Этап
урока
|
Действия
учителя
|
Действия
учащихся
|
I. Организационный
момент.
Мотивация.
|
Учитель
объявляет тему урока, называет цели, предлагает приготовить тетради, ученики,
листы для графиков и схем, письменные принадлежности.
Учитель:
«Ребята, я предлагаю вам пройтись по нашему посёлку, изучая его экономическую
карту. Прошу обратить внимание, в первую очередь, на то, как изменилась
экономическая карта нашего посёлка: где были предприятия?»
-
Что произошло? Эти магазины, автосервисы, производственные комплексы
закрылись.
Вот
мы сегодня и попробуем ответить на вопрос «Почему это сучилось?»
|
Приготавливают всё необходимое к
уроку.
Учащиеся называют магазин
«Планета», торговый центр «Арбат», хозяйственный отдел в магазине «Теремок»,
подсобное хозяйство завода «Металлург» и ряд других.
|
II. Постановка
ученой задачи
|
Учитель на протяжении всей работы
использует технологию развития критического мышления: «Смотрим на доску!
Интересно,
в чём проблема? Давайте узнаем, есть ли способы и пути решения этой
проблемы?
Есть ли
эффективные решения?
А затем
выберем единственно правильное.
Любопытно,
получив знания о деятельности фирм, сможем ли мы ответить на вопрос «Почему
прекратилась деятельность некоторых фирм на территории нашего посёлка?»
(Анаграмма и записи остаются на
доске).
|
Осмысливают идею (анаграмму) и
вопросы, предложенные учителем.
|
III.
Понятие фирмы
|
Учитель
демонстрирует презентацию, содержащую ряд вопросов:
1)
Зачем
создаются фирмы с точки зрения покупателя?
2)
С
точки зрения предпринимателя?
3)
Что
такое добавленная стоимость?
Учитель задаёт вопрос:
- Насколько мы приблизились к ответу на наш главный вопрос?
|
Учащиеся получают информацию о фирме
в ходе презентации.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод: Деятельность
фирмы приводит к превращению ресурсов в новое экономическое благо, при
котором полезность его для общества выше, чем полезность ресурсов,
потраченных на его производство.
Отвечают:
Мы установили, что фирма имеет право на существование, если она делает
общество богаче, т.е. производит больше благ, чем тратит ресурсов.
|
IV.
Факторы производства и факторные доходы
|
Учитель направляет дальнейший ход
мыслей:
- Вы уже знакомы с понятием
факторы производства.
Возьмите рабочий лист и запишите
пропущенное.
- Каждый фактор производства
имеет собственного хозяина, который стремится получить с них доход.
Сформулируйте, что является доходом от каждого фактора.
Учитель выводит на экран схему и
говорит о том, что рассматривается такое понятие, как капитал, и предлагает
разделить его на финансовый, физический, инвестиции и ссудный капитал.
Предлагает работу с учебником, с. 44 – 45.
- Ставим следующий вопрос: можем
ли мы теперь ответить на главный вопрос нашего урока?
Чтобы решить обозначенную
проблему, мы должны знать, от чего зависит эффективность хозяйственной
деятельности фирмы.
|
Учащиеся называют все факторы
производства, делают записи на рабочем листе.
Учащиеся по очереди объясняют и
делают записи в рабочем листе.
Работая с учебником, стр. 44-45,
находят объяснение этим понятиям.
Учащиеся делают вывод: Доходы
владельцев производства – это затраты владельца фирмы.
|
V. Экономические
и бухгалтерские издержки и прибыль.
|
Учитель побуждает учащихся
размышлять далее:
- Сейчас нам необходимо научиться
сравнивать результаты (прибыль) с издержками. А для этого нужно чётко
представлять, какие бывают издержки? Какая бывает прибыль?
Учитель предлагает учащимся
записать словарь понятий и придумать собственный пример для объяснения.
Учитель делит класс на 2 большие
группы - бухгалтеры и экономисты – и предлагает рассчитать экономическую и бухгалтерскую
прибыль.
На экран выводится задача:
«Сотрудник банка, получавший в месяц 2 млн рублей, решил уволиться и начать
собственное дело: организовать в собственном загородном доме гостиницу. В
этом доме он не жил, а сдавал его в аренду за 3 млн в год. Он вложил в дело
все свои сбережения – 10 мн. Посчитайте результат его деятельности как
бухгалтер и как экономист, если выручка от хозяйственной деятельности – 160
млн руб, затраты – 130 млн руб.»
Учитель:
- Сделайте вывод о
целесообразности продолжать дело. Кого должен послушать предприниматель:
бухгалтера или экономиста?
- Приблизились ли мы к разгадке
исчезновения фирм?
- Рассмотрите схему. Где на схеме
находится бухгалтер, а где экономист?
Возьмите на парте карточку № 2 и
прикрепите схему.
(Схема № 1 дана
в приложении)
- В чём проблема новосемейкинских
фирм?
|
Высказывают некоторые
предположения.
Приводят собственные примеры с
новыми понятиями, дают пояснения.
Класс делится на группы, занимает
рабочие места.
Группа «Бухгалтеры» выводит
формулу и высчитывает прибыль: 160-130=30 млн руб.
Группа «Экономисты» выводят
формулу и высчитывают:
1)
Потерянный
заработок = 24 млн руб
2)
Потеря
дохода от аренды = 3 млн руб
3)
Доход
от сбережений = 10, 8 млн руб
Всего:
37, 8 млн руб
Экономическая
прибыль меньше на 7, 8 млн руб, чем бухгалтерская, внутренние издержки выше,
чем прибыль.
Учащиеся
делают вывод.
Учащиеся
дают ответ.
Рассматривают
схему. Прикрепляют (каждый лично) свою карточку на ту сторону схемы, где
должен располагаться, и объясняют свой выбор.
Учащиеся
предполагают, что экономическая прибыль не была высокой и не покрывала
издержек.
|
VI.
Постоянные и переменные издержки
|
Учитель предлагает «бухгалтерам»
рассчитать затраты и предлагает следующую задачу:
«В месяц фирма изготавливает 100 металлических
деталей. На каждую деталь уходит 700 г металла. Как изменится величина
расхода, если предполагается увеличить производство до 200 деталей за счёт
новых технологий?»
«Экономисты» получают иное
задание:
« Подумайте, какие расходы при
увеличении объёма не изменятся?»
Учитель предлагает записать в
словарь понятия «издержки переменные и постоянные» добавить в словарь.
Учитель предлагает поразмышлять:
« Можно ли было спасти новосемейкинские предприятия? Какие вы предлагаете
общие экономические решения?»
Учитель ставит новую задачу: «
Проведите анализ предлагаемого графика и сделайте все возможные выводы по
нему».
(см. График в Приложении)
Учитель задаёт уточняющие
вопросы:
- Возможно ли такое увеличение
производства?
- «Потянет» ли фирма такие
затраты?
|
Группа «бухгалтеров» отвечает,
что с увеличением объёма расходы на металл, на заработную плату рабочим
возрастут, т.е. изменятся.
(20,0*0,7 =140
кг, а прежде было 70 кг)
«Экономисты» отвечают, что количество
оборудования, размеры цеха останутся прежними. Управляющий персонал – тот же.
Эти расходы не изменятся, т.е. будут постоянными.
Ученики выполняют записи.
Учащиеся отвечают, что
необходимо считать все издержки и грамотно выбирать масштаб производства.
Учащиеся проводят анализ и дают
ответы.
Учащиеся говорят о том, что
скорее всего у новосемейкинских предприятий общие затраты превысили прибыль,
и они закрылись.
|
VII.
Налоги, уплачиваемые предприятием
|
Учитель:
- А есть ли какой-то внешний
фактор воздействия на бизнес, который не зависит от расчётов бухгалтеров и
экономистов, от их ошибок?
Ещё говорят: «Они думают, бизнес – это нелюбимые и необходимые налоги».
(На экране –
кадр презентации «Налоги»)
- Вспомним, какие бывают налоги?
- Чем характеризуются налоги?
- Какие же налоги платят
предприятия?
- Какой из налогов являются
прямым, а какой косвенным?
На рабочем листе № 2 заполните
пропуски.
|
Учащиеся заполняют пропуски в
схеме на рабочем листе № 2.
|
VIII.
Размышления и выводы
|
Итак, дайте ответы на следующие
вопросы:
- Можем ли мы выбрать единственно
правильное решение?
- Почему одни фирмы сопровождает
удача, а другие разоряются?
- Всё ли выгодно производить?
|
Учащиеся рассуждают, дают ответы,
приводят аргументы.
|
IX.
Рефлексия
|
Вы встретились с владельцем
магазина «Планета», который закрылся не так давно.
·
Можете
ли вы задать ему экономически грамотные вопросы?
·
Можете
ли вы понять его ответы?
·
Чем
помог вам сегодняшний урок для беседы с предпринимателем?
·
Остались
ли у вас невыясненные аспекты?
Учитель
объявляет оценки и комментирует их.
|
Учащиеся дают ответы на
поставленные вопросы.
|
X. Домашнее
задание
|
Учитель записывает на доске
домашнее задание: § 4, задания стр. 53
Составить план по теме «Налоги в
РФ»
|
Учащиеся вносят записи в
дневники.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.