Человек, индивид, личность
На
этом занятии мы познакомимся с темой «Человек, индивид, личность». Как
известно, общество состоит не только из социальных групп, но и из отдельных
людей. Поэтому на уроке мы сможем изучить человека как субъекта общественных
отношений и социальной деятельности. Также рассмотрим понятия «индивид» и
«личность», отличающие человека от других представителей природы.
Здравствуйте. Сегодня мы с вами начинаем
изучение маленького, но очень важного раздела «Человек». Общество состоит не
только из социальных групп, но в первую очередь из отдельных людей. В уроках
этого раздела мы будем изучать человека как субъекта общественных отношений и
социального действия.
Что же отличает человека от остальных
представителей живой природы? Разные ученые и философы по-разному отвечают на
этот вопрос; некоторые, как, например, Ф. Ницше, вообще никакой разницы не
видят и называют человека «супершимпанзе».
Но другие авторы полагают, что такие
отличия есть. Это способность к глубокому абстрактному мышлению и
членораздельной речи, высокая обучаемость, усвоение достижений культуры,
высокий уровень социальной (общественной) организации, деятельностная сущность,
материальное производство.
Тема сегодняшнего урока – «Человек,
индивид, личность». По сути, каждый человек является индивидом, но не каждый
человек является личностью. Что же различает эти термины и какое значение
каждый из них получает в социальных науках?
Для начала надо определить, что в
философии существует две основные группы концепций, характеризующие человека.
Это объективистские и субъективистские концепции (рис. 1).
Рис. 1. Основные концепции человека
В рамках объективистских концепций человек
рассматривается как существо, находящееся в значительной или полной зависимости
от природы, общества, космоса, бога, исторической необходимости. Сторонниками
субъективистских концепций человек воспринимается как существо, полностью или в
основном свободное от законов природы и общества.
Нетрудно заметить, что сторонники
объективистских концепций считают человека в первую очередь частью природы;
субъективистские концепции также иногда называются волюнтаристскими (от
латинского «воля») и предполагают, что человек в своей деятельности
руководствуется лишь своими собственными идеями и представлениями.
Истина, как всегда, лежит где-то
посредине. В определенных ситуациях человек действительно определяет
направления своей деятельности, руководствуется своей свободной волей, однако
бывают ситуации, когда каждому из нас приходится подчиняться обстоятельствам.
Мы уже говорили с вами об исторических закономерностях, но кроме них,
существуют еще и законы природы.
Сторонники так называемых синтезных
концепций, например, философской антропологии или марксизма, полагают, что
человека нельзя считать только субъектом или только объектом общественных
отношений.
В современной российской философии
наиболее распространено представление о человеке как биосоциальном существе –
биологическом по рождению и социальном в силу образования и воспитания.
Эта концепция не нова – она встречается и
у философов прошлых эпох. Вопрос лишь в том, какая сущность человека будет
восприниматься как ведущая. Платон и Аристотель считали человека комбинацией
души и тела, отдавая приоритет телу; в средние века считалось, что человек – образ
Бога, и значит, его духовная сущность является ведущей. Начиная с эпохи
Возрождения возобладало представление о более или менее равном сосуществовании
в человеке биологического и социального начал.
Первый термин, который мы должны
разобрать,- это термин «человек». Это биологический термин, обозначение
биологического вида Homo. Человеком является любой, кто соответствует
определенным биологическим признакам,- и академик, и продавец, и студент, и
питекантроп, и маугли.
Индивид – это конкретный человек как представитель
и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка
(демографическая единица). Индивида часто называют социальным атомом,
подчеркивая, что он является первоэлементом общества. Само слово «индивид» в
переводе с латыни означает «неделимый».
Как атомы могут существовать отдельно, так
и люди могут не объединяться в группы – так происходит, к примеру, в толпе
(рис. 2).
Рис. 2. Толпа
Однако в социальной группе между
индивидами возникают общественные связи – группа становится структурированной
(рис. 3). Первоэлементом этой структуры как раз и будет индивид. Таким образом,
уже понятие индивида является социологическим.
Рис. 3. Социальная группа
Предпосылкой формирования индивида
является его индивидуальность, которая бывает генетической, биологической,
психологической и социальной. Каждый человек ведет себя по-своему в той или
иной ситуации.
Маугли, конечно, является человеком, но не
является индивидом. У таких людей, как показала практика, не формируются речь,
мышление и прямохождение.
Наконец, личность – это человек как
социальное существо, обладающее совокупностью духовных свойств, осуществляющее
общение и деятельность.
Таким образом, личностью мы называем
только социально активного человека, субъекта, а не только объекта общественных
отношений.
Личность – один из самых сложных терминов
в обществознании. Разные философы дают разные определения личности. Но все
сходятся на том, что ко всем людям этот термин неприменим. Для того, чтобы
считаться личностью, человек должен обладать определенными качествами. Чаще
всего в числе таких качеств называют автономность человека, его
самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Понятно, что новорожденный ребенок не
может быть автономным, то есть независимым от родителей, самостоятельно
принимать решения он не может, да и ответственность брать на себя не захочет.
Если спросить маленького ребенка, только что разбившего чашку, кто разбил
чашку, он скорее всего скажет: «Не я».
Процесс формирования личности идет
постепенно, в ходе социализации, то есть усвоения человеком социальных ролей и
культурных норм. У ребенка в возрасте 3-4 лет начинается период «ячества»,
когда он сам хочет принимать участие в тех или иных действиях. Вот этот момент
многие психологи и считают началом процесса формирования личности. Личностью не
рождаются, а становятся (А.Н.Леонтьев).
Проявить личностные качества человек может
далеко не всегда. Это в первую очередь требуется от человека, который работает
с людьми,- врача, учителя, писателя, актера. От продавца в супермаркете
личностные качества не требуются: если нормы корпоративной этики требуют
улыбаться, он будет улыбаться, но неискренне. Есть профессии, в которых
проявлять личностные качества может быть даже опасно, например, работа на
конвейере, где от рабочего требуется выполнить строго определенную функцию.
Таким образом, кроме социализации, есть и
еще одна предпосылка превращения индивида в личность. Это труд (практика), в
котором проявляются качества личности, ее черты характера, образ мышления и
поведения. Пока человек не начнет действовать, мы не сможем определить,
насколько сложились у него личностные качества. Процесс формирования этих
качеств будет продолжаться всю жизнь.
Под влиянием разных обстоятельств – и
социальных, и биологических – сформировавшиеся личностные качества также будут
разными. Формируются различные типы личности.
Самая известная типология личности
базируется на типах темперамента, предложенных греческим медиком Гиппократом.
Он считал, что в разных людях преобладают разные жидкости и выделял следующие
типы: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Концепция Гиппократа была дополнена
известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, который ввел понятие о
двух универсальных типах – экстравертном и интравертном. Холерик и сангвиник –
экстраверты, флегматик и меланхолик – интраверты (рис. 4).
Рис. 4. Типы личности
Существуют многочисленные тесты на
определение типа темперамента. Людей, которые относились бы только к одному
типу, наверное, нет, но практически у каждого есть доминирующий тип
темперамента. Эти данные можно использовать, к примеру, для определения будущей
профессии.
Давайте подытожим. Итак, при определении
людей как участников социального действия мы используем три термина – человек,
индивид и личность. Человек – это отдельный представитель биологического вида
Homo; индивид – это конкретный человек как член социальной общности; личность –
это человек как социальное существо, субъект общения и деятельности (рис. 5).
Рис. 5. Человек – Индивид – Личность
Александр Григорьевич Асмолов, один из
самых известных специалистов в области социальной психологии, утверждает, что
«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
Обязательно нужно отметить, что индивид не
является субъектом общественных отношений, общество влияет на него. Личность же
– это активный субъект, он сам влияет на общество.
В структуре личности выделяют как минимум
три сферы – потребностно-мотивационную, ценностно-нормативную и
статусно-ролевую (рис. 6). Потребностно-мотивационная сфера включает в себя
компоненты, которые относятся к деятельности, ценностно-нормативная включает в
себя социальные нормы и ценности – политические, религиозные, моральные и
другие. Статусно-ролевая сфера включает в себя социальные роли и статусы.
Рис. 6. Структура личности
К сфере социальной психологии
относится в первую очередь потребностно-мотивационная сфера личности. Она
станет предметом нашего рассмотрения уже на следующем уроке, когда мы будем
говорить о сознании. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Весь мир – театр
Слово «личность» имеет прямое отношение к
театру. В античном театре могли играть только мужчины. Для того, чтобы они
могли исполнять любые роли, им было положено носить маски (рис. 7). Такие маски
имели воронки, благодаря которым звук усиливался и распространялся дальше, чем
без использования этих воронок. Такая воронка по-латыни называлась «персона»
(«для звука»); позже это слово перешло и на сами маски.
Рис. 7. Античная маска
В русском театре, который появился в
начале XVIII века, такие маски назывались «личинами», то есть искусственными
лицами, отличающимися от настоящих лиц актеров. Подобные маски использовались в
театре и в других странах.
Фактически любой актер играет ту роль,
которая предписана его маской, костюмом, декорациями. Личность тоже играет
роли, которые предписаны ей социальными нормами. Один и тот же человек в
течение дня может играть роли мужа, отца, водителя или пассажира метро,
сотрудника, клиента, покупателя и десятки иных ролей.
Люди понимали это задолго до появления
социальной психологии. Уильям Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» описал
различные личности фразой: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все
актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Но еще у
римского писателя Петрония мы встречаем фразу «Весь мир играет на подмостках».
Конвейер
Изобретение конвейера (рис. 8) традиционно
связывается с именем Генри Форда, который внедрил эту форму производства на
своих заводах примерно в 1912 году. На самом деле конвейерное производство
существовало и раньше, но в своем современном виде оно действительно появилось
только в начале XX века.
Рис. 8. Конвейер
Появление конвейера считается проявлением
технического прогресса. Действительно, функции работников максимально
разделены, каждый до тонкостей осваивает свою операцию и может ее выполнять
максимально быстро.
Однако существуют и негативные социальные
последствии внедрения конвейеров в производство. Социологи утверждают, что у
таких работников намного быстрее наступает утомляемость, падает уровень
интеллектуального развития, нарушается восприятие времени.
Что же является причиной таких процессов?
Психологи считают, что все дело в отсутствии в подобной работе личностного
начала.
Профориентация личности
В советской школе существовал специальный
предмет «профориентация». На уроках в восьмом классе учащимся рассказывали о существующих
профессиях и помогали сделать осознанный выбор.
В ходе такой деятельности можно
использовать психологические тесты, которые помогут определить тип личности и
подобрать профессию в соответствии с темпераментом. В американской психологии в
1950-е годы была разработана типология Майерс-Бриггс, которая предусматривает
четыре основные шкалы личных качеств (рис. 9).
В рамках этой типологии рассматриваются
четыре компонента:
- способы пополнения запаса энергии и
сосредоточения внимания (шкала «экстраверсия – интроверсия»);
- способы сбора информации (шкала
«сенсорность – интуиция»);
- способы принятия решений (шкала
«мышление – чувствование»);
- способы организации своего
взаимодействия с внешним миром (шкала «решение – восприятие»).
Таким образом, по своему психологическому
типу человек может быть:
- экстравертом (E) или интровертом (I);
- сенсорным (S) или интуитивным (N);
- мыслительным (T) или чувствующим (F);
- решающим (J) или воспринимающим (P).
Рис. 9. Типология Майерса-Бриггса
Получается, что человек в зависимости от
преобладания того или иного качества характера человек относится к одному из 16
типов. Например, учитель начальных классов должен быть экстравертом,
интуитивным, чувствующим и решающим (тип ENFJ); а военный или полицейский –
интровертом, сенсорным, мыслительным и решающим (тип ISTJ).
Представьте себе, что произойдет, если
отправить экстраверта в длительный космический полет или заставить интроверта
читать публичные лекции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.