Познание
мира. 4класс.
Тема. Изменение поверхности земли человеком.
Цель. Знать, как деятельность человека влияет на изменение
поверхности земли.
Задачи.
1.
Назовут деятельность
людей, ведущую к изменению поверхности земли.
2.
Сравнят деятельность людей
и влияние природных факторов на изменение поверхности земли.
3.
В группах предложат
проекты по использованию карьеров и терриконов.
Ход урока.
1.
Психологический настрой.
2.
Проверка домашнего
задания.
Учащиеся предлагают свои загадки для отгадывания всему
классу.
Учитель в процессе отгадывания задает учащимся
вопросы, как данные факторы влияют на разрушение горных пород.
3.
Актуализация опорных
знаний, умений и навыков.
«Проблемный вопрос»
Как человек может изменить поверхность земли?
Учащиеся записывают в тетради свои предположения 1-2
минуты.
Чтение записей, выяснение причин, которые ученики
называют чаще всего.
4.
Работа в «Дневнике
наблюдений», с. 10, зад. 1.
5.
Работа над новым
материалом.
Сообщение темы и цели урока.
Работа по учебнику.
Чтение первого абзаца текста и раздел «Умники и
умницы».
Учитель предлагает послушать интересную информацию об
искусственных холмах.
Искусственные холмы.
Чаще всего холмы образуются естественным путем - их
создает природа. Холмистая поверхность получается в результате различных
природных процессов. Если поднимается, например, какой-то участок суши, то на
обнажившуюся из-под вод ушедшего моря поверхность воздействуют ветер, реки,
подземные воды. Часть земли обваливается, оседает на дне моря. В результате
образуются холмы.
Но иногда холм может иметь искусственное происхождение.
Это значит, что он был насыпан людьми. Прежде всего это могильные курганы. Их
насыпали в древности над могилами умерших.
Искусственные холмы могут появиться и иначе. Если на
каком-то месте долго жили люди, там образуется культурный слой. Культурным
слоем называется слой земли на местах поселений, состоящий из строительного и
хозяйственного мусора, перегнивших остатков растений и животных, углей и золы
из печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной. Культурный слой
образуется медленно: в течение веков и тысячелетий он растет и утолщается
постоянно, ежедневно и ежечасно. Чем больше человек трудится, чем больше
строит, тем быстрее растет культурный слой. В результате на месте поселения
появляется холм. Чем древнее поселение, тем выше холмы. Например, на месте
древних городов Месопотамии (Месопотамия находилась там, где сейчас расположено
современное государство Ирак) сохранились холмы высотой около 20 м. А в
Центральной Азии остались искусственные холмы высотой до 34 м!
Вопросы.
1)
Почему в Месопотамии и в
Средней Азии образовались такие высокие холмы?
2)
Как вы думаете, образуются
ли на месте нашего проживания искусственные холмы?
3)
Что можно найти,
раскапывая такие холмы?
Работа по учебнику.
Чтение следующего абзаца про терриконы. Остановка.
Вопросы.
1)Объясните, чем различаются терриконы и террасы.
2)
Что способствует очистке воздуха на месте добычи полезных ископаемых?
3)Работа в «Дневнике наблюдений», с. 8, зад. 2.
Чтение следующего абзаца про открытые карьеры.
Вопросы.
1)
Какой вред окружающей
природе наносят такие ямы?
2)
Есть ли в нашей местности
такие «пейзажи»?
3)
Как ты думаешь, сколько
лет или тысячелетий необходимо природе, чтобы затянулись эти раны?
6.
Рефлексия.
Работа в группах. Задание: обсудите и предложите
проекты по использованию огромных карьеров для жизнедеятельности человека.
Время на работу 7 минут.
Презентация групповых проектов.
7.
Домашнее задание. Читать
текст в учебнике, отвечать на вопросы. Нарисовать использование терриконов и
открытых карьеров в жизни людей. «Дневник наблюдений», с. 12, зад. 3, 4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.