Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Как из зерна получилась булка"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как из зерна получилась булка"

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Урок окружающего мира в 1-Б классе по программе- Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Учитель: Барна Т.А.


Тема: Как из зерна получилась булка


Цель: формирование бережного отношения к хлебу.


Задачи:

1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных профессий и машин.

3. Активизировать речь детей.

4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.

4.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.

Оборудование:

проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации.


Подготовительная работа: 5 учеников подготовили стихотворения; все обучающиеся нашли пословицы о хлебе.

Ход урока

I Орг. момент (слайд 1)

Уч-ль.В мире много неизвестного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II Сообщение темы и целей урока (слайд 2)

У учителя на подносе-каравай.

Милана.Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый.

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

- О чем это стихотворение? (о хлебе)

- Какова тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить на занятии?

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как хлеб попадает на наш стол, кто потрудился для того, чтобы в каждом доме на столе были булки, батоны, бублики, пироги.

III Изучение нового материала

1.- Послушайте одну историю. (слайд 3)

Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

-Хлеб, внученька!

-Хлеб?! А булки где?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

-И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на колосья. Хочет угадать:

где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы знаете, как попадает хлеб на стол?

- Из чего получают булочки, батоны, пироги, бублики, баранки? (из зернышка) (слайд 4)

- Правильно, из зернышка. Давайте попробуем сегодня на уроке все вместе вырастить хлеб. Куда для этого нам следует отправиться? (слайд 5)

- Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

- Что это за машина, и кто ею управляет?

(трактор, тракторист) (слайд 6)

- Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки (слайд 7)

- Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки? (зерна проросли, появились всходы) (слайд 8)

- Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. Летом хлебные поля похожи на море. (слайд 9) Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. (слайд 10)

- Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины.

В желтом море корабль плывет.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(комбайн) (слайд 11)

- Как называют человека, который управляет комбайном? (комбайнер)

- Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор.

(слайд 12)

- Что же происходит с зерном на элеваторе?

(его сушат и отбирают)

- Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете? (из него делают муку) (слайд 13)

- Что же происходит с мукой дальше? (Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни) (слайд 14)

- И уже из муки пекут хлеб. А как называют тех людей, которые пекут хлеб? (пекари)(слайд 15)

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (булочная) (слайд 16)

- И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.(слайд 17)

2.Ролевая игра «Как хлеб на стол пришёл»

Основные роли: тракторист, сеяльщицы, комбайнер, водители машин, пекарь, продавец.

Название профессий написано на листочках. Дети выбирают профессию и рассказывают о ней.

3.Беседа о бережном отношении к хлебу.

  1. Почему нельзя ходить по хлебному полю?

  2. Почему нельзя бросать хлеб?

- Послушайте рассказ Н.Ляшенко и А.Мусатова «Наш большой каравай». В нем авторы тоже попытались ответить на эти вопросы.

Шелестит хлебное поле. Будто шепчут что-то колосья. Набухшие зерна выпирают из колоса и своей тяжестью клонят его к земле. Каждый колос – боевая единица великой хлебной армии. Сколько людей и машин трудились, чтобы его вырастить. Сталевары и агрономы, трактористы и летчики, комбайнеры и бухгалтеры – всех не перечислишь.

И вот он стоит, ласково и гордо протягивая людям свое спелое зерно. А без зерна нет и пирогов, ни масла, ни сыра, ни колбасы, ни обыкновенного хлеба – самой главной еды, без которой нельзя жить…

И разве можно простить того, кто свернул с дороги на поле, пошел по колосьям, начал давить их ногами? Лег или сел на живые колосья, расплющивая зерна хлеба? Из этих зерен выросло бы новое поле, а теперь они мертвые.

Также грустно видеть скошенное поле, на котором остались одинокие, забытые колоски.

Но самое скверное, когда бросают кусок хлеба, хотя бы и самый маленький.

В этом куске хлеба соленый пот тракториста, бессонные ночи комбайнера. В нем ветреные на жгучем морозе дни, когда колхозники выходили на снегозадержание, чтобы полям хватило весенней воды…

И память о проливных дождях, от которых чуть не полегли спелые хлеба… бросить хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил.

Дети обмениваются впечатлениями от рассказа.

- Как мы можем бережно относиться к хлебу? (Дети делятся собственным опытом)



- Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? (ответы учащихся)(слайд 18)

- Посмотрите, короткий ли этот путь?

- Ребята, легко ли получить хлебобулочные изделия?

- Какой вывод мы должны сделать: как нужно относиться к хлебу? (беречь его, уважать труд людей, которые его вырастили, не разбрасывать, не играть хлебом)

Физминутка (слайд 19)

Вот как солнышко встает-

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Радостно живется!

IV Закрепление изученного

- Для того, чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда.

- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова, которое подготовили наши ребята.

(подготовленные ученики рассказывают стихотворение)

1 ученик .НАСТЯ.

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали –

Нашли за домом во дворе.

С земли её не поднимали.

И вот она уже в игре…

2 ученик.ДЕНИС

Шел мимо незнакомый дядя.

Остановился и взглянул

И на ребят почти не глядя

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

3 ученик.МИЛАНА

- Ты кто такой? – спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил.

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

- О чем это стихотворение? Что сделали ребята?

- Правильно ли они поступили? Почему?

- Верно, к хлебу нужно относиться уважительно и бережно; увидите кусок хлеба на земле, не затаптывайте его в грязь, поднимите. Положите повыше, чтобы птицы склевали. Помните: хлеб – это труд тракториста, который посеял зерно; хлеб-это труд комбайнера, который его убирал; хлеб-это труд пекаря, который его выпекал с большой любовью.

4 ученик РОМА

А в годы войны помогал он героям

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром.
Пускай отражается солнце в глазах.

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте

На ваших и наших семейных столах.

- В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады Ленинграда времен Великой Отечественной войны дневной паек для жителей осажденного фашистскими захватчиками города. А людям нужно было работать, нужно было выжить вопреки всему…. (слайд 20)

Физминутка

(По классу развешены фрагмены-пазлы. Нужно на доске с помощью магнитов восстановить картинку с изображением каравая) (слайд 21)

А) Работа с пословицей

- Ребята, есть такая пословица «Худ обед, когда хлеба нет». (слайд 22)

- Как вы ее понимаете? Что значит «худ»? (плохой, несытный)

- Почему обед плохой, если нет хлеба?

- А какие вы еще знаете пословицы о хлебе? (хлеб, да вода – мужицкая еда; у голодного хлеб на уме; хлеба ни куска, так и в горнице тоска; каравай хлеба не свалится с неба; много снега– много хлеба.)

Б) Работа по учебнику (слайд 23)

- Откройте учебники на с. 31. Рассмотрите рисунок и послушайте текст.

(чтение текста учителем)

- Что вы можете сказать о Вове? Действительно ли существует хлебное дерево? (учащиеся высказывают свои предположения)

- Хлебное дерево – это уроженец в Индии, но его разводят в тропических странах повсюду. Хотя плоды его считаются безвкусными, индийцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода. (слайд 24)

- Поработаем в паре. Ваша задача – проанализировать серию рисунков на экране и восстановить правильную последовательность, а затем рассказать, как получается хлеб. Люди каких профессий помогают хлебу появиться на нашем столе? (слайд 25)

[учащиеся обсуждают рисунки, работая в паре, потом представляют свое выступление]

В) Самостоятельная работа

- А сейчас самостоятельная работа в рабочей тетради на с.7.

(самостоятельная работа, обсуждение выполнения)

V Итог урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- На что обратили особое внимание?

- О чем бы вы хотели рассказать родителям?

- Давайте еще раз назовем путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол (вспашка-посев семян- сбор урожая -муком. завод-пекарня-хлеб)

(слайд 26)

У вас на столе колоски двух цветов: возьмите тот по цвету, который соответствует вашему настроению на уроке. Прикрепите его на лист. Какое поле у нас получилось? Жёлтое или золотое? Хлеб нам дорог как золото.

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя,

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной.

Учитель разрезает каравай и угощает детей.


- Спасибо за урок. Урок окончен. (слайд 27)


Конспект урока по окружающему миру на тему "Как из зерна получилась булка"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Как из зерна получилась булка

Цель: формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных профессий и машин.

3. Активизировать речь детей.

4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.

4.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.

Оборудование:

проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации.

Подготовительная работа: 5 учеников подготовили стихотворения; все обучающиеся нашли пословицы о хлебе.

Автор Барна Татьяна Анатольевна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1320
Номер материала 59404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓