Кубанские композиторы
Цели:
- Знакомство с творчеством
кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков –
кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко
- Развитие интереса к их
произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать
красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.
- Воспитание любви к родному краю;
к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие
таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
Оборудование. Мультимедийный проектор.
Ты красив и весел,
Щедр ты по-кубански,
Край хлебов и песен —
Край наш
Краснодарский.
Не раз кубанская
земля
Достойных ей сынов
рожала,
Их позабыть никак
нельзя —
Их колыбель Кубань
качала.
Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные
воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные
золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады –
разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.
Они осилят зло и
горе,
Добудут свет в
кромешной мгле...
Мои герои — главный
корень,
Основа жизни на
земле.
Сообщение темы
урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства
– о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.
Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая
родилась в древней Греции.
На священной горе
Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины.
Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине
горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их
необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают
обычаи, законы жизни и славят богов.
Музы обладают одной
изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и
возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится
разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и
художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим
уважением народа.
Теми, кого полюбили
музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня
будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное
признание и любовь.
С некоторыми из
них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих
людей по группам.
Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим
Неподоба.
Назовите кубанских
композиторов: ЕФ.
Пономаренко, В.Г. Захарченко.
Назовите кубанских
художников:
Их произведения:
стихи, песни, картины используются на нашем уроке.
Содержание
урока.
Посмотрите вокруг —
зачарует краса:
Нету края прекраснее
нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью
окрашена...
Здесь и в песнях
казачий размах и полет,
И в свершеньях
масштабы российские.
На Кубани живет
богатырский народ,
И дела у чего
богатырские.
В. Подкопаев
Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти
строки.
- Какой человек мог
это сказать?
Жители Кубани любят
петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?
Русские и украинские
песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты
и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат
в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего
войска сами становились учителями пения.
И действительно,
песня может многому научить. В песнях — душа народа, в ней сочетается сила
музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а
значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.
Стоит вслушаться в
мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение
реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть
может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит
понимать людей вокруг и самих себя.
Кубань, Кубань — души
моей отрада,
Сияньем зорь налитые
поля.
Мне в целом мире
ничего не надо,
Твоя бы песня в
вышине плыла.
- А какие песни поют
ваши родители?
- Какие песни вы
любите?
Вот некоторые
пословицы и поговорки, в
которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)
- Беседа коротает
дорогу – песня работу.
- Из песни слова не
выкинешь.
- Спела бы рыбка
песенку, кабы голос был.
- Песня казаку -
подруга в походе.
- Коль казаки
спивають, ворогы — плачуть.
- На Кубани и камень
казакам подпевает.
Пословица - не зря
молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых
жизненных ситуациях.
- А задумывались ли
вы над тем, как рождается песня?
- А как рождается
мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?
- Кто пишет музыку
песен? (композитор)
Давайте познакомимся
с некоторыми из них.
(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича
Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи,
дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе
Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром — писать музыку, от которой «сердце
просит широты» - так писали о нем современники.
Григорий Фёдорович
Пономаренко (1921— 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко
музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на
судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был
самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел
настраивать и восстанавливать старые баяны.
В школьные годы Гриша
жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских
конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к
талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто
ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое
произведение.
В 1938 году поступил
на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у
старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию
Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до
глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами,
напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах,
познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все
сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные
стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о
нашем крае:
«Эх, кони, кони»,
«Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о
Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки
замечательных произведений.
Г.Ф. Пономаренко был
удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был
поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа
и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.
- О чем, как вы
думаете?
(Прослушивание
песни)
- Поделитесь своими
впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?
- Какой характер
музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)
Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним
замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.
Лицо этого человека
излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.
- Может быть, кому-то
знаком этот человек?
- Это известный
композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович
Захарченко.
Виктор Захарченко
родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей
семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая
замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал
музыкантом.
Музыкальный дар от
Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство.
А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром
строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь
маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился
играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на
всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной
грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в
музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем
юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай
встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем
Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без
стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и
догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях
и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в
консерваторию. Потом
10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В
настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим
хором.
Рассматривание
фотографии хора.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.