Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц"

Конспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТОВ

И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В 4 КЛАССЕ

 «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ»

 

 

 

 

 

                                                                 Подготовила и провела

                                                                        учитель начальных классов

                                                                       высшей квалификационной

                                           категории

                                               Чёрная О.М.

 

 

станица Березанская

 

2017 год

 

ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

в 4 классе по теме: «Отличные признаки птиц».

 

Урок с использованием элементов современных образовательных технологий:

компьютерные технологии; игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Предметные:

учить отличать птиц от других групп животных;

сформировывать представление на основе выявления отличительных признаков птиц;

учить определять принадлежность птиц к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом процессе.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану;

Познавательные:

понимать информацию; осуществлять операции анализа, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;  задавать вопросы;  отвечать на вопросы других;

Виды деятельности учащихся на уроке:

работа по учебнику, работа в парах и группах;

Личное целеполагание учеников на занятии:

знать понятие «птицы»;  иметь представление, чем птицы отличаются от других групп животных;

уметь определять и находить их отличительные признаки.

Оборудование (для учителя):

компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник, тетрадь.

Оборудование (для учащихся):

карточки с заданиями, светофор, учебник, тетрадь, письменные принадлежности, смайлики.

 

Ход урока:

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

Примечание

1.Организационный момент.

 Цель: формирования умения приготавливать своё рабочее место и готовность к восприятию информации.

 

Прозвенел для нас звонок –

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

предстоит нам на  нём узнать.

Мы сегодня  новые знанья  будем о животных открывать.

Спасибо! Садитесь!

Проверьте, всё ли у вас приготовлено к уроку: учебник, тетрадь, пенал? Начинаем работать.

 

Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места.

На перемене учащиеся готовят рабочее место к уроку.

 

1.Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний.

Цель: актуализировать и закрепить  полученные ранее знаний (группы животных «насекомые», «рыбы» и их отличительные признаки.)

С какими основными группами животных вы уже познакомились на предыдущих уроках? Давайте вспомним признаки этих групп животных. Для этого я предлагаю поиграть в игру. У вас на столах лежат карточки двух цветов зелёная и красная. Я буду читать вам утверждения, если вы с ними согласны поднимаете – зелёную карточку, если нет - красную.

1.У насекомых  есть два крыла и две ноги.

2. Тело насекомых покрыто чешуёй.

3.Рыбы живут только в воде.

4.Рыбы передвигаются с помощью крыльев.

 

5.У насекомых 6 ног.

6.Тело рыб состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.

Молодцы. Зная, признаки этих групп животных, вы легко выполните следующее задание.  Работа парами. На столах у вас лежит карточка с животными, найдите 3 лишнее. Объясняем почему, животное в этом ряду лишнее

Оценивание.

 насекомые

 рыбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1.Нет (А что есть у насекомых?)

2.Нет (А чем?) чешуёй

3.Да

 

4.Нет (А с помощью чего?) плавников и хвоста.

5.Да

6.Да

 

https://million-wallpapers.com/wallpapers/5/1/326403930951284.jpg

 

    это насекомое.

 

http://www.katalogrub.narod.ru/shuka1.jpg

         это рыба.

 

это птица или не насекомое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

Карточка:

 http://wallpaper-gallery.net/images/pictures-of-fish/pictures-of-fish-1.jpg  https://million-wallpapers.com/wallpapers/5/1/326403930951284.jpg https://media2.24aul.ru/imgs/5667d47d23bbeb0758786980/rybnye-kotlety-iz-okunya-rechnogo-2-6589853.jpg

 

 

Карточка:

  http://www.fillosoff.ru/uploads/posts/2008-10/1223989933_insects8.jpghttp://www.katalogrub.narod.ru/shuka1.jpg

 

 

Карточка:

 

   http://ns-wall.ru/fg/35/strekoza_raduzhnye_krylyshki_1920x1200.jpg      http://www.hdwallpapersphotos.com/wp-content/uploads/photos/301/Butterfly-On-Leaf-Photos.jpg

 

 

 

1. Мотивация к деятельности.

Цель: создание  благоприятных условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Скажите, а для чего людям необходимо уметь различать разные группы животных?

Какую роль в жизни человека выполняют животные?

Я же желаю Вам, чтоб те знания, которые вы обретёте на нашем уроке, пригодились в жизни и вы научились любить и беречь окружающую среду.

Благодаря животным человек получает разнообразные продукты питания: сливочное масло, молоко, сыр, мед и множество других. Животные поставляют и сырье для промышленности: шерсть, пух, кожу, воск, из пчелиного яда изготавливают разнообразные лекарства.

 

 

 

 

1.Организация познавательной деятельности.

 Цель: познакомить обучающихся с группой «птиц» и их отличительными признаками.

1.Создание проблемной ситуации.

Какое животное мы ещё не изучали?

К какой группе животных он относится?

Почему вы считаете, что воробей – это не насекомое, ведь он тоже летает и есть крылья? А может он относится к рыбам, ведь у него есть хвост?

2. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Кто такие птицы? На этот вопрос мы сегодня и попробуем найти ответ.

А какую цель мы поставим перед собой? Откройте учебник

стр. 36. Прочитайте.

3. Построение проекта учебных действий.

С чего же мы должны начать изучение группы «птицы»?

 Внешний вид.

Знакомство со строением тела птиц.

Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Каких животных вы узнали?

Что общее есть  у всех этих животных?

 Муравьишка считает, что ночная  бабочка это птица, так как она умеет летать. Прав ли он?

Скажите, кто из этих животных всё же относится к птицам? Почему?

По какому признаку мы птиц  отнесем  в отдельную группу? Правда ли, что если животное  умеет летать, значит, это животное - птица?

Вывод: Умение летать не является отличительным признаком. Действительно не все птицы летают. Например, не умеет летать страус или необычная птичка киви.

Посмотрите в учебник, назовите, какая птица изображена?

Рассмотрите тело голубя (стр. 36).  Из каких частей состоит тело голубя?

Найдите теперь эти части тела у дятла, совы. Учитель показывает - дети называют.

 

А чем же покрыто тело птиц?

Сделаем вывод:

 Перья – это основной отличительный признак птиц.

 

Давайте немного отдохнём.

Музыкальная физминутка. Учащиеся повторяют движения за учителем.

 

5.Практическая работа

Рассмотрение перьев.

Мы выяснили, что у  птиц есть перья, выясним, зачем они нужны птицам?

Давайте проведем практическую работу и рассмотрим перья птиц. Разделимся на группы. Каждая группа получает перо птицы. Перья птиц различаются по окрасу, размеру, форме и назначению. Группа должна рассмотреть своё перо, попытаться определить, какой птице принадлежит, зарисовать в тетради и подписать, где стержень, опахало, очин.

Основа каждого пера – это центральный стержень.

Опахало - пластинчатая часть пера птиц.

Очин полая нижняя часть стержня пера птиц.  

Выполните задания:

1. Рассмотрите перо под лупой. Разрежьте его. Что обнаружите.

2. Подуйте на перо. Что произойдет?

3.  Намочите перо. Что заметите?

Посмотрите на слайд № ….

Проверьте правильно ли вы подписали  части пера.

Подумайте, зачем птицам большие и маленькие перья?

Сделаем общий вывод: у птиц разные перья, они защищают птиц от воды и сырости, от холода и жары. Большие перья нужны для полёта, а маленькие для тепла.

6.Закрепление изученного материала. Знакомство с разнообразием птиц.

 

Мы выяснили, что птицы – это те животные, у которых есть перья, благодаря которым многие из них могут летать. Птиц на планете большое многообразие.  Рассмотрите слайд.

Чем птицы похожи? Чем различаются? Почему у птиц разный окрас, как он помогает птицам?

 Почему у птиц разный клюв?

 Размер крыльев? Как это помогает птицам в природе?

Ученых, изучающих птиц,  называют

орнитологи. А науку о птицах – орнитология.

 

 

Воробья.

 

Птицы.

(Высказывания обучающихся)

 

 

 

 

 

 

 

О птицах.

Кто такие птицы?

 

 

 

 

 

Рассказать Муравьишке. Вопросику о том, кто такие птицы и как их отличить от других групп животных.

 

 

Учащиеся предлагают свой план работы (учитель помогает).

 

 

 

 

 

 

 

 

Летучая мышь, белка, ночная бабочка, курица.

Все они умеют летать.

 

Нет. Ночная бабочка - это насекомое, т.к….

 

 

 

Курица. (Предположения детей).

 

У птиц есть крылья.

Нет. Не все птицы могут летать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубь.

Голова, шея, туловище, крылья, хвост, 2 ноги, клюв.

 

 

 

 

 

 

 

Перьями

 

 

 

 

 

 

«Танец маленьких утят»

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют работу, делают зарисовки, выводы:

Перья легкие. Вода скатывается с пера.

Один обучающийся из группы рассказывает свои наблюдения и  выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перо внутри полое.

Если подуть на перо, оно полетит, значит, легкое.

Перья не намокают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

Работа по учебнику стр.36

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8e795c374b314a8a6657e2278a2bb83a-l&n=13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

http://zero50x.myjino.ru/allpic/32/13223-img_20.jpg10-ptic-kotorye-otkazalis-letat-10

Слайд

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f2f0d86d550d98dffaaac24b0553f28b-l&n=13

Слайд

http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/104166334.ec/0_83d0b_47b8e7f0_XXL.jpg http://2.bp.blogspot.com/-8wB6zUSIPFo/UyqfeHSDOhI/AAAAAAAABrY/AaPWJUxLkjI/s1600/Dyatel1+%281%29.jpg

 

 

(Здоровьесберегающая технология)

 

 

 

                    Слайд

http://www.les-sfu.ru/image4.png?i=3882&k=vidi-perev-u-ptic-shema https://fs00.infourok.ru/images/doc/279/285119/img2.jpg

 

 

Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся по 1 перу: курицы, сороки, павлина, вороны, утки. Выполняют задания.

Слайд

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/212/241820/img7.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

https://allyslide.com/thumbs_2/c303652ce5c5dd61527c843d72d71fe6/img2.jpg

Слайд

https://fs00.infourok.ru/images/doc/201/229852/img8.jpg

Слайд

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=717d26010a20cf24a73c69d1437c7f28-l&n=13

Слайд

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c3d/0000e314-5381b1dd/img18.jpg

Слайд

https://fs00.infourok.ru/images/doc/201/229852/img1.jpg

1.Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

В заключение нашего урока я предлагаю Вам небольшой тест:

1)       1. Найди птицу.

2)                Налим, муравей, синица.

2.Найди отличительный признак птиц?

3. Сколько птиц  изобразил художник на рисунке?

Проверьте свои ответы.

Оцените свою работу, поднимите светофор:

Красный – плохо.

Желтый – хорошо.

Зеленый – все получилось –отлично.

Обучающиеся  выполняют тест, оценивают свою работу.

 

 

Слайд

Описание: http://etsphoto.ru/photocache/7f/7f29e64477556faa6f971a2c1cb441e1.jpgОписание: http://klass.photolandiya.ru/img-q5y5x5n4g40414r5n4c4j4n5q5x5e4g4n4l5r2r4r4/uploads/posts/2011-01/1295423210_muravey.jpg   Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11fe1a9a7e92aeb6b617b650c367deb3-l&n=13

 

Слайд

 Описание: http://dakwahislam.net/wp-content/uploads/2015/06/%CF%83%CE%BA%CF%85%CE%BB%CE%BF%CF%82.jpg  Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0e4e1f4a50ab31a33ce249e36644a097-l&n=13 Описание: https://www.colourbox.com/preview/9403355-bird-feather-isolated.jpg

Описание: http://www.microscopy-uk.org.uk/micropolitan/insect/flywing.jpgОписание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cfc43b029aae1268a5578cc8c429d059-l&n=13

 

Слайд

http://dmee.ru/tw_files2/urls_2/32/d-31434/31434_html_m43d86212.jpg

1.Подведение итогов урока.

 Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала.

 

 С какой группой животных сегодня познакомились?

Чем птицы отличаются от других групп животных?

Что интересного узнали на уроке?

С какими  новыми понятиями познакомились?

Что получилось, что нет?

Наш урок подходит к концу.

– Выразите своё отношение к уроку с помощью смайлика. 

Покажите свой смайлик. Объясните, почему выбрали такой смайлик.

Оценивание учащихся.

Д/з:

1.Нарисовать птицу мира.

2.Собрать коллекцию перьев.

 

Птицы-

это животные, тело которых покрыто перьями.

Понятия «орнитолог», «орнитология».  Состав перьев: «очин», «стержень», «опахало».

Ответы обучающихся.

Слайд

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11fe1a9a7e92aeb6b617b650c367deb3-l&n=13

 

Описание: https://www.colourbox.com/preview/9403355-bird-feather-isolated.jpg

 

 

 

 

 

Слайд

 

http://festival.1september.ru:8080/articles/559337/img6.gif

Зазвенел опять звонок и нам пора заканчивать урок.

Спасибо за сотрудничество!

 

Уборка рабочего места.

Подготовка к следующему уроку.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

замечательный конспект урока для развития устной речи младших школьников.цели урока; обучение языку в процессе формирования речевого общения, формирование общеучебных действий, ознакомление детей с окружающими миром в условиях различных видов наглядно-практической деятельностиВоспитание у школьников умения учиться, контролировать и оценивать свои знания и умения

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 540 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.08.2020 304
    • DOCX 732.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сироткина Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сироткина Анна Викторовна
    Сироткина Анна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81396
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1184 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 563 человека

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе