Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру "Водоемы Вологодской области" , 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы Вологодской области" , 4 класс

Скачать материал

М БОУ «Вохтожская  школа »

Конспект открытого урока

окружающего мира

по теме:

«Водоёмы нашего края».

4 класс

Учитель –  Смирнова Лариса Павловна

Цель:Направление деятельности обучающихся на з накомство с водоемами  Вологодской области, их значением в жизни человека и охраной.

Задачи:

·         Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

·         Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.

·         Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

·         Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств  края.

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Оснащение урока: Физическая карта России, карта Вологодской области,  , индивидуальные карточки – карты Вологодской области,    карточки  для  самооценки, презентация к уроку.

 

Планируемые результаты образования.

Предметные: научиться работать с учебником, картами; получить представления о водоемах РТ; о значении воды для здоровья и жизни человека.

Метапредметные

Познавательные: научиться добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение; строить рассуждения.

Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: осознать красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли  гости. Поприветствуем их, подарив свои улыбки и хорошее настроение.

Постарайтесь быть внимательными, активными. Желаю успешной работы.

 

II. Формулировка темы и целей урока

 

О чудесном нашем крае будет разговор

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

Чтобы определить тему урока, апопробуем разгадать ребусы.

 

 

 

 

 

Как одним словом можно назвать реку, озеро, плотину. Родник, канал?

  Водоемы)

 

Итак, тема  сегодняшнего урока  «Водоемы нашего края»  ( прикрепить на доску).

 

Попробуем сформулировать цель нашего урока    - Знакомство с водоемами Вологодской области, их значением и охраной»  (на доску)

 

А что такое водоемы?

 

Водоём–место скопления и хранения воды.

 

Посмотрите на доску, что у меня здесь прикреплено ( этапы урока)

Давайте попробуем их собрать  и расставить в нужной последовательности.

 

1.  Определение темы.

2. Постановка цели.

3. Обдумывание проекта.

4. Разработка проекта и иллюстрирование.

5. Самоанализ проектной деятельности.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

 

III Подготовительный этап. Обдумывание проекта.

 

Сегодня у нас урок-проект, давайте попробуем выделить основные разделы проекта.

 

1. Виды водемов.

2. Книга рекордов рек и озер  Вологодской области.

3. Значение водоемов и их охрана.

4. Экологоические проблемы водоемов

 

Задание первой группе ВИДЫ ВОЕМОВ

 

- Вологодская область  многоводна. Среди лесов, полей, лугов голубеют многочисленные блюдца озер. Всего в крае их насчитывается больше 4 тыс.   Среди них преобладают водоемы ледникового происхождения.

Сверкает на солнце спокойная гладь рек. Среди кустарников петляют звонкие ручейки. Пробиваются из земных недр родники. Много воды скапливается в болотах..

 

Задание «Экспериментаторам» : разделить водоемы на 2 группы  по их происхождению .

 

Водоемы

Естественные

Искуственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

 

Задание «Аналитикам»: Эта группа ребят работает с картой Вологодской области и  составляет список  естественных и искаусственных водоемов»

 

 

Задание «Иллюстраторам» :  На схеме реки подписать ее части.

В «Словаре  русского языка С.И. Ожегова найти  объяснение  слов   исток и русло.

 

 

Иследдователи: Найти определения ОЗЕРА, РЕКИ , РОДНИКА

 

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока к устью.

Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоём), заполненный водой.

Источники, родники, ключи – естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой.

Задание 2 группе

 

Представить нашему вниманию листы и з альбома РЕКИ И ОЗЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Задание исследователям:Найти одну из  самых длинных  рек  и  одно из  крупных  озер  (СУХОНА И БЕЛОЕ) и составить , пользуясь планом  их  рассказ – описание   .

 

План описания реки:

 

1. Название

2. К какому виду водемов относится (естественному или искусственному)

3. Где находится исток?

4. Притоки.

5. Куда впадает река?

6.растения и животные реки.

7 Использование реки человеком

8. как люди влияют на реку?

9. Что делают для охраны реки?

 

Задание иллюстраторам.  Найти нужные картинки и приклеить их на страницы альбома. 

1. изображение реки.

2. Растенияи животные реки.

3. Использование человеком.

 

План описание озера

1. название

2. глубина

3 реки, которое впадают и вытекают

4. Растенияч и животные озера

5. использование реки человеком

 

Задание иллюстраторам.  Найти нужные картинки и приклеить их на страницы альбома. 

1. изображение озера

2. Растенияи животные озера

3. Использование человеком.

 

 

Задание 3 группе

 

«Значение  водоемов и их охрана»

 

Задание экспериментаторам:  

Собрать рассыпавшееся стихотворение о воде

 

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить

 

 

 

Задание аналитикам  

Прочитать текст учебника и составить модель, показывающую значение водоемов  в природе и жизни  людей.

 

 

 

Задание Иллюстарторам

Дать название каждой картинке , на которой изображена  роль водоема в природе  и жизни людей.

 

Задание исследователям.

Составить памятку  поведения у водоемов, используя текст учебника.

 

 

 

 

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте.

Пр купании будь осторожен. На дне могут оказаться  разбитые бутылки, использованные консервные банки.

 

 

 

Задание 4 группе  «Экологические прблемы водоемов»

 

Задание экспериментаторам

Изучить текст и указать источники загрязнения

 

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод  за минуту выбрасыывает  25 литров отодов. 5 граммов нефти затягивает пленкой  50кв. м  поверхности воды.

 

Задание Аналитикам

 

Прочитать текст  и сделать вывод.

 

«Охрана водоёмов».

· В  нашем районе проводится большая работа по охране водоёмов.

· По их берегам запрещено рубить лес.

· Нельзя  бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу.

· За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции.

· Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

 

 

 

Задание Иллюстраторам

 

Составить экологические знаки , которые можно установить на берегу реки

 

 

 

кувшинкибутылка в водемашина и вода 2

 

Задание исследователям

Записать экологические проблемы  водоемов.

 

 

 

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ГРУППАХ ДАЕТСЯ 10-15 МИНУТ

 

 

(Вернуться к плану)\

 

1. испытание первого раздела проекта.

 

2. испытание втрого раздела. (расказ о реке и озере)

 

3. испытание 3 раздела. Вода – самое удивительоное и полное тайн вещество.  Наш организм в основном состоит  из воды: она содержится в крови; с помощью  воды из организма удаляются вредные вещестыва. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется. За сутки  человек теряет  12 стаканов воды. Столько же ему надо впить или съесть, тк. К вода есть в мясе, овощах. Хлебе.

 Без воды не растет  урожай на полях, не смогут работать заводы. Чтобы изготовить 1 т кирпича, надо израсходовать 2 т воды., а чтобы выплавить 1 т металла , нужно 300 тонн воды.

 

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить

 

 

Название картинок

 

 

- источник электроэнергии.

4. испытание 4 раздела проекта.

 

Источники загрязнения:

1. сточные воды.

2. Разлив нефти.

3. Мусор с корабюлей.

 

Прикрепление знаков

V Самоанализ проектной деятельности  ( вернуться к плану урока)

- что понравилось

С  какими трудностями встретились?

VI Итог урока

Какое значение имеет проект?

 

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них на веки

Студёная и чистая вода.

 

VII  домашнее задание.

 

Ø Составить описание любого водоёма.

Ø   На карте отметить водоемы Вологодской области

Ø Нарисовать рисунок о значении водоёмов.

 

 

 

Белое озеро Вологодской области

Расположен водоем на западе Вологодчины. Входит в состав Шекснинского водохранилища, которое является неотъемлемой частью Волго-Балтийского канала. Озеро округлое в плане, 43-километровй длины, 32-километровй ширины. Обычная глубина в нем не превышает 7…5 м, но на некоторых участках есть 15-метровые ямы. Прибрежные участки мелкие, причем толща воды, например, в 1 м может быть тянуться до 1 км. По берегу на юго-западе устроен 67-километровый Белозерский канал, который является обходным. Озеро в Европе является 7-м по площади (1290 кв.км), а в России и 4-м; воды содержит 6,15 тыс.куб.м. В него впадает 3 реки и вытекает одна. На берегах расположены 4 населенных пункта (Липин Бор, Крохино, Троицкое, Белозерск). Берега озера низкие, поэтому береговая линия колеблется по расположению в разные периоды года. Дно илисто-песчаное, вдоль берегов отсутствуют заливы, бухты. Замерзает озеро осенью, вскрывается в мае. Белое озеро богато рыбой и часто посещается рыбаками. В нем водятся: лещ, жерех, чехонь, берш, окунь, синец, судак, уклея, ерш, плотва, щука, язь.

 

 

 

 

 

 

 

Река Сухона Река самая большая по длине (558 км) и самая крупная в Вологодском крае. Является притоком (левым) Северной Двины. Исток ее начинается от Кубенского озера, выход воды из которого сегодня регулируется плотиной, оборудованной для прохождения плавсредств судоходными шлюзами. Начальный участок реки характеризуется широкой поймой, которая сформирована пологими берегами. Вначале русла водоема имеет северо-восточное направление. После впадения в него р. Лежи и протекающей через областной центр р. Вологды начинает нести воды на северо-восток. И, достигнув гор. Великий Устюг, сливается с рекой Юг, образовывая Северную Двину. В реку впадает 482 реки (два больших притока – реки Лежа, Вологда). Отдают в нее свои воды 6 тыс. небольших ручейков. Бассейн водоема изобилует небольшими озерами (424 шт.), отличающимися малыми глубинами. Водосбор закрыт в основном лесами (70%). Болот в нем мало (3%). Приток воды в Сухону в основном от таяния снега. Подъем воды после схода льда длится апрель-июль. Льдом река покрывается в ноябре-декабре, а освобождается от него в апреле-мае. Исходя из характера течения на Сухоне выделяются 3 участка. От истока русло расположено в пологих, безлесных, низких берегах и сама река имеет широкую долину. Воды в нем текут медленно, скорость течения еле ощущается. Такое спокойное состояние реки заканчивается в месте впадения в нее реки Вологды. Дальше, до г. Тотьмы (срединный участок), берега «вырастают», поднимаясь ввысь до 100…80 м, а сама долина, соответственно, сужается до 240…140 м. По берегам начинает появляться лес, а в русле многочисленные островки, порожки, перекаты, образованные из накопления камней. Становится больше скорость течения воды. За г. Тотьмы русло «очищается» от островов, становится еще уже долина (100…80 м), коренные берега «вырастают до 80 м и подступают прямо к воде. Естественно возрастает и скорость движения воды. Самое большое количество каменных перекатов (по-местному «переборов») загромождают русло Сухоны у г. Тотьмы. Среди самых известных: Жидятино, Корыто, Железный, Копытовский. Ниже по течению, после поселения Полдарсы, расположен Опокский перекат. Здесь русло проходит в каньоне, образованном 80-метровыми скалистыми обрывами. В половодье Сухона судоходна по всей длине. Летом движение плавсредств затруднено из-за перекатов. Сухона интересна и для рыбалки, причем круглый год. Особенно много в реке леща, которого можно найти в нижнем и среднем течении. Много здесь живет плотвы, окуней, голавля, язя. Щуки тоже много, причем часто попадаются достойные особи. Ловить зубастую перспективно ниже перекатов, валунов, где она стоит, ожидая ослабевшую молодь рыбы. Особенно уловистые места у поселения Уваровице. При ловле рыбы следует знать, что воды Сухоны загрязнены многочисленными стоками промпредприятий. Особенно это наблюдается в районах расположения крупных поселений. Пойманную здесь рыбу лучше не употреблять в пищу. Лучше отправляться рыбачить за пределы поселений.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру "Водоемы Вологодской области" , 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 114 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.10.2020 680
    • DOCX 286.5 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ватолина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ватолина Елена Николаевна
    Ватолина Елена Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94653
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 110 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе