Тема: Географическая карта. Масштаб. Ориентирование на местности.
Цель: сформировать понятия «географическая карта», «масштаб».
Задачи: познакомить с масштабом, научить детей читать его;
показать практическое значение умений пользоваться планом местности; дать
представление о географической карте как чертеже больших предметов; о способах
ориентирования по карте; учить понимать и читать карту, видеть под условными
знаками объекты в природе, показать нашу страну на карте.
Оборудование: линейки, резинки, цветные и простые карандаши, тетради или
альбомные листы, географическая карта.
Ход
урока
1.Психологический
настрой
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает0.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Повторение материала прошлого урока.
1.Для
чего изучают природу?
2.Расскажи
об основных методах изучения природы.
3.Приведи
примеры бережного отношения к природе.
4.Как
ты проводишь наблюдение за погодой?
5.За
какими явлениями природы наблюдал человек, придумывая эти пословицы? (стр.9).
6.Какие
приметы погоды передаются в вашей семье из поколения в поколение?
2. Проблемный вопрос.
- Можно ли на план нанести большие
участки местности - область, страну?
Ответы
детей. Если дети затрудняются ответить, учитель помогает им.
Для
изображения области, страны пользуются картой. Карта - это
тоже чертеж местности, только очень крупных пространств, поэтому расстояния на
ней уменьшаются в сотни тысяч раз.
Обращается
внимание на сходство и различие между планом и картой.
3. Выскажи свое мнение. Составляется диаграмма Венна.
Учитель
знакомит учащихся с содержанием карты и ее условными знаками. Работа начинается
с масштаба. Дети находят на физической карте Казахстана масштаб и определяют,
чему соответствует 1 см.
4. Работа по учебнику.
1. Дети закрепляют полученные знания
текстом «Географическая карта. Масштаб»», анализируют.
2. Выполняют задания, данные к этой
статье.
5. Работа с контурной картой.
Нанести
на контурной карте границы Казахстана.
6. Подумай.
- Как называется видимая часть
пространства?
- Чем отделяется видимая часть
пространства от невидимой?
- Какую форму имеет линия горизонта на
открытом пространстве?
Учитель
оценивает знания учащихся и подводит детей к теме урока, организует работу
так, чтобы дети самостоятельно анализировали, делали вывод по своим
наблюдениям.
В
процессе беседы дети приходят к выводу о том, что они обязательно должны уметь
определять свое местоположение, а это значит, что для человека очень важно
уметь хорошо ориентироваться как по сторонам горизонта, так и по солнцу, а
ночью - по звездам, по местным признакам.
Учащиеся будут учиться ориентироваться по природным «компасам». Дети определяют
стороны горизонта по мхам и лишайникам на деревьях, по муравейникам, по
стволам берез, сосен и т.д.
7. Проблемная ситуация.
На следующем
этапе урока учитель ставит проблемный вопрос:
- Как можно найти стороны горизонта в
пасмурную погоду, когда тучи закрыли солнце, а ночью не видно Полярной звезды?
Дети
отвечают, что можно пользоваться компасом.
8. Работа по учебнику.
Рассмотреть
рисунки, сделать выводы, сопоставить их со своими наблюдениями в природе.
Решение
проблемных задач в группах.
1-я группа. Ты пошел в лес от села на юг.
В каком направлении ты должен возвращаться обратно?
2-я группа. Туристы отправились в путешествие.
Путь их лежал на восток. Как они могут определить направление движения к дому?
Какое это направление?
3-я группа. Какая сторона стен зданий,
заборов подсыхает быстрее после дождя? Почему?
4-я
группа, экспертная. Подводит итог всего сказанного детьми, напоминает правила - как
находить направление движения по промежуточным ориентирам.
9. Подведение итогов урока. (вопросы на стр. 14)
10.Рефлексия.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
11. Домашнее задание (стр.10 – 14)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.