Урок
«Влияние музыки на человека. Развитие
музыкальной культуры Зауралья».
Конспект
урока по музыке для 7 класса.
Составила Гутая
Ирина Борисовна
Цель: знакомство
с событиями, повлиявших на культурное развитие родного города.
Задачи:
провести диалог с учениками на тему урока, пробудить интерес к истории родного
края, доказать влияние классического музыкального искусства на жизнь людей.
Тип урока:
Урок введения (открытия) нового знания
Техническое
обеспечение – экран, компьютер
Музыкальный
материал: произведения Глинки, Шостаковича, разучивание песни Тумановой.
Предварительная
подготовка: несколько учеников находят небольшие исторические справки.
Мотивирование
на учебную деятельность.
Преподаватель:
Какие обстоятельства, по вашему мнению, способны изменить жизнь человека?
Ученики: Переезд,
окончание школы.
- А если
речь идёт о музыке, музыкальном искусстве?
-
Наверное, музыку можно только слушать, а изменить жизнь искусство может вряд
ли.
- Постараюсь
убедить вас, что это великое искусство, а речь идёт о классической музыке,
способно повлиять и на судьбу на состояние целого города и отдельного человека.
Какой город нам интересней, людей какого города мы можем понять?
- Нашего
родного города, Кургана.
Актуализация
знаний.
- Вспомним,
где можно услышать классическую музыку.
- В
филармонии, в музыкальной школе.
- Можете
ответить на вопрос – когда появилась Курганская Областная филармония? Сколько
музыкальных школ в нашем городе? Какие ещё есть музыкальные учебные заведения?
- Для
этого надо какие-то специальные книги, Интернет.
Выявление
места и причины затруднения
- Но ведь
до открытия филармонии музыка уже где-то звучала, и вновь вопрос – с какого
времени вообще начала звучать музыка в Кургане? А для этого надо вспомнить,
сколько лет нашему городу.
- Курганской
области в этом году 76 лет, а Кургану –в 2019 году исполнится 340 лет. Видимо,
музыка звучала всегда, но классическая появилась гораздо позже, чем 300 лет
назад. Надо обратиться к историческим книгам.
Построение
проекта решения проблемы.
- Как бы
вы назвали тему урока?
- Влияние
музыки на человека. Или - классическая музыка в Кургане.
- Немного
подкорректировав, запишем тему:
«Влияние музыки на человека.
Знакомство с музыкальной культурой Зауралья».
Реализация
проекта.
- 4
ученика получили задание – найти информацию об истории нашего города и
некоторых личностях.
Итак,
первая историческая справка.
Сообщение ученика: с 1660-х годов Курган постоянно значится в исторических документах.
Сначала это была слобода, затем присвоен статус города. Дата основания - 1679
год. Население
состояло из крестьян, казаков, небогатых бояр, торговцев и служилых людей.
Преподаватель:
Какая
музыка могла звучать в то время на нашей земле? Видимо, Народные песни и
наигрыши, звучали они на играх, вечерках, посиделках.
С ХIX в. В регионе начинает распространяться церковное хоровое пение.
Для культуры и
развития Зауралья переломный момент был в первой половине 19 века, когда большая группа политических ссыльных
появилась в Кургане.
Сообщение ученика:
13 участников восстания на Сенатской площади 1825 года –
декабристы – отбывали ссылку в Кургане на протяжении 27 лет – с 1830 по 1857
годы.
14
марта 1833 года Михаил
Михайлович Нарышкин - разжалованный
полковник Тарутинского пехотного полка – с женой графиней Елизаветой Петровной, последовавшей за
мужем в Сибирь, прибыл на поселение в город Курган.
Вот, какую запись сделал Нарышкин в 1836 году: «Мало садов, мало
тени и зелени… Одним словом, вид города непривлекателен». Можно предположить,
что в то время в городе не было ни музыкальных вечеров, ни исполнения
классической музыки.
Нарышкины купили дом на берегу реки Тобол,
который стал центром культурной жизни города.
Преподаватель:
- Только представьте, местные жители смогли
познакомиться с людьми высшего общества. Услышали интонации их речи, изысканные
манеры, и в то же время простые, душевные обращения друг к другу и к гостям.
Можно сказать, что это было культурное потрясение для курганцев – перед ними
были люди из
высшего, дворянского сословия, люди высокообразованные, владевшие многими
иностранными языками, интересовавшиеся историей, политикой, философией,
литературой, медициной, юриспруденцией.
По пятницам в доме Нарышкиных собирались
декабристы, ссыльные поляки, местная интеллигенция, проходили дискуссии по
вопросам истории, философии, читались стихи. И, наконец, главное. В перерывах
между спорами, разговорами, воспоминаниями, звучала музыка.
Думается, местное общество получило образец
поведения и образа жизни.
Скорее всего, люди стали выписывать музыкальные
инструменты, искать учителей музыки, заказывать ноты.
Можем ли мы сделать вывод, что в этом случае музыка повлияла
на жизнь целого города?
-Ученики: Да, но вместе с другими факторами – яркими
личностями, их деятельностью.
Преподаватель:
И всё же именно музыка выделяется из других дисциплин, с её
глубоким эмоциональным воздействием, с её умением без слов находить в сердце
любого человека отклик, с её интонациями, с её исключительной способностью
рассказывать человеку о нём самом. Благородство, красота, разумность – вот, что
почувствовали курганцы, благодаря классической музыке.
- Знаете ли вы, что сейчас находится в
отреставрированном доме Нарышкиных?
- В этом здании находится Дом-музей декабристов.
- Как и прежде, по пятницам, звучит классическая
музыка, проходят поэтические вечера.
А вот высказывание ещё одного декабриста, А. Ф. Бриггена,
относится к 1863 году:
«Курганское светское общество внешне выглядит прилично, не
пренебрегает культом моды, одевается по журналам, костюмы очень элегантны,
танцуют французские кадрили». В эти годы курганские любители «высокого
искусства» создали «Музыкальное общество». Вы заметили, как поменялась оценка города
и людей?
Послушаем музыку ровесника декабристов,
композитора, которого называют основателем русской классической школы, М. И.
Глинки. Ноктюрн «Разлука».
В
1970-х годах происходит ещё один судьбоносный для культуры Зауралья эпизод.
Сообщение
ученика:
Знаменитый
виолончелист Мстислав Ростропович знакомится с нашим великим врачом Гавриилом
Абрамовичем Илизаровым, чтоб договориться о лечении в нашей курганской клинике
композитора с мировым именем – Д. Д. Шостаковича. Лечение было успешным.
В общей сложности Шостакович провёл на
зауральской земле около года. Сам факт его пребывания в Кургане, масштаб его
личности, незабываемые музыкальные впечатления – всё это оказало огромное
влияние на уровень культуры Курганской области, на её музыкальное образование,
на деятельность музыкантов-профессионалов. Со
временем музыкальный колледж стал носить имя композитора. С 2001 года в
филармонии при поддержке Министерства
культуры Российской Федерации во главе с Мстиславом Ростроповичем, раз в два года проводится
«Фестиваль им.Д.Д.Шостаковича в Кургане».
Преподаватель: Великая
личность, символ музыки 20 века оказывает влияние на развитие целого региона.
Слушаем:
Шостакович Романс из кинофильма «Овод»
О
современной жизни Кургана –
Сообщение ученика: Сейчас в Кургане несколько
музыкальных школ, школ искусств, Музыкальный колледж, Колледж культуры.
Классическую музыку изучают ещё и во Дворце творчества юных. Концертные залы
филармонии и музыкального колледжа принимают посетителей – профессионалов и
любителей классики.
Преподаватель: В Кургане сформировалась
среда, которая с удовольствием воспринимает большое искусство. Рядом с высоким
классическим искусством негромко и ненавязчиво звучит самодеятельное творчество
наших земляков.
Сообщение ученика:
В 60 годы 20 века в Кургане жила Людмила
Туманова - поэт, автор и исполнитель
песен. Молодая, красивая, талантливая, полная жизненных
сил, она оказалась в 18 лет прикованной к постели. Людмила Анатольевна не
сдалась и нашла выход в творчестве. Взяла в руки гитару, стала сочинять свои
песни. В музыке молодая женщина нашла утешение и смысл. Прекрасное искусство
наполнило жизнь, увлекло, дало силы. Песни и стихи Людмилы Анатольевны находят
отклик в сердцах многих почитателей её таланта.
Преподаватель:
Эта
судьба напоминает жизнь великого Бетховена. Его девиз – Через борьбу к победе,
через тернии – к звёздам. И вновь мы говорим о влиянии музыки на человека и
человека на целое поколение. Сколько молодых людей взяли в руки гитару,
благодаря песням Тумановой. Предлагаю
и вам разучить одну из самых трогательных, проникновенных песен.
Л. Туманова Песня «Звездопад»
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Преподаватель:
- Мой
вопрос в самом начале урока звучал о способности искусства повлиять на жизнь
людей. Изменился ли ваш ответ?
-
Действительно, музыка, будучи в руках сильных личностей, способна повлиять на
мировоззрение людей, на изменение стиля жизни. А были настоящие композиторы в
Кургане?
- Были, и
это тема нашего следующего урока. Будем мы говорить и о подвижниках – людях,
сохраняющих память о музыкальных событиях. Будем говорить и о современной
музыкальной жизни Кургана.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.