Инфоурок Другое Другие методич. материалыКОНСПЕКТ УРОКА ПО ОПК НА ТЕМУ "Золотое правило нравственности"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОПК НА ТЕМУ "Золотое правило нравственности"

Скачать материал

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

 

 

 

 

 

Основы религиозных культур и светской этики.

 

 

Основы православной культуры.

 

 

wallpapers_69068

 

 

Составил: учитель начальных классов

Пегова  Елена  Васильевна.

 

 

 

г. Сердобск

 

Урок 13.    Золотое правило нравственности.

Класс: 4.

Учебник: Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012

Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений

Задачи:

Личностные:

  • Развивать этические чувства как результата морального поведения
  • знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение
  • учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

  • формировать умение высказывать суждения
  • учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

  • Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  Формирование первоначальных представлений о христианской этике;
  • Учить оценивать поступок а не человека совершившего его

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши, презентация

Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание  на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа в группе.

 

Ход урока.

 

I.                   Введение в тему урока.

— Что такое этика и этикет?  Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

Этика —1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Этикет  От фр.Etiquette - перечень правил

Этикет - совокупность правил, регламентирующих внешнее проявление отношения к людям. Правила этикета во много определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение. Например: школьный этикет, дипломатический этикет.

 

На какой вопрос отвечает этика: (выберите правильные варианты ответа)

  1. Как сделать жизнь людей лучше?
  2. Как получить удовольствие от жизни?
  3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика
  5. Что такое «добро» и «зло»?

Запишите цифры правильных ответов по порядку. ОТВЕТ: 1,3,4,5

— Сегодня на уроке мы будем говорить о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.

-  Кто из вас уже знает, как звучит золотое правило нравственности?

- Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики?

- Сегодня мы подтвердим  или опровергнем нашу гипотезу.

II.                Работа над новым материалом.

 Работа с текстом учебника. Чтение Слов Христа из Евангелия. Стр. 47

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

— Как вы понимаете слова Христа?

— Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения:

Þ  «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

Þ «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

Þ Лицемер – это человек, который  осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

Þ Быть милосердным – это значит уметь прощать других

 

- Назовите «золотое правило этики».  Почему оно «золотое»?

(Обсуждаем выдвинутую в начале урока  гипотезу.)

Чтение уч-ся текста учебника про себя.

—Как по-другому можно сформулировать это правило?

Работа в группах. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

1.      Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

2.      Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Чтение уч-ся текста учебника.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Работа по картине.

—Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница». Что вы видите на картине?». Как Христос защитил женщину?

            Обсудить

— Прочитайте отрывок из учебника, относящийся к этой картине. Как Христос защитил женщину? Почему в нашем тексте говорится, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? Что произошло?

 Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Можно предложить поэтический вариант (заранее подготовив 1 учащегося)

ГРЕШНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

 

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

 

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

 

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

 

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

- Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

 

Раздаточный материал  для игры «Какой  я?»

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Работа с понятием «неосуждение».

- Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

— Как вы понимаете «неосуждение»?

Так как же избежать осуждения человека?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.

 

III .  Закрепление знаний.

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

 

1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________

2. При встрече ________________________________________________________________

3. За глаза ____________________________________________________________________

4. В трудной ситуации _________________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________________

6. В играх ___________________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь __________________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ________________________________________________

9. Чтобы мои товарищи ________________________________________________________

10. Чтобы ____________________________________________________________________

 

3.      Продолжи предложение.

«Любить грешника» означает __________________________________________________________

 Неосуждение это - __________________________________________________________

У каждого из нас есть ____________ и ____________ стороны.

Каждый видит в другом частичку __________ ______________ .

1.  То, что надо обличать и ненавидеть

2.  Те, кто несут ответственность за
совершаемое зло

3.  То, что Господь велел человеку
вынуть из своего глаза…

4.  Различение оценки поступка
и оценки самого человека

5.  Тот, кого надо любить всегда

6.  То, что нельзя делать,
если не хочешь быть судимым

 
 


4. КРОССВОРД

1З

Л

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Л

Ю

Д

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Б

Р

Е

В

Н

О

 

 

 

 

 

 

4Н

Е

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е

 

5Ч

Е

Л

О

В

Е

К

 

 

 

 

 

 

6С

У

Д

И

Т

Ь

 

 

 

 

 

 

 

Составьте задание к слову, получившемуся по диагонали.

 

IV. Подведение итога урока.

— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?

 

V. Домашнее задание.

- Выбери для себя домашнее задание.

1. Как уберечься от  осуждения  других?  Сформулируйте свои правила.

— Узнайте  мнение  членов своей семьи о золотом правиле этики. приложения к учебному пособию А.В.Кураева "еке есть  туловище человечка красный кружок, если

2. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду  …., так как ….  .

3. Написать сочинение – рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

 

              

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОПК НА ТЕМУ "Золотое правило нравственности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.04.2020 460
    • DOCX 7.1 мбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Елена Ивановна
    Николаева Елена Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79994
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе