Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
План-конспект урока
окружающего мира
(4 класс)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Набережных Е. А.
г.
Старый Оскол
Тема «Жизнь
леса»
Цели: сформировать
у обучающихся представления о лесе, как природном сообществе;
познакомить с разнообразием лесных
обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и
микроорганизмами, ролью грибов;
развивать познавательную
активность детей, умение использовать в работе ранее
полученные знания, умение
рассуждать, выражать свои мысли, работать в группах.
Оборудование: учебник,
тетрадь, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На
доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»
2. Проверка домашнего задания. Актуализация
знаний.
- Почему люди
называют землю «кормилицей»?
- Расскажите о
природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение
почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)
-
Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
3. Работа по теме урока.
На предыдущих
уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные,
смешанные, широколиственные.)
Лес
Здравствуй, лес,
дремучий лес,
полный сказок и
чудес!
Ты о чем шумишь
листвою
ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на
заре
весь в росе, как в
серебре?
Кто в глуши твоей
таится?
Что за зверь? Какая
птица?
Все открой, не
утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С.
Погореловский)
- Сегодня мы
отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком. (На доске: лучик)
- Послушайте
сказку. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
- Ах, какое сегодня
чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! –
подумал он и стал гулять по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному
Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. В следующее мгновение он
очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую
красавицу березу, с нее на осину, ель, спустился пониже и продолжил путешествие
по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный
Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички
черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул
под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста
– это мхи и лишайники.
- Получается,
что спускался вниз по растениям, как по ступеням, - подумал Солнечный Лучик.
Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники
– 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1
ступень.
- Почему же в лесу есть такие ступени? Лучик размышлял вслух и вдруг из
кроны дерева услышал скрипучий голос. Это был старый мудрый Ворон.
-
Я отвечу на твой вопрос. В лесу все растения между собой дружат. Одним
растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в
тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и
кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше
всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так
все растения в лесу образуют ярусы.
- Растения какого
яруса являются светолюбивыми? (4)
-
Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)
Но что за лес
без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно
связаны между собой и с растениями.
-
Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.
4. Работа в группах. (Разделить класс на 3
группы)
Пользуясь
учебниками, обсудить и составить список животных леса:
1)
Обитающих на деревьях (Белки, птицы,
насекомые)
2)
Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк,
медведь, лось, лягушка и т.д.)
3)
Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)
Составьте цепи
питания.
(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты
работы).
5. Физкультминутка.
Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это
можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
- Можно ходить по траве.
- Можно ломать деревья.
- Можно отдыхать в
лесу.
- Можно жечь костры.
- Можно слушать птиц.
- Можно громко говорить, кричать в лесу.
6. Продолжение изучения новой темы.
Подводя итог этой
работы, «населяем» схему ярусов.
Проговариваем
названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону
деревьев, на поверхности земли, в почву.
Выясняем, как
передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна
их приспособленность к условиям жизни.
- Еще об одних
обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет
речь.
И на горке, и под
горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
-
Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)
7. Работа по учебнику.
- Прочитайте
текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:
1) Как грибы
связаны с лесными растениями?
2) Как грибы
связаны с животными леса?
3) Каким образом
грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?
Прочитайте на с.
180 «О лесной подстилке и микробах»
- Из чего
образуется лесная подстилка?
-
Какая польза от нее для почвы? Для животных?
8. Подведение итогов урока.
- Почему лес
называют природным сообществом?
Выставление
оценок.
9. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.