Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Конспект урока по предмету Основы профессиональной мобильности "Человек, индивид, личность"

Конспект урока по предмету Основы профессиональной мобильности "Человек, индивид, личность"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Человек, индивид, личность 

На этом занятии мы познакомимся с темой «Человек, индивид, личность». Как известно, общество состоит не только из социальных групп, но и из отдельных людей. Поэтому на уроке мы сможем изучить человека как субъекта общественных отношений и социальной деятельности. Также рассмотрим понятия «индивид» и «личность», отличающие человека от других представителей природы.



Здравствуйте. Сегодня мы с вами начинаем изучение маленького, но очень важного раздела «Человек». Общество состоит не только из социальных групп, но в первую очередь из отдельных людей. В уроках этого раздела мы будем изучать человека как субъекта общественных отношений и социального действия.

Что же отличает человека от остальных представителей живой природы? Разные ученые и философы по-разному отвечают на этот вопрос; некоторые, как, например, Ф. Ницше, вообще никакой разницы не видят и называют человека «супершимпанзе».

Но другие авторы полагают, что такие отличия есть. Это способность к глубокому абстрактному мышлению и членораздельной речи, высокая обучаемость, усвоение достижений культуры, высокий уровень социальной (общественной) организации, деятельностная сущность, материальное производство.

Тема сегодняшнего урока – «Человек, индивид, личность». По сути, каждый человек является индивидом, но не каждый человек является личностью. Что же различает эти термины и какое значение каждый из них получает в социальных науках?

Для начала надо определить, что в философии существует две основные группы концепций, характеризующие человека. Это объективистские и субъективистские концепции (рис. 1).

Основные концепции человека

Рис. 1. Основные концепции человека

В рамках объективистских концепций человек рассматривается как существо, находящееся в значительной или полной зависимости от природы, общества, космоса, бога, исторической необходимости. Сторонниками субъективистских концепций человек воспринимается как существо, полностью или в основном свободное от законов природы и общества.

Нетрудно заметить, что сторонники объективистских концепций считают человека в первую очередь частью природы; субъективистские концепции также иногда называются волюнтаристскими (от латинского «воля») и предполагают, что человек в своей деятельности руководствуется лишь своими собственными идеями и представлениями.

Истина, как всегда, лежит где-то посредине. В определенных ситуациях человек действительно определяет направления своей деятельности, руководствуется своей свободной волей, однако бывают ситуации, когда каждому из нас приходится подчиняться обстоятельствам. Мы уже говорили с вами об исторических закономерностях, но кроме них, существуют еще и законы природы.

Сторонники так называемых синтезных концепций, например, философской антропологии или марксизма, полагают, что человека нельзя считать только субъектом или только объектом общественных отношений.

В современной российской философии наиболее распространено представление о человеке как биосоциальном существе – биологическом по рождению и социальном в силу образования и воспитания.

Эта концепция не нова – она встречается и у философов прошлых эпох. Вопрос лишь в том, какая сущность человека будет восприниматься как ведущая. Платон и Аристотель считали человека комбинацией души и тела, отдавая приоритет телу; в средние века считалось, что человек – образ Бога, и значит, его духовная сущность является ведущей. Начиная с эпохи Возрождения возобладало представление о более или менее равном сосуществовании в человеке биологического и социального начал.

Первый термин, который мы должны разобрать,- это термин «человек». Это биологический термин, обозначение биологического вида Homo. Человеком является любой, кто соответствует определенным биологическим признакам,- и академик, и продавец, и студент, и питекантроп, и маугли.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка (демографическая единица). Индивида часто называют социальным атомом, подчеркивая, что он является первоэлементом общества. Само слово «индивид» в переводе с латыни означает «неделимый».

Как атомы могут существовать отдельно, так и люди могут не объединяться в группы – так происходит, к примеру, в толпе (рис. 2).

Толпа

Рис. 2. Толпа

Однако в социальной группе между индивидами возникают общественные связи – группа становится структурированной (рис. 3). Первоэлементом этой структуры как раз и будет индивид. Таким образом, уже понятие индивида является социологическим.

Социальная группа

Рис. 3. Социальная группа

Предпосылкой формирования индивида является его индивидуальность, которая бывает генетической, биологической, психологической и социальной. Каждый человек ведет себя по-своему в той или иной ситуации.

Маугли, конечно, является человеком, но не является индивидом. У таких людей, как показала практика, не формируются речь, мышление и прямохождение.

Наконец, личность – это человек как социальное существо, обладающее совокупностью духовных свойств, осуществляющее общение и деятельность.

Таким образом, личностью мы называем только социально активного человека, субъекта, а не только объекта общественных отношений.

Личность – один из самых сложных терминов в обществознании. Разные философы дают разные определения личности. Но все сходятся на том, что ко всем людям этот термин неприменим. Для того, чтобы считаться личностью, человек должен обладать определенными качествами. Чаще всего в числе таких качеств называют автономность человека, его самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Понятно, что новорожденный ребенок не может быть автономным, то есть независимым от родителей, самостоятельно принимать решения он не может, да и ответственность брать на себя не захочет. Если спросить маленького ребенка, только что разбившего чашку, кто разбил чашку, он скорее всего скажет: «Не я».

Процесс формирования личности идет постепенно, в ходе социализации, то есть усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. У ребенка в возрасте 3-4 лет начинается период «ячества», когда он сам хочет принимать участие в тех или иных действиях. Вот этот момент многие психологи и считают началом процесса формирования личности. Личностью не рождаются, а становятся (А.Н.Леонтьев).

Проявить личностные качества человек может далеко не всегда. Это в первую очередь требуется от человека, который работает с людьми,- врача, учителя, писателя, актера. От продавца в супермаркете личностные качества не требуются: если нормы корпоративной этики требуют улыбаться, он будет улыбаться, но неискренне. Есть профессии, в которых проявлять личностные качества может быть даже опасно, например, работа на конвейере, где от рабочего требуется выполнить строго определенную функцию.

Таким образом, кроме социализации, есть и еще одна предпосылка превращения индивида в личность. Это труд (практика), в котором проявляются качества личности, ее черты характера, образ мышления и поведения. Пока человек не начнет действовать, мы не сможем определить, насколько сложились у него личностные качества. Процесс формирования этих качеств будет продолжаться всю жизнь.

Под влиянием разных обстоятельств – и социальных, и биологических – сформировавшиеся личностные качества также будут разными. Формируются различные типы личности.

Самая известная типология личности базируется на типах темперамента, предложенных греческим медиком Гиппократом. Он считал, что в разных людях преобладают разные жидкости и выделял следующие типы: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Концепция Гиппократа была дополнена известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, который ввел понятие о двух универсальных типах – экстравертном и интравертном. Холерик и сангвиник – экстраверты, флегматик и меланхолик – интраверты (рис. 4).

Типы личности

Рис. 4. Типы личности

Существуют многочисленные тесты на определение типа темперамента. Людей, которые относились бы только к одному типу, наверное, нет, но практически у каждого есть доминирующий тип темперамента. Эти данные можно использовать, к примеру, для определения будущей профессии.

Давайте подытожим. Итак, при определении людей как участников социального действия мы используем три термина – человек, индивид и личность. Человек – это отдельный представитель биологического вида Homo; индивид – это конкретный человек как член социальной общности; личность – это человек как социальное существо, субъект общения и деятельности (рис. 5).

Человек – Индивид – Личность.

Рис. 5. Человек – Индивид – Личность

Александр Григорьевич Асмолов, один из самых известных специалистов в области социальной психологии, утверждает, что «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Обязательно нужно отметить, что индивид не является субъектом общественных отношений, общество влияет на него. Личность же – это активный субъект, он сам влияет на общество.

В структуре личности выделяют как минимум три сферы – потребностно-мотивационную, ценностно-нормативную и статусно-ролевую (рис. 6). Потребностно-мотивационная сфера включает в себя компоненты, которые относятся к деятельности, ценностно-нормативная включает в себя социальные нормы и ценности – политические, религиозные, моральные и другие. Статусно-ролевая сфера включает в себя социальные роли и статусы.

Структура личности

Рис. 6. Структура личности

 К сфере социальной психологии относится в первую очередь потребностно-мотивационная сфера личности. Она станет предметом нашего рассмотрения уже на следующем уроке, когда мы будем говорить о сознании. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Весь мир – театр

Слово «личность» имеет прямое отношение к театру. В античном театре могли играть только мужчины. Для того, чтобы они могли исполнять любые роли, им было положено носить маски (рис. 7). Такие маски имели воронки, благодаря которым звук усиливался и распространялся дальше, чем без использования этих воронок. Такая воронка по-латыни называлась «персона» («для звука»); позже это слово перешло и на сами маски.

Античная маска

Рис. 7. Античная маска

В русском театре, который появился в начале XVIII века, такие маски назывались «личинами», то есть искусственными лицами, отличающимися от настоящих лиц актеров. Подобные маски использовались в театре и в других странах.

Фактически любой актер играет ту роль, которая предписана его маской, костюмом, декорациями. Личность тоже играет роли, которые предписаны ей социальными нормами. Один и тот же человек в течение дня может играть роли мужа, отца, водителя или пассажира метро, сотрудника, клиента, покупателя и десятки иных ролей.

Люди понимали это задолго до появления социальной психологии. Уильям Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» описал различные личности фразой: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Но еще у римского писателя Петрония мы встречаем фразу «Весь мир играет на подмостках».

Конвейер

Изобретение конвейера (рис. 8) традиционно связывается с именем Генри Форда, который внедрил эту форму производства на своих заводах примерно в 1912 году. На самом деле конвейерное производство существовало и раньше, но в своем современном виде оно действительно появилось только в начале XX века.

Конвейер

Рис. 8. Конвейер

Появление конвейера считается проявлением технического прогресса. Действительно, функции работников максимально разделены, каждый до тонкостей осваивает свою операцию и может ее выполнять максимально быстро.

Однако существуют и негативные социальные последствии внедрения конвейеров в производство. Социологи утверждают, что у таких работников намного быстрее наступает утомляемость, падает уровень интеллектуального развития, нарушается восприятие времени.

Что же является причиной таких процессов? Психологи считают, что все дело в отсутствии в подобной работе личностного начала.

Профориентация личности

В советской школе существовал специальный предмет «профориентация». На уроках в восьмом классе учащимся рассказывали о существующих профессиях и помогали сделать осознанный выбор.

В ходе такой деятельности можно использовать психологические тесты, которые помогут определить тип личности и подобрать профессию в соответствии с темпераментом. В американской психологии в 1950-е годы была разработана типология Майерс-Бриггс, которая предусматривает четыре основные шкалы личных качеств (рис. 9).

В рамках этой типологии рассматриваются четыре компонента:

- способы пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала «экстраверсия – интроверсия»);

- способы сбора информации (шкала «сенсорность – интуиция»);

- способы принятия решений (шкала «мышление – чувствование»);

- способы организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение – восприятие»).

Таким образом, по своему психологическому типу человек может быть:

- экстравертом (E) или интровертом (I);

- сенсорным (S) или интуитивным (N);

- мыслительным (T) или чувствующим (F);

- решающим (J) или воспринимающим (P).

Типология Майерса-Бриггса

Рис. 9. Типология Майерса-Бриггса

Получается, что человек в зависимости от преобладания того или иного качества характера человек относится к одному из 16 типов. Например, учитель начальных классов должен быть экстравертом, интуитивным, чувствующим и решающим (тип ENFJ); а военный или полицейский – интровертом, сенсорным, мыслительным и решающим (тип ISTJ).

Представьте себе, что произойдет, если отправить экстраверта в длительный космический полет или заставить интроверта читать публичные лекции.



  • Другое
Описание:

На этом занятии мы познакомимся с темой «Человек, индивид, личность». Как известно, общество состоит не только из социальных групп, но и из отдельных людей. Поэтому на уроке мы сможем изучить человека как субъекта общественных отношений и социальной деятельности. Также рассмотрим понятия «индивид» и «личность», отличающие человека от других представителей природы.

Автор Дорошев Сергей Алексеевич
Дата добавления 15.07.2016
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1033
Номер материала MA-067452
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы