Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Православные традиции и семейные ценности. Семья - малая Церковь"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Православные традиции и семейные ценности. Семья - малая Церковь"

hello_html_2da2e3a0.gif
Конспект урока на тему

«Православные традиции и семейные ценности.

Семья – малая Церковь»

Цель урока: формирование у учащихся представление о православных традициях и семейных ценностях.


Задачи урока: создавать условия для формирования УУД.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема);

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- формировать умения выражать свои мысли в устной речи;

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- договариваться о правилах общения и поведения;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Личностные результаты

- понимать значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.

Используемая технология: проблемно - диалогическая.

Формы работы учащихся: фронтальная, в группах.

Тип урока: урок новых  знаний.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами, презентация, учебник.


Ход урока:


I.Организационный момент: эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом 

- Здравствуйте уважаемые гости и ребята!

Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

- А сейчас я предлагаю подойти ко мне, встать в круг и взяться за руки.

- Я неслучайно выбрала сегодня такую форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты. Форму круга имеет кольцо. Кольцо венчает любовь. В одной песне так и поется «Любовь кольцо, а у кольца нет ни начала, ни конца.

Ребята, скажите, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)

Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников.

- Присядьте, пожалуйста, за парты.

- А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье?
(Ответы: Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…)

- А за что вы любите своих мам и пап?
2. Определение темы и целей урока

Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
– Попробуйте сформулировать тему и вопросы, которые предстоит нам рассмотреть.
(Ответы: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?)

- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорим о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и ценностях.


- И так, тема нашего урока: «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь». (слайд 1)

Ключевыми словами нашей темы будут слова: (вывесить на доску)

МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ,

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ

ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ,

ПОМОЛВКА
СЛУЖЕНИЕ,
ПОСЛУШАНИЕ,
ДОБРОДЕТЕЛЬ,

СМИРЕНИЕ

- Скажите, на какие слова можно разделить слово семья?

- Правильно, «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.

- Послушайте стихотворение, когда появилась «Семья».

Из года в год, из поколения в поколение,

У мужа и жены своё предназначение.

И даже в пору мезозойской эры

У каждого свое имелось дело

Мужчина был кормильцем непременно

А женщина очаг хранила верно,

Отправив на охоту мужа,

Она в дожди и в стужу.

Огонь священный тот сберечь старалась.

На этом и семья держалась.

3. Работа над темой урока.

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Ответы: семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.)

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» на экране. (слайд2)

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 

Итак, семья – (говорят дети) это люди, которые живут вместе, и никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

  «Что такое семья?» (читает ученик) (слайд 3)

Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты. 

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно! 

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

Обиды и ссоры подальше гоните, 

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья!

- А для чего человеку семья? (Ответы детей)

Давайте определим какие важные и общие дела должна делать семья. (ответы детей)

На экране появляются задачи семьи (слайд4)
hello_html_m3e3730c5.png

Мы определили для чего человеку семья.
-
Скажите, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи).

- О дружных семьях слагают легенды, давайте прочтем одну из них. У вас на столах текст легенды «Как появилась дружная семья». (слайд 5) 

    Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Любовь Верность Доверие Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание

- Назовите, какие качества необходимы, для того, чтобы семья была дружной?

- Это и есть семейные ценности. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

4. Работа с учебником

В православии семью принято называть малой церковью.

- Как вы думаете, почему?

- А какие еще слова для нас остались не понятными?

- Давайте вспомним ключевые слова нашей темы. Причитайте еще раз.

- Вы можете дать точное объяснение данным словам?

- Какую ставим перед собой задачу? (объяснить данные слова, термины)

- А где мы можем найти ответ?

Самостоятельная работа учащихся.

- Вы разделились на 3 группы.

Напоминаю правила работы в группе

Работаем дружно

Говорим в полголоса и по делу

- Перед каждой группой стоит задача: найти и объяснить значение тех слов, которые у вас на столе, работая с учебником. (слайд 6)

Первая группа работает со словами: МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ, ПЁТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ (СТР. 92-93)

Вторая группа работает со словами: ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ, ПОМОЛВКА (СТР, 93-94)

Третья группа: СЛУЖЕНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, СМИРЕНИЕ (СТР. 94-95), ДОБРОДЕТЕЛЬ (словарик стр. 175)

Ответы вы записываете под словами. Когда закончите работу, не забудьте назначить выступающего от группы. Ответственный распределяет обязанности, сначала все читают, потом выбирают определения и записывает на листочке. Затем представитель каждой группы отвечает.

Для слаженной работы в группе, давайте проговорим план работы.

  1. Прочитайте текст.

  2. Найди ответ на свой вопрос

  3. Подчеркни одной чертой термин и двумя его – определение. Термин кратко отвечает на вопрос КТО? ЧТО

  4. Оформи его на отдельном листе

Время работы 5 минут. 

Проверка самостоятельной работы

МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ – семья в православии (слайд7)

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ – покровители семьи и брака в православной традиции

ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ – гражданский праздник, приходится на 8 июля, когда православные отмечают память святых Петра и Февронии Муромских. Символом дня стала ромашка. Символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.

ПОМОЛВКА – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей.

СЛУЖЕНИЕ ДРУГ ДРУГУ – помощь друг другу, теплые отношения, общий труд и преодоление всех невзгод, которые встречаются на общем пути супругов.

ПОСЛУШАНИЕ – одна из основных христианских добродетелей, служение для детей в семье

ДОБРОДЕТЕЛЬ – положительное качество человека, свойство характера

СМИРЕНИЕ – мир внутри себя и в отношениях с другими людьми.

Представитель от группы выходит и зачитывает термин и его определение.

- А сейчас сравните с образцом. Удалось ли вашей группе справиться с заданием?

5. Физкультминутка.

Все, у кого есть семья – маршируют на месте.

Те, у кого есть бабушка - похлопайте в ладоши.

Те, у кого есть дедушка - потопайте.

У кого есть сестра помашите правой рукой,

А у кого есть брат помашите левой рукой.

Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на корточки.

Кто помогает дома близким – поднимите руки вверх и покружитесь.

Кто слушается своих родителейуши закройте руками и покачайте головой.

Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет себя.

  1. Закрепление пройденного материала.

1. Задание «Моя семья»

- Сейчас давайте представим, что каждый из вас – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на доске.










(Слайд 8)


Моя семья






1. Наша семья_______________________________________

___________________________________________________
























2. Семейные ценности нашей семьи_____________________

_____________________________________________________









3. Отношение между членами нашей семьи______________

____________________________________________________







4. Нам помогает_____________________________________

____________________________________________________









Задание №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Задание №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Задание №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Задание №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

- Послушаем, что у вас получилось? (ответы детей)



2. Задание «Собери пословицы»

- О семье, есть много пословиц. Давайте попробуем составить их из предложенных частей пословицу. (На столах конверты с заданиями)



В семье любовь да совет

Так и душа на месте.

Вся семья вместе,

Так и нужды нет.

Где любовь,

Прибавит разума-ума.

Добрая семья

Там горя нет.

В родной семье

когда в семье лад

На что клад,

И каша гуще.





В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
Согласную семью и горе не берет.
На что клад, когда в семье лад.

(Каждая группа зачитывает) (слайд9)

  1. Рефлексия

  • Какие же ценности значимы в православной семье?

Любовь Верность Доверие Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание

(клип "Гимн семье")

- Как вы думаете, почему у вас на столах ромашки?

- Правильно, потому, что они являются символом семьи.

- Положите ромашки перед собой, что не хватает у них? Правильно желтой серединки. Давайте оценим свою работу на уроке и доделаем наши ромашки, если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, что вам пригодится в жизни, то наклейте в центре ромашки улыбку. Если не понравился – грустную. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – задумчивую.
– 
Ребята, давайте возьмем наши цветы и домики в руки. Чувствуете, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же ромашки и домики к нашей планете Земля, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это счастливая планета.
- Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня очень дружно и хорошо работали.

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

Мне хочется закончить урок словами

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.


7. Домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

















 





  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока на тему

«Православные традиции и семейные ценности.

Семья – малая Церковь»

Цель урока: формирование у учащихся представление о православных традициях и семейных ценностях.

Задачи урока: создавать условия для формирования УУД.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема);

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- формировать умения выражать свои мысли в устной речи;

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- договариваться о правилах общения и поведения;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Личностные результаты

- понимать значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.

Используемая технология: проблемно - диалогическая.

Формы работы учащихся: фронтальная, в группах.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами, презентация, учебник.

Скачать материал
Автор Бочарникова Ольга Михайловна
Дата добавления 04.02.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1339
Номер материала MA-069973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»