прочитаем правило.
Можно ли
сказать, что оставшиеся названия дней недели относятся ко 2-му склонению?
Давайте
запишем эти слова, определяя склонение, род, выделяя окончание.
Ребята,
можем ли мы сказать, что уже выучили это правило и можем легко находить
существительные 2-го склонения?
Почему?
Правильно,
мы должны еще поупражняться.
Давайте
выполним упр.163. Нам нужно с вами из существительных 2-го склонения
образовать однокоренные слова тоже 2-го склонения. Посмотрите на образец.
Объяснение. Давайте по образцу выполним задание со словами первой строки. (Работа
в тетрадях и у доски)
Наши
глаза устали, а отдохнуть нам помогут предметы осени. Для начала прикройте
глаза ладонями, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза. Расслабьтесь, сядьте
ровно, голову держите прямо. За движущимися предметами на слайде следите
только глазами. Если предмет мигает, вам нужно легко поморгать глазами.
Теперь,
когда наши глаза отдохнули, они готовы увидеть красоту.
Ребята,
как называется такая картина?
А кто
знает, что обозначает это слово?
Посмотрите,
в упр.164 есть стихотворение о натюрморте. Прочитайте его про себя.
Давайте прочитаем его (читают вслух).
Посмотрите
внимательно, а какие слова у нас еще выделены в стихотворении?
Что же
обозначают эти слова?
Давайте
поработаем с этим заданием и перепишем стихотворение.
Сверху
укажите склонение имен существительных в единственном числе.
Учебник
подготовил нам еще одно сложное задание, с которым мы вместе сможем
справиться. Прочитайте последнее задание в этом упражнении.
Давайте
вспомним, какие члены предложения называют однородными?
Составьте
по рисунку предложение с однородными членами.
Какие
предложения вы составили?
Давайте
запишем предложение …
Запись в тетрадях и на доске.
Подчеркните
главные члены предложения. Укажите склонение над существительными ед.числа,
выделите окончания.
|
Читают правило
про себя, затем вслух.
Да.
понедельник - 2 скл., м.р.
вторник - 2 скл., м.р.
четверг – 2 скл., м.р.
воскресенье – 2 скл., с.р.
Нет.
Потому
что нам нужно еще поупражняться.
зеркало
– зеркальце
берег –
бережок ,
горох – горошек ,
хозяин –
хозяйство,
заяц –
зайчик ,
Выполняют
разминку для глаз.
Натюрморт.
Натюрморт
–
изображение овощей, фруктов, предметов быта.
Списывают.
Стол.
Сервиз. Цветов букеты.
Торт,
тарелка, бутерброд…
Называется
всё это
По-французски:
натюрморт.
Сервиз,
бутерброд.
Серви́з —
набор чайной, столовой, кофейной посуды.
Бутербро́д —
закуска, представляющая собой ломтик хлеба, на который положены
продукты.
Записывают.
Указывают
склонение.
Составьте
по рисунку и запишите предложение с однородными членами.
Однородные
члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят
от одного и того же слова, произносятся с перечислительной интонацией.
Составляют.
Отвечают.
Записывают.
Выделяют.
|
П:
поиск и
выделение необходимой информации; анализ
объектов
с
целью
выделения
их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий
Р: умение
планировать, контролировать свои действия;
умение
высказывать свои предположения на основе
работы с
материалом
К: умение
слушать и понимать других
Л: умение
выражать свои эмоции,
умение
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
П:
поиск и
выделение необходимой информации; анализ
объектов
с
целью
выделения
их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий
|
4.
Закрепление материала
Цель:
закрепить полученные знания
6 мин.
|
Ребята,
значение каких слов мы уже узнали?
А сейчас мы с вами узнаем еще одно новое слово. Посмотрите на упр.165. Прочитайте
стихотворение. Как вы думаете, с каким словом мы познакомимся?
Посмотрите
на картинку. Как вы думаете, кто такой агроном?
Агроном- человек,
который работает в поле, следит за выращиванием урожая.
Как вы
уже заметили, это слово словарное. Давайте запишем его.
Какие
буквы в этом слове нам нужно запомнить, как они пишутся?
Почему
мы должны их запомнить?
Какого
склонения это слово?
Укажите.
|
Понедельник,
вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, натюрморт, сервиз,
бутерброд.
Читают.
Агроном.
Отвечают.
А, о.
Они
безударные, в них можно допустить ошибку.
2-го.
|
Р: умение
планировать, контролировать свои действия
П:
поиск и
выделение необходимой информации; анализ
объектов
с
целью
выделения
их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий
|
5. Итог
урока
Цель:
подвести итог урока
4 мин.
|
Значение
каких слов вы сегодня узнали?
Что
объединяет эти слова?
Сейчас я
предлагаю вам оглядеться вокруг себя, найти предметы, названия которых будут
2-го склонения. Вы можете походить по кабинету, найти предмет в портфеле, на
столе. Я буду считать вслух от 10 и до 0, а после этого я вам дам команду
поднять вверх этот предмет или дотронуться до него.
|
Перечисляют.
То, что
они 2-го склонения.
Имена
существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е в Им.п.
ед.ч.
Отвечают.
Выполняют
задание.
|
П:
поиск и
выделение необходимой информации;
К: умение
слушать и понимать других
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.