Главная / Начальные классы / конспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц"

конспект урока по развитию устной речи "Отличительные признаки птиц"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

hello_html_648175e3.gif













УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В 4 КЛАССЕ

«ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ»











Подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Чёрная О.М.



станица Березанская


2017 год



ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

в 4 классе по теме: «Отличные признаки птиц».


Урок с использованием элементов современных образовательных технологий:

компьютерные технологии; игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Предметные:

учить отличать птиц от других групп животных;

сформировывать представление на основе выявления отличительных признаков птиц;

учить определять принадлежность птиц к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом процессе.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану;

Познавательные:

понимать информацию; осуществлять операции анализа, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; отвечать на вопросы других;

Виды деятельности учащихся на уроке:

работа по учебнику, работа в парах и группах;

Личное целеполагание учеников на занятии:

знать понятие «птицы»; иметь представление, чем птицы отличаются от других групп животных;

уметь определять и находить их отличительные признаки.

Оборудование (для учителя):

компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник, тетрадь.

Оборудование (для учащихся):

карточки с заданиями, светофор, учебник, тетрадь, письменные принадлежности, смайлики.


Ход урока:


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


Примечание

1.Организационный момент.

Цель: формирования умения приготавливать своё рабочее место и готовность к восприятию информации.


Прозвенел для нас звонок –

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

предстоит нам на нём узнать.

Мы сегодня новые знанья будем о животных открывать.

Спасибо! Садитесь!

Проверьте, всё ли у вас приготовлено к уроку: учебник, тетрадь, пенал? Начинаем работать.


Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места.

На перемене учащиеся готовят рабочее место к уроку.


1.Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний.

Цель: актуализировать и закрепить полученные ранее знаний (группы животных «насекомые», «рыбы» и их отличительные признаки.)

С какими основными группами животных вы уже познакомились на предыдущих уроках? Давайте вспомним признаки этих групп животных. Для этого я предлагаю поиграть в игру. У вас на столах лежат карточки двух цветов зелёная и красная. Я буду читать вам утверждения, если вы с ними согласны поднимаете – зелёную карточку, если нет - красную.

1.У насекомых есть два крыла и две ноги.

2. Тело насекомых покрыто чешуёй.

3.Рыбы живут только в воде.

4.Рыбы передвигаются с помощью крыльев.



5.У насекомых 6 ног.

6.Тело рыб состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.

Молодцы. Зная, признаки этих групп животных, вы легко выполните следующее задание. Работа парами. На столах у вас лежит карточка с животными, найдите 3 лишнее. Объясняем почему, животное в этом ряду лишнее

Оценивание.

насекомые

рыбы





























Ответы:

1.Нет (А что есть у насекомых?)

2.Нет (А чем?) чешуёй

3.Да



4.Нет (А с помощью чего?) плавников и хвоста.

5.Да

6.Да



https://million-wallpapers.com/wallpapers/5/1/326403930951284.jpg



это насекомое.



http://www.katalogrub.narod.ru/shuka1.jpg

это рыба.



hello_html_4deb559.png

это птица или не насекомое









































Слайд



Карточка:

http://wallpaper-gallery.net/images/pictures-of-fish/pictures-of-fish-1.jpg https://million-wallpapers.com/wallpapers/5/1/326403930951284.jpg https://media2.24aul.ru/imgs/5667d47d23bbeb0758786980/rybnye-kotlety-iz-okunya-rechnogo-2-6589853.jpg





Карточка:

hello_html_7adf42e5.png http://www.fillosoff.ru/uploads/posts/2008-10/1223989933_insects8.jpghttp://www.katalogrub.narod.ru/shuka1.jpg





Карточка:



hello_html_4deb559.png http://ns-wall.ru/fg/35/strekoza_raduzhnye_krylyshki_1920x1200.jpg http://www.hdwallpapersphotos.com/wp-content/uploads/photos/301/Butterfly-On-Leaf-Photos.jpg






1. Мотивация к деятельности.

Цель: создание благоприятных условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Скажите, а для чего людям необходимо уметь различать разные группы животных?

Какую роль в жизни человека выполняют животные?

Я же желаю Вам, чтоб те знания, которые вы обретёте на нашем уроке, пригодились в жизни и вы научились любить и беречь окружающую среду.

Благодаря животным человек получает разнообразные продукты питания: сливочное масло, молоко, сыр, мед и множество других. Животные поставляют и сырье для промышленности: шерсть, пух, кожу, воск, из пчелиного яда изготавливают разнообразные лекарства.








1.Организация познавательной деятельности.

Цель: познакомить обучающихся с группой «птиц» и их отличительными признаками.

1.Создание проблемной ситуации.

Какое животное мы ещё не изучали?

К какой группе животных он относится?

Почему вы считаете, что воробей – это не насекомое, ведь он тоже летает и есть крылья? А может он относится к рыбам, ведь у него есть хвост?

2. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Кто такие птицы? На этот вопрос мы сегодня и попробуем найти ответ.

А какую цель мы поставим перед собой? Откройте учебник

стр. 36. Прочитайте.

3. Построение проекта учебных действий.

С чего же мы должны начать изучение группы «птицы»?

Внешний вид.

Знакомство со строением тела птиц.

Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Каких животных вы узнали?

Что общее есть у всех этих животных?

Муравьишка считает, что ночная бабочка это птица, так как она умеет летать. Прав ли он?

Скажите, кто из этих животных всё же относится к птицам? Почему?

По какому признаку мы птиц отнесем в отдельную группу? Правда ли, что если животное умеет летать, значит, это животное - птица?

Вывод: Умение летать не является отличительным признаком. Действительно не все птицы летают. Например, не умеет летать страус или необычная птичка киви.

Посмотрите в учебник, назовите, какая птица изображена?

Рассмотрите тело голубя (стр. 36). Из каких частей состоит тело голубя?

Найдите теперь эти части тела у дятла, совы. Учитель показывает - дети называют.



А чем же покрыто тело птиц?

Сделаем вывод:

Перья – это основной отличительный признак птиц.



Давайте немного отдохнём.

Музыкальная физминутка. Учащиеся повторяют движения за учителем.



5.Практическая работа

Рассмотрение перьев.

Мы выяснили, что у птиц есть перья, выясним, зачем они нужны птицам?

Давайте проведем практическую работу и рассмотрим перья птиц. Разделимся на группы. Каждая группа получает перо птицы. Перья птиц различаются по окрасу, размеру, форме и назначению. Группа должна рассмотреть своё перо, попытаться определить, какой птице принадлежит, зарисовать в тетради и подписать, где стержень, опахало, очин.

Основа каждого пераэто центральный стержень.

Опахало - пластинчатая часть пера птиц.

Очин полая нижняя часть стержня пера птиц.

Выполните задания:

1. Рассмотрите перо под лупой. Разрежьте его. Что обнаружите.

2. Подуйте на перо. Что произойдет?

3. Намочите перо. Что заметите?

Посмотрите на слайд № ….

Проверьте правильно ли вы подписали части пера.

Подумайте, зачем птицам большие и маленькие перья?

Сделаем общий вывод: у птиц разные перья, они защищают птиц от воды и сырости, от холода и жары. Большие перья нужны для полёта, а маленькие для тепла.

6.Закрепление изученного материала. Знакомство с разнообразием птиц.



Мы выяснили, что птицы – это те животные, у которых есть перья, благодаря которым многие из них могут летать. Птиц на планете большое многообразие. Рассмотрите слайд.

Чем птицы похожи? Чем различаются? Почему у птиц разный окрас, как он помогает птицам?

Почему у птиц разный клюв?

Размер крыльев? Как это помогает птицам в природе?

Ученых, изучающих птиц, называют

орнитологи. А науку о птицах – орнитология.





Воробья.



Птицы.

(Высказывания обучающихся)















О птицах.

Кто такие птицы?











Рассказать Муравьишке. Вопросику о том, кто такие птицы и как их отличить от других групп животных.





Учащиеся предлагают свой план работы (учитель помогает).

















Летучая мышь, белка, ночная бабочка, курица.

Все они умеют летать.



Нет. Ночная бабочка - это насекомое, т.к….







Курица. (Предположения детей).



У птиц есть крылья.

Нет. Не все птицы могут летать.

























Голубь.

Голова, шея, туловище, крылья, хвост, 2 ноги, клюв.















Перьями













«Танец маленьких утят»













Обучающиеся выполняют работу, делают зарисовки, выводы:

Перья легкие. Вода скатывается с пера.

Один обучающийся из группы рассказывает свои наблюдения и выводы.



























Перо внутри полое.

Если подуть на перо, оно полетит, значит, легкое.

Перья не намокают.















































Обучающиеся отвечают на вопросы.















































































Слайд



Работа по учебнику стр.36



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8e795c374b314a8a6657e2278a2bb83a-l&n=13

























Слайд

http://zero50x.myjino.ru/allpic/32/13223-img_20.jpg10-ptic-kotorye-otkazalis-letat-10

Слайд

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f2f0d86d550d98dffaaac24b0553f28b-l&n=13

Слайд

http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/104166334.ec/0_83d0b_47b8e7f0_XXL.jpg http://2.bp.blogspot.com/-8wB6zUSIPFo/UyqfeHSDOhI/AAAAAAAABrY/AaPWJUxLkjI/s1600/Dyatel1+%281%29.jpg





(Здоровьесберегающая технология)







Слайд

https://fs00.infourok.ru/images/doc/279/285119/img2.jpg





Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся по 1 перу: курицы, сороки, павлина, вороны, утки. Выполняют задания.

Слайд



https://fs00.infourok.ru/images/doc/212/241820/img7.jpg























Слайд

https://allyslide.com/thumbs_2/c303652ce5c5dd61527c843d72d71fe6/img2.jpg

Слайд

https://fs00.infourok.ru/images/doc/201/229852/img8.jpg

Слайд

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=717d26010a20cf24a73c69d1437c7f28-l&n=13

Слайд

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c3d/0000e314-5381b1dd/img18.jpg

Слайд

https://fs00.infourok.ru/images/doc/201/229852/img1.jpg

1.Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

В заключение нашего урока я предлагаю Вам небольшой тест:

  1. 1. Найди птицу.

  2. Налим, муравей, синица.

2.Найди отличительный признак птиц?

3. Сколько птиц изобразил художник на рисунке?

Проверьте свои ответы.

Оцените свою работу, поднимите светофор:

Красный – плохо.

Желтый – хорошо.

Зеленый – все получилось –отлично.

Обучающиеся выполняют тест, оценивают свою работу.




Слайд

Описание: http://etsphoto.ru/photocache/7f/7f29e64477556faa6f971a2c1cb441e1.jpgОписание: http://klass.photolandiya.ru/img-q5y5x5n4g40414r5n4c4j4n5q5x5e4g4n4l5r2r4r4/uploads/posts/2011-01/1295423210_muravey.jpg Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11fe1a9a7e92aeb6b617b650c367deb3-l&n=13



Слайд

Описание: http://dakwahislam.net/wp-content/uploads/2015/06/%CF%83%CE%BA%CF%85%CE%BB%CE%BF%CF%82.jpg Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0e4e1f4a50ab31a33ce249e36644a097-l&n=13 Описание: https://www.colourbox.com/preview/9403355-bird-feather-isolated.jpg

Описание: http://www.microscopy-uk.org.uk/micropolitan/insect/flywing.jpgОписание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cfc43b029aae1268a5578cc8c429d059-l&n=13



Слайд

http://dmee.ru/tw_files2/urls_2/32/d-31434/31434_html_m43d86212.jpg

1.Подведение итогов урока.

Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала.


С какой группой животных сегодня познакомились?

Чем птицы отличаются от других групп животных?

Что интересного узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Что получилось, что нет?

Наш урок подходит к концу.

Выразите своё отношение к уроку с помощью смайлика. 

Покажите свой смайлик. Объясните, почему выбрали такой смайлик.

Оценивание учащихся.

Д/з:

1.Нарисовать птицу мира.

2.Собрать коллекцию перьев.


Птицы-

это животные, тело которых покрыто перьями.

Понятия «орнитолог», «орнитология». Состав перьев: «очин», «стержень», «опахало».

Ответы обучающихся.

Слайд

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11fe1a9a7e92aeb6b617b650c367deb3-l&n=13



Описание: https://www.colourbox.com/preview/9403355-bird-feather-isolated.jpg











Слайд



http://festival.1september.ru:8080/articles/559337/img6.gif

Зазвенел опять звонок и нам пора заканчивать урок.

Спасибо за сотрудничество!


Уборка рабочего места.

Подготовка к следующему уроку.




  • Начальные классы
Описание:

замечательный конспект урока для развития устной речи младших школьников.

цели урока; обучение языку в процессе формирования речевого общения, формирование общеучебных действий, ознакомление детей с окружающими миром в условиях различных видов наглядно-практической деятельности

Воспитание у школьников умения учиться, контролировать и оценивать свои знания и умения



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Чёрная Ольга Михайловна
Дата добавления 14.11.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 34
Номер материала MA-072156
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓