Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / ОБЖ / Конспект урока по ОБЖ "Уголовная ответственность несовершеннолетних" (10 класс)

Конспект урока по ОБЖ "Уголовная ответственность несовершеннолетних" (10 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА

10 КЛАСС-ПРОГРАММА А.Т. СМИРНОВА

РАЗДЕЛ

"БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

Урок по теме:

«Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Титаренко Екатерина Петровна,

преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ г. Мурманска СОШ № 23



Триединая урока:

дидактические: формирование у учащихся знаний уголовно – правовых норм, регулирующих ответственность несовершеннолетних; формирование умения применять теоретический материал для решения нестандартных ситуаций.

развивающие: развитие познавательного интереса; развитие умения находить информацию самостоятельно, пользуясь нормативно - правовыми документами, анализировать и делать выводы; развитие умения использовать знания, полученные на уроках ОБЖ в повседневной жизни;

воспитательные: воспитание чувства ответственности за поведение в обществе; воспитание общекультурных качеств личности.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный

Форма проведения: фронтальная, по группам

Метод урока: поисковый, репродуктивный, информационный

Межпредметные связи: правоведение

Комплексно-методическое обеспечение: Уголовный кодекс Российской Федерации, учебники, тетрадки, доска

Используемая литература:

  • Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений /А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин и В.А. Васнев - М.: «Просвещение», 2009. – 223с.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Омега - Л, 2011. – 160 с



Ход урока.

1. Организационный момент:

  • Приветствие учеников

  • Проверка фактического присутствия учеников по журналу.

2. Вступление

Учитель: Вопрос - Как вы считаете, какой основной документ регламентирует взаимоотношения между государством и гражданином?

Ответ:

Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в основном законе - Конституция РФ.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить именно Конституции Российской Федерации.

Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, например, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения , места жительства и т.д.

Статья 55 (ч. 3) Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

3. Знакомство с нормативно-правовыми документами в ходе работы с тестом

Сегодня самыми распространенными преступлениями совершаемыми несовершеннолетними являются кражи, грабежи, а нередко убийства.

Учитель: Приведение некоторых статистических данных

По данным МВД России, каждое 12-е преступление в 2003 году было совершено несовершеннолетним или несовершеннолетним в соучастии, в 2007 году каждое 11-е преступление.
Доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними составляет более 50%: так, в 2005 г. тяжкие телесные повреждения составляли 20,3%, убийства – 27,3 %. В 2006 г. тяжкие телесные повреждения – 22,9%, убийства 25,6%. При этом всегда нужно помнить, что некоторые из них совершается несовершеннолетними под присмотром взрослых.

По данным федеральной службы государственной статистики, число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в Мурманской области за 2011 год составило 461. Это 2,7% от общего числа зарегистрированных преступлений по Мурманской области в 2011 году. Следует отметить, что тоже показатель за 2010 год составляет 435.

Учитель: Вопрос - каковы факторы, влияющие на рост молодежной преступности?

Ученики: Возможность высказать свою точку зрения.

Ответ:
К числу факторов, влияющих на рост молодежной преступности, следует отнести социально – экономическую не стабильность, социально – политические проблемы в стране, перелом нравственного, морального и правового состояния общества.


Учитель: Рассмотрим особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних?

Учитель: Вам предлагается самостоятельно ответить на несколько вопросов теста (Приложение 1), используя при этом УК РФ.

В ходе работы с вопросами теста, ученики знакомятся структурой УК РФ, учатся работать с официальными документами и знакомятся со следующей информацией:

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Уголовная ответственность является самым строгим видом ответственности, предусмотренным законом, и, как известно, выражается в применение к лицу, совершившему преступления принудительных мер.
Исходя из теории права, можно сказать, что ответственность сама по себе, это реальная необходимость ответа за свои противоправные поступки.

Уголовная ответственность – это юридическая обязанность лица, совершившего преступление, быть ответственным за содеянное перед государством и нести определенные лишения и ограничения прав, предусмотренные законом.
Согласно ст. 5 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, только виновное лицо подлежит уголовной ответственности, а невиновное не несет её.

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Законодательством установлены две минимальные возрастные границы уголовной ответственности: общая -16лет, пониженная с 14.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия.

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

4. Работа в микрогруппах. Решение задач.

Для работы над следующим заданием Вам следует объединиться в микропруппы по 3 человека.

На каждую микрогруппу выдается листок с заданием, в котором находится текст 2 ситуационных задач по теме (Приложение 2).

Ученики находят статьи УК РФ для решения задач, обсуждают и приходят к решению, при формулировке ответа – ссылаемся на конкретные статьи Уголовного кодекса. По окончании выполнения задания, обсуждение с классом и подведение итогов урока.



5. Обобщение пройденного материала, выводы.

Учитель: Просьба одного из учеников сделать свои выводы по пройденной теме.

Учитель: Выводы по пройденной теме.

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мериться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества.

В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно - трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье.



Домашнее задание: Для закрепления пройденного материала – Вам следует самостоятельно поработь с УК РФ, вам будут выданы задачи. Задачи аналогичны тем, что вы решали в тесте, при формулировке ответа – ссылаемся на конкретные статьи Уголовного кодекса, удачи!



ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Тест разработан: учителем ОБЖ МБОУ СОШ № 23, Микитиной Екатериной Петровной



Бланк теста. 1 вариант

Часть 1

1. Какой из категорий преступлений не существует:

а) средней тяжести;

б) тяжкие преступления;

в) небольшой тяжести;

г) незначительные;

д) особо тяжкие.


2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

г) в любом возрасте.


3. Причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам – это:

а) необходимая оборона

б) перебор

в) превышение пределов крайней необходимости

г) неоконченное преступление.


4. Назовите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

а) преступление не завершено;

б) крайняя необходимость;

в) состояние алкогольного опьянения.


5. Наказания в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет на срок:

а) до 1 года;

б) до 3 лет;

в) до 6 лет;

г) до 9 лет.


6. Официальное ограничение пребывания несовершеннолетнего вне дома, после определенного времени суток это мера воспитательного воздействия, такая как:

а) предупреждение;

б) передача несовершеннолетнего под надзор родителей;

в) ограничение досуга;

г) арест.


Бланк теста. 2 вариант

Часть 1

1. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в УК РФ:

а) может;

б) не может;

в) этот вопрос в юриспруденции еще не решен.


2. Деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности - это:

а) преступления совершенные по неосторожности;

б) преступления в состоянии аффекта;

в) преступления, совершенные группой лиц, по предварительному сговору;

г) преступления, совершенные в состоянии опьянения


3. Обстоятельствами, смягчающими наказания не являются:

а) беременность;

б) совершения впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

в) правовая неграмотность виновного;

г) совершение преступления в результате физического или психического


4. Мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда, применительно к лицу, признанному виновным в совершении преступления – это:

а) вина

б) преступление

в) уголовная ответственность

г) наказание


5. На какой срок могут быть назначены исправительные работы несовершеннолетним:

а) до 6 месяцев;

б) до 1 года;

в) до 2 лет;

г) до 2 лет и 6 месяцев.


6. Возможно ли взыскание штрафа, назначенного несовершеннолетнему, при отсутствии у него самостоятельного заработка или имущества, с его родителей или законных представителей:

а) да, всегда;

б) да, с согласия родителей или законных представителей;

в) нет.



Приложение 2


Текст задач, предлагаемых испытуемых для самостоятельного решения

Задачи:

1. Условие задачи: Пятнадцатилетний подросток совершил преступное деяние - убийство и предстал перед судом.

Вопрос задачи: Может ли суд назначит данному преступнику в качестве наказания реальный срок лишения свободы? Если да, то на какой срок? Укажите статью уголовного кодекса, которой должен руководствоваться судья при назначении наказания.

2. Условие задачи: Правомерен ли отказ родителей несовершеннолетнего субъекта уголовного права, не имеющего самостоятельного заработка, от уплаты в пользу государства назначенного судом их ребенку в качестве наказания за преступление? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

3. Условие задачи: Группа подростков совершила нападение на пожилую женщину, они отобрали у нее кошелек и телефон.

Вопрос задачи: Как должен квалифицировать их преступные деяния суд? Укажите статью УК РФ, которой он должен руководствоваться.

4. Условие задачи: Группа подростков совершила тяжкое преступление. Возраст преступников составляет 12, 13, 14, 15, 16 лет.

Вопрос задачи: Какой вид ответственности ожидает правонарушителей? Какие смягчающие и отягчающие обстоятельства должен учесть суд при вынесении приговора? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

5. Условие задачи: Подросток подвергся нападению со стороны неизвестного ему мужчины и принял решение обороняться, не думая о последствиях, он использовал для защиты палку, чем нанес здоровью нападающего тяжкий вред.

Вопрос задачи: Попадают ли его действия под действие уголовного законодательства. Если да, то, как эти действия должен квалифицировать суд. Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

6. Вопрос задачи: Может ли приговор суда применительно к подростку шестнадцати лет состоять в назначении исправительных работ, если да, то на какой срок? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

7. Условие задачи: Мухин 14 лет, и Шивяков 17 лет, напали на гражданина Л. В ходе нападения, нанесли ему опасные для жизни ножевые ранения и завладели его пистолетом. Затем они совершили ряд вооруженных нападений на граждан и, используя пистолет, завладевали их имуществом.
Вопрос задачи:    Можно ли к данным несовершеннолетним применить меры воспитательного воздействия?
8. Условия задачи: Дразин 13 лет, страдавший пироманией, поджег на улице несколько домов, а в отделении милиции пояснил, что он сделал это потому, что почувствовал себя озябшим.
Вопрос задачи: Решите вопрос об ответственности Дразина?

9. Условие задачи: Тринадцатилетний Мохов, страдающий олигофренией в легкой степени, встретил семидесятилетнего Савина и, угрожая игрушечным пистолетом, потребовал у него деньги. Савин ответил, что у него денег с собой нет. Тогда Мохов обыскал Савина, и не найдя у него денег, отпустил его, сказав: «Если не найдешь для меня 200 руб. и не принесешь их сюда, заказывай себе могилу».
Вопрос задачи:
Имеются ли в действиях Мохова признаки состава преступления и можно ли привлечь его к уголовной ответственности?

10. Условие задачи: Семнадцатилетние Дронов и Перов поместили в большую спортивную сумку одиннадцатилетнего Сухова, застегнули ее и сдали в камеру хранения железнодорожного вокзала. Ночью Сухов вылез из сумки, осмотрелся и обыскал содержимое ряда чемоданов и сумок. Изъятые им вещи и деньги положил на дно сумки, в которую под утро залез обратно. Утром Дронов и Перов забрали сумку с Суховым. Такой прием они повторяли несколько раз, пока Сухова не обнаружили в сумке работники вокзала. Таким способом подростки завладели деньгами и вещами на сумму более пятидесяти тысяч рублей.
Вопрос задачи: Дайте анализ уголовно-правовой ситуации. Имеются ли в действиях указанных лиц признаки состава преступления?

11. Условие задачи: Пятнадцатилетние Шохин и Савельев надели черные маски и, желая над кем-нибудь подшутить, поздно вечером вышли на улицу. Увидев знакомого им Ковалева с девушкой, они приблизились к ним. Шохин сзади схватил за туловище Ковалева, а Савельев направил на него газовый пистолет и произнес: «Не трепыхайся, будет хуже». Ковалев вырвался и нанес удар ногой в живот Шохину и трижды Савельеву по голове. В результате последнему была причинена черепно-мозговая травма, от которой он, не приходя в сознание, скончался на следующий день. Ковалев и его спутница скрылись с места происшествия, однако в дальнейшем они были обнаружены и задержаны.
Вопрос задачи: Дайте уголовно-правовую оценку изложенным обстоятельствам. Имеется ли в действиях указанных лиц состав преступления? Подлежит ли Ковалев уголовно-правовой ответственности?
12. Условие задачи: Багиров, проживая в гостинице, похитил из соседнего номера у Джамалова 20 г гашиша. На другой день в квартире Исаева Багиров предложил четырнадцатилетнему Волину выкурить сигарету, пообещав ему «необычайный кайф» от этого. Волин выкурил предложенную сигарету. Следствием установлено, что хозяин квартиры Исаев на протяжении года предоставлял свою квартиру различным лицам для употребления наркотиков, за что получал деньги и спиртные напитки.
Вопрос задачи: Дайте уголовно-правовой анализ изложенных фактов. Имеется ли в действиях Багирова и Исаева состав преступления? Можно ли привлечь к уголовной ответственности Джамалова, Исаева, Багирова и Волина?

13. Условие задачи: Тринадцатилетний Занин предложил Ерину, студенту первого курса сельскохозяйственного института, ночью похитить мотоцикл из гаража соседа. Через некоторое время они совершили задуманное, а мотоцикл продали. Суд осудил Ерина по ст. 151 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
Вопрос задачи: Содержится ли в действиях Занина и Ерина состав преступления? Правильно ли осужден Ерин за данное правонарушение?

14. Условие задачи: Пятнадцатилетний подросток совершил преступное деяние - убийство и предстал перед судом.

Вопрос задачи: Может ли суд назначит данному преступнику в качестве наказания реальный срок лишения свободы? Если да, то на какой срок? Укажите статью уголовного кодекса, которой должен руководствоваться судья при назначении наказания.

15. Условие задачи: Правомерен ли отказ родителей несовершеннолетнего субъекта уголовного права, не имеющего самостоятельного заработка, от уплаты в пользу государства назначенного судом их ребенку в качестве наказания за преступление? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

16. Условие задачи: Группа подростков совершила нападение на пожилую женщину, они отобрали у нее кошелек и телефон.

Вопрос задачи: Как должен квалифицировать их преступные деяния суд? Укажите статью УК РФ, которой он должен руководствоваться.

17. Условие задачи: Группа подростков совершила тяжкое преступление. Возраст преступников составляет 12, 13, 14, 15, 16 лет.

Вопрос задачи: Какой вид ответственности ожидает правонарушителей? Какие смягчающие и отягчающие обстоятельства должен учесть суд при вынесении приговора? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

18. Условие задачи: Подросток подвергся нападению со стороны неизвестного ему мужчины и принял решение обороняться, не думая о последствиях, он использовал для защиты палку, чем нанес здоровью нападающего тяжкий вред.

Вопрос задачи: Попадают ли его действия под действие уголовного законодательства. Если да, то, как эти действия должен квалифицировать суд. Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.

19.Вопрос задачи: Может ли приговор суда применительно к подростку шестнадцати лет состоять в назначении исправительных работ, если да, то на какой срок? Укажите, какой статьей уголовного кодекса вы руководствовались.





Титаренко Екатерина Петровна МБОУ г. Мурманска СОШ № 23


  • ОБЖ
Описание:

Методическая разработка предназначена для проведения в рамках недели правовых знаний урока на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности в 10 - х классах.

Ученики работают самостоятельно с нормативно - правовыми документами и учебником по заданию учителя, им предлагается самостоятельно ответить на вопросы теста, специально разработанного учителем на данную тему, и в микрогруппах решить несколько проблемно - тематических задач, пользуясь при этом нормативно - правовыми документами.

Автор Титаренко Екатерина Петровна
Дата добавления 13.11.2017
Раздел ОБЖ
Подраздел Конспекты
Просмотров 2329
Номер материала MA-072129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы