Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку


Интегрированный урок русского языка

по преемственности в 4 классе

Учитель нач. кл. Мирошниченко М.В.

Учитель русского языка Воложанина И.И. Тема урока: Наречие.

Цели урока:

  • Повторить определение наречия.

  • Углубить знания о происхождении наречий.

  • Узнать, как называются способы образования наречий.

  • Углубить знания о смысловых группах наречий.

  • Научиться определять значение наречий в тексте.

Оборудование: презентация, раздаточный материал с текстами, тесты.

  1. М. В.Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы его будем вести вдвоём: Марина Васильевна и Ирина Ивановна.

И.И. «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое»

- Ребята, как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Давайте возьмем с собой на урок внимание, дружелюбие, сосредоточенность.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, многому научимся. Но для начала давайте, определим тему сегодняшнего урока.

2. Определение темы урока

М.В.

Для определения темы урока выполните задание( найдите в каждой строке лишнее слово по различным признакам)

1. Справа, настежь, слева.

2.Дотла, широко, красиво.

3. Быстро, вчера, вброд.

4. Вдребезги, направо, налево.

5. Лениво, осторожно, вручную.

6. Вничью, вручную, удачно.

7.Вовремя, дотемна, добела.

(на слайде1 слово наречие)

-Определите тему и цели урока.

3. Повторение изученного о наречиях

И.И.

- На какие вопросы отвечают наречия?

- Дайте определение наречия. ( слайд 2)

М.В.

(работа в группах)


1 группа:

-Запомните наречия на слайде и запишите их в произвольном порядке.

2 группа:

-Запомните и запишите наречия в том же порядке , что и на слайде.

-Проверь свою запись.


И.И. Откуда взялись новые слова в русском языке? Как они произошли?

Об этом будем говорить подробнее в 5 и 7 классе. (слайд 3 )

-А знаете ли вы, что означает слово «наречие»?

(отвечает подготовленный ученик)

Наречие: речь, ректи – «говорить»

Наречия по праву можно назвать «живыми ископаемыми». Список русских наречий полон обломков далекого прошлого. Он напоминает останки древних животных и растений. И сегодня мы с вами в этом убедимся.


  1. Работа над новой темой М.В. Как же появились в рус. языке наречия? Каким способом образовались?

( на доске) Рассмотрим слова, попробуем подобрать слово, от которого оно образовалось.

Вниз – (низ)

Заново – (новый)

По-моему – (мой)

Во-вторых – (второй)

И.И.

- Знаете ли вы ,как называются способы образования этих слов?

Образуйте наречия от слов:

очаровательный –

твой-

третий –

- Каким способом образовывали новые наречия?


4. И.И. Исследовательская работа.

Интересно, что некоторые наречия образуются от существительных. Тогда от какого слова образовалось слово «понаслышке», ведь сущ. наслышка нет! А слово набекрень?

Когда вы придете в 5 класс, будете заниматься исследовательской работой. Это очень интересно. Очень много в русском языке наречий, происхождение которых трудно определить. Сегодня мы попробуем это сделать.


(работа по рядам)


- Можно работать с дополнительной литературой и провести исследование.

Давайте послушаем каждую группу. (слайд 4 )


И.И. Как произошло слово вдребезги, дотла. ( Она подобрала однокоренные слова – дребезжать, тлеть . Выяснила, что дребезг – осколок, черепок. Тло – почва, пол, основание. Сделала рисунки.) -Ребята, а как вы думаете, есть ли что-то общего в словах вельможа и невмоготу? ( Ребята размышляют. Выясняем, что могота, можа –силач, богач, мочь – сила, вель – великий, большой.)

-Составьте и запишите предложения с новыми словами.


Физминутка



Мы сперва пойдем направо

А потом пойдем налево

Мы друг к другу повернемся

Быстро за руки возьмемся

Мы тихонечко присядем

И легонечко привстанем

Мы попрыгаем на ножке

И похлопаем в ладошки


-Какие наречия услышали в физминутке?


5. Работа со смысловыми группами наречий.

М.В. Ребята, вы обратили внимание, что наречия отвечают на разные вопросы. В зависимости от вопросов наречия делятся на смысловые группы.

Пока я вам печатала материал к сегодняшнему уроку, наверное, вирус проник в мой компьютер и некоторые слова исчезли. И теперь мне нужна ваша помощь. Помогите мне заполнить таблицу, которую я для вас приготовила. ( слайд 5 )

Что обозначает наречие

Вопросы

Примеры

Образ действия

Как? Каким образом?

?

?

Когда? С каких пор?

Всегда, завтра

Место действия

?

?

Почему? Отчего?

Сгоряча, сослепу, нечаянно

Степени качества, ?

В какой степени? ?

Мало, чересчур

?

Зачем? С какой целью?

Специально, назло







( Восстанавливаем таблицу и запоминаем группы наречий

У каждого ученика на парте таблица для заполнения)


6. Работа с текстом

И.И.

(Выписать наречия со значением образа действия и места.)


7. Использование наречий в речи.


И.И.В русском языке много фразеологизмов.

Замените устойчивые выражения синонимами-наречиями:

Шли черепашьим шагом -… (тихо)

Кот наплакал - ….(мало)

Как по маслу -…..(хорошо)

Встать чуть свет - …(рано)

Рукой подать - …(близко)

Яблоку негде упасть -….(тесно)





М.В.

(работа в парах)

1. Наречия в тексте. -Как вы думаете, а нужны наречия в тексте? Какую роль они играют в тексте? Вставьте в текст вместо точек наречия, подходящие по смыслу. ( слайд 6 )

В цирке

Огромное здание цирка ……………наполнялось народом. Ребята ……….уселись на свои места и стали …………рассматривать арену.

Вот …………… зазвенели литавры, …………… забила барабанная дробь. На арене появился дрессировщик с медведями. Медведи …………..ходили по канату,

…………….качались на качелях, ………………..катались на велосипедах.

( быстро, робко, внимательно, торжественно, громко, бесстрашно, весело, лихо )

- Как изменился текст?


- А теперь прочитайте второй текст. Интересный?




2. Кошка

У нас жила кошка. Она ловила мышей и их не ела. И знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, мурлыкая, тёрлась о ноги. Уже по этому торжествующему мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. Подняв хвост, обходила всех нас, и каждый должен был её погладить и похвалить. Она бросала мышь и уходила.


- А вот я прочитаю, какой на самом деле был авторский текст. Сравните.


Кошка ( слайд 6 )

У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она гордо являлась с мышью в зубах и, как-то особенно призывно мурлыкая, тёрлась о ноги. Уже по этому торжествующему мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. Потом, подняв хвост вверх, обходила всех нас, и каждый должен был её погладить и похвалить. Потом она бросала мышь и равнодушно уходила.

(Дети сравнивают тексты)


8. Проверочный тест. (Ученики выполняют на листках и сдают)

И.И.

- А теперь проверим, как вы усвоили тему «Наречие».



Русский язык «Наречие» 4 класс

Ф.И._______________________________________________


1.Что такое наречие?

а. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

о. Это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы.

м. Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния.

б. Это часть речи, обозначающая признак предмета.

2.Найди, где перечислены вопросы наречий?

а. Какой? Какая? Какие?

в. Сколько? Что делать? Что сделать?

г. Где? Что? Когда? Кто?

о. Почему? Зачем? Как?

3.Какое слово является наречием?

а. Утро

л. Вечером

т. Светило

и. Лисий

4. Когда наречия поясняют прилагательные, что они обозначают?

о. Степень качества

а. Место действия

б. Время действия

с. Образ действия

5. Определи разряд наречия издалека.

а. Образ действия

д. Место действия

т. Время действия

с. Степень качества

6.Найди наречие, образованное от имени существительного.

а.Певуче

б.Крепко

с.Справа

ц.Вовремя

7.Определи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Вдали мелькают огни маяка.

б.Дополнение

р.Подлежащее

ы.Обстоятельство

а.Определение

-Ключ к тесту ( слово «Молодцы»)




9. Рефлексия

На «сундучке знаний» записаны буквы)

И -интерес (Что интересного было на уроке?)

Т -творчество (Какие творческие задания выполняли?)

О -образование (Чему учились на уроке?)

Г - главное (Что было главным для каждого на уроке?)











  • Начальные классы
Описание:

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Ершова Раиса Витальевна. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, когда мы начали только читать первые слова. Совместные прогулки, экскурсии, праздники, уроки-путешествия на другую планету – всё это сохранилось в моей памяти. Выбор профессии был налицо. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.

Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия.

Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе сравнительно недавно. Но, всё-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.
Каждый человек должен оставить о себе память. Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ И. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, учитель должен заботиться обо всём и делать это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и выражающих целую гамму чувств.

Автор Цицилина Инна Леонидовна
Дата добавления 26.05.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 471
Номер материала MA-071355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: