Раздел
1. Графика.
1.2.
Тема. Зарисовки и наброски фигуры человека (2 часа).
Цель:
знакомство
с правилами изображения фигуры человека.
Задачи:
1. Познакомить
со способами построения фигуры человека;
2. Показать
пропорции фигуры, последовательность изображения человека в движении.
Практическая
работа:
Зарисовки фигуры в движении, по представлению и с натуры. Формат А3. Материал
– графитный карандаш.
Оборудование:
А) Для преподавателя: маркер,
доска, примеры работ, мольберт, карандаш, стул, ластик.
Б) Для учащихся: мольберты, стулья,
бумага А3, карандаши, ластик.
План урока:
1. Организационный
этап.
2. Теоретическая
часть.
3. Выполнение
учащимися наброски фигуры человека.
4. Подведение
итогов.
Ход урока:
1.
Организационный этап.
Ученики
приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. Учитель раскрывает цель и
задачи урока. (5 минут).
2.
Теоретическая часть.
Одно из самых трудных занятий в рисовании — наброски
людей.. Рисование человека в разных позах может полностью изменить восприятие
самой картины. Но для того, чтобы грамотно рисовать человека, как великие
мастера, для начала нужно научиться создавать наброски. Быстро и грамотно.
Благодаря регулярным наброскам человека можно развить
ощущение масштабирования. Поскольку человеческое тело разбито на определенные
пропорции, часто случается, что новички, которые прежде не рисовали, делают
набросок человека с чрезмерно большой головой или маленьким телом. Это умение
приходит с опытом, когда появится ощущение легкости в карандаше.
Пропорции – то, что позволяет воспринимать готовую
работу более реалистично. Всем известна популярная работа Леонардо да Винчи
«Витрувианский человек», где художник во всей силе показал пропорциональность
анатомического тела человека.
В основу человеческих пропорций лежит правило «Семи
голов», которое говорит о том, что тело человека имеет размер семи его голов.
Иными словами говоря, чтобы человеческое тело выглядело реалистично – его длина
должна быть равна семи головам.
К примеру, если длина головы равна 2 см, то необходимо
сделать еще 6 таких же отметок вниз. Это будет правильная пропорция человека
среднего роста. Далее нужно уделять внимание каждому «отделу» тела, который
выделен по вышеупомянутому правилу.
Голова человека по форме напоминает яйцо. Для
начинающих лучше использовать обычный овал. Не стоит стараться, чтобы он был
идеально ровным, ведь это – всего лишь набросок.
Волосы могут быть показаны не только схематически,
лишь изображая общую массу, но и детализированными – с небрежно падающими
локонами и прядями волос.
Главное, что стоит знать при рисовании шеи – она не
может быть толще самой головы. Если рисунок делается в анфас, то шея изначально
выглядит прямой, а затем имеет плавный переход на плечи.
Если необходимо набросать шею в профиль, то начало шеи
берется от середины челюсти. Она проходит чуть ниже и потом плавно переходит в
саму шею. Задняя часть берет начало с тыльной части головы, имея совсем
небольшой изгиб.
Мужские плечи должны выглядеть шире, чем таз и быть
крупными даже на худых моделях. Женские плечи должны быть примерно одинакового
размера по соотношению с бедрами, но иногда могут быть и уже.
Плечо должно иметь округлую форму, но не выглядеть,
как сплошной овал. Плечо не должно быть слишком
острым, но и не слишком покатым. Данный параметр зависит либо от самой модели,
либо от желаний художника.
Основываясь на правилах строения фигуры человека,
точно знаем, что локти находятся на уровне четвертой линии, линии талии.
Особенность женского телосложения – выделенная талия. Таз
девушки, обычно, имеет округлую форму. Туловище
парня отдаленно напоминает прямоугольник, суженый к бедрам. Грудная клетка у
мужчин значительно шире, чем у женщин. Бедра
парня узкие и непримечательные, в отличие от женских. Но, несмотря на это, не
стоит забывать про эту часть тела.
Ноги завершающий этап в эскизе. Начинать рисунок ноги
необходимо с бедра. Согласно подсказкам пропорций, они
у нас ниже пятой отметки. Нужно только немного отступить вниз от отметки и
отойти в стороны от центральной линии. Определившись с местом расположения
колен, можно нарисовать небольшие круги. Нижняя часть ноги, такая же как и
верхняя.
3. Выполнение учащимися наброски фигуры
человека.
Ученики выполняют данную тему, соблюдая все то, о чем
говорил преподаватель.
1. Подведение
итогов.
Просмотр и
обсуждение выполненных работ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.