Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
п.Светлая Заря Курганинского района
Открытый
урок
по
обществознанию
на
тему «История денег»
подготовила
учитель истории и обществознания
Мамонтова
П.Н.
2015г.
Открытый урок по
обществознанию
на
тему «История денег»
Цели
урока: познакомить учащихся с историей возникновения денег.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
1.Выяснить
предпосылки появления денег
2. Проследить историю возникновения денег.
2.
Развивающие:
1.
Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.
3.
Воспитательные:
1.Воспитывать
интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний
Тип
урока: урок изучения нового
Используемая
технология: критическое мышление
Оформление доски:
“Деньги,
история возникновения денег”
Эпиграф:
“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы,
заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они –
жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее
вынужден служить им…”
Необходимое оборудование и материалы:
·
компьютер, проектор;
·
презентации;
·
“Волшебный квадрат”.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Наш
сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не
представляем себе жизни без них. Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф. Как
вы думаете, о чём это? Чему будет посвящён наш урок?
Ответ: деньги.
2. Актуализация знаний
Учитель: А
какие чувства у вас вызывает слово “деньги”? Приём “Корзина чувств” (на доске
вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои
чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
3. Объявление темы урока и
цели урока.
Сегодня
на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем, что было
деньгами, как они менялись. Запишите в тетрадях тему урока.
По
истории денег написано много книг.
Деньги
– одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый
день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не
последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги,
что и сейчас. Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории
денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике –
какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на
Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины– каури, на
Руси скот и мех. На Руси за всё расплачивались скотом, даже первые монеты
называли скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей,
белок.
4. Изучение нового материала
Учащиеся
получают материал о возникновении денег (приложение
№1), читают его и в тетрадях составляют кластер “Что было
деньгами”.
Учитель: Удивительна
и интересна история возникновения денег. Только в XX веке у нас в стране несколько
раз проходили денежные реформы. Давайте познакомимся с советскими деньгами (Презентация
1). После распада Советского Союза после либерализации цен у нас в стране
появились новые деньги (Презентация 2).
5. Первичное закрепление
изученного материала.
Учитель: Как
вы думаете, почему деньги менялись? Почему был вытеснен скот, зерно, колёса,
шкуры? (Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена).
Учитель: Действительно,
все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.
Учитель: А
как назывался обмен без денег?
Учащиеся:
Бартер
Учитель: Сформулируйте
причины появления денег?
Предполагаемый
ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для
более полного удовлетворения потребностей.
Запишите
в тетрадях определение “Деньги”.
Деньги –
особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Наиболее
важные признаки товара, выделившегося в качестве денег:
–
ценность в глазах всего общества
– достаточное количество
– обладает долговечностью.
Современные
деньги печатают на специально для этого созданном предприятии – монетном дворе
– в г. Москве и г.Санкт-Петербурге.
Учитель: Мир
денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью
скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования
человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит
о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание.
Предлагаю вам посмотреть презентацию “Занимательные факты о деньгах” (Презентация
3).
Учитель: Люди
всегда наблюдали за деньгами, складывали о них пословицы и поговорки, вспомните
русские пословицы, в которых упоминаются деньги (Аукцион).
Учащиеся:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Бедность не порок.
–
Время – деньги и т.д.
Выигрывает
тот, кто последний называет пословицу.
6. Закрепление изученного материала
Игра
“Верите, не верите”. (Да, нет)
1. В
Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве
Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это
деньги. (Да)
Учитель: А
в настоящее время знаете ли вы, какими деньгами пользуются в разных странах.
Перед вами “Волшебный квадрат” (приложение
№3). Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по
вертикали горизонтали.
(Учащиеся
выполняют задания)
7. Домашнее задание.
На
выбор учащимся:
1.
Подготовить пословицы и поговорки о деньгах.
2. Изучить бумажные банкноты России, и узнать, какие города помещены на
бумажных банкнотах (презентация 4).
3. Денежные приметы (презентация 5)
4. Выяснить достоинства русских денег, встречающихся в пословицах (грош, алтын,
полтинник, денга, полушка).:
Восьми гривен до рубля не хватает
Не было ни гроша – да вдруг алтын
Пожалел алтын – потерял полтину
Три денежки в день – куда хочешь, туда и день.
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда.
Сделал на пятак, а испортил на гривеник.
5. Что такое нумизматика?
6. Что такое бонистика? (презентация 6)
7. Викторина (Приложение 2).
8. Параграф 13 читать.
9. Рефлексия
Составьте
синквейн со словом “деньги”.
СИНКВЕЙН –
это пятистрочный стих
СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях
Правила
составления синквейна:
1
ст. – сущ.
2 ст. – прил., прил.
3 ст. – гл., гл., гл.
4 ст. – фраза.
5 ст.– сущ. (вывод).
Примеры:
Учитель: А
теперь я предлагаю вам выбрать пословицу или выражение и объяснить, как вы его
понимаете. Приём “Моё мнение”.
“С
деньгами не шутят, а без них тем более”.
“Человек
с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”
“Даже
любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег”
“Они
– великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать
весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе” и т.д.
Учитель:
–
Ребята что нового мы узнали на уроке?
– Что понравилось?
– Кому
было на уроке всё понятно?
Спасибо
за урок!
Литература
1. Аралова
М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002. – 64с.
2. Обществознание:
человек, право, экономика: учебник для 7 класса/ Л.Н.Боголюбов– М.:Просвещение,
2008. – 175 с.
3. Поздеев
А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 304 с.
4. Экономика.7-8
классы: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица /авт. – сост. Г.А.Сафонова. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.