6 класс
Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве композиторов
Цель: продолжить
знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
·
знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного
искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве
композиторов;
·
формировать умение давать характеристику музыкальным темам,
проводить аналогии с пройденными произведениями;
·
развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа
музыкального произведения.
Оборудование: магнитофон,
CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст
народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 : организационный
момент
Приветствие учащихся,
сообщение темы урока (написана на доске).
- Как вы
понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р (англ. folklore —
«народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное;
художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни,
инструментальные наигрыши и
пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2: повторение
пройденного материала
ФОЛЬКЛОР
делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К
обрядовому фольклору относятся:
·
календарный фольклор (колядки, масленичные
песни, веснянки),
·
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные
песни, причитания),
·
окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и
благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в
русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и
праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то
рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец
сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных,
приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным
сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как
действие, фактически создающее событие.
Обряды,
знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и
воплощали древние верования.
Сегодня мы
будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе
одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный
жанр)
3: изучение
нового материала
Из ИСТОРИИ
свадебных обрядов на Руси
Сообщение
учащихся, получивших опережающее задание.
С момента
возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным
обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в
брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно
невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые
люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или
женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались
найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и
говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как
старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки:
«Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться
такое положение вещей в русской песне.
Слушание:
русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.
Бичевской.
Беседа
по итогам прослушивания
- Какое
настроение создаёт эта песня?
- Эта песня
построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
- Как вы
думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более
полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения
художников.
Рассмотрим
некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
- Что вы видите
на этих картинах?
- Какие эмоции
переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
- Эти
переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст
песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
Пение: народная
песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?
Русская
народная песня
- Матушка,
матушка, что во поле пыльно?
Сударыня
матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко
милое, кони разыгралися.
- Матушка,
матушка, на двор гости едут,
Сударыня
матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко
милое, я тебя не выдам!
- Матушка,
матушка, на крылечко идут,
Сударыня
матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко
милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка,
матушка, в нову горницу идут,
Сударыня
матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко
милое, я тебя не выдам!
- Матушка,
матушка, за столы садятся,
Сударыня
матушка, за столы садятся!
- Дитятко
милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка,
матушка, образа снимают,
Сударыня
матушка... Меня благословляют...
- Дитятко
милое, господь с тобою!
Сцены
свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры
из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом
и образом величальной заздравной песни.
Слушание: хор
«Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
Слушание: хор
«Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М.
Глинки.
Сравнительный
анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.