Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по математике в 4 классе на тему: «Письменные приемы деления вида 285:3, 128:4 (деление на однозначное число)»

Конспект урока по математике в 4 классе на тему: «Письменные приемы деления вида 285:3, 128:4 (деление на однозначное число)»

Скачать материал

Конспект фрагмента урока по математике в 4 классе на тему: «Письменные приемы деления вида 285:3, 128:4

(деление на однозначное число)»

 

Цель урока: формировать умения выполнять письменное деление трёхзначных чисел на однозначные, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя, и начать работу по практическому овладению алгоритмом деления выполнения нового вычислительного приема.

Основное содержание темы, термины, понятия: неполное делимое, делитель, частное, разряд, разрядные единицы, разрядные слагаемые, алгоритм.

Личностные УУД: формировать личностные качества уважения к своим одноклассникам, уверенности в себе при высказывании своего собственного мнения в процессе организации фронтальной работы.

Познавательные УУД: развивать умение анализировать и синтезировать (в процессе изучения нового приема вычислений), умение сравнивать (в процессе сопоставления нового приема вычислений с уже изученным), обобщать (в процессе составления алгоритма нового приема вычисления), моделировать (новый прием вычисления).

Коммуникативные УУД: развивать навыки математической речи с использованием математической терминологии при объяснении алгоритма выполнения нового вычислительного приема.

Регулятивные УУД: развивать умение планировать действия (при составлении алгоритма вычислений), умение следовать плану (при выполнении вычислений по алгоритму), умение оценивать свою работу (при организации взаимопроверки и самопроверки на этапе актуализации знаний в процессе самостоятельной работы, а также при осуществлении пошаговой проверки в алгоритме письменного деления).

Ход урока:

 

Организационный момент

Учитель: Прозвенел уже звонок,

                Нам пора начать урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

 

Актуализация знаний

Учитель: Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Учитель: Выполните задание: представьте числа, которые я назову, в виде суммы разрядных слагаемых: 933 = 900 + 30 + 3;

                    108 = 100 + 8;

                    246 = 200 + 40 + 6.

Поделите 933 на 3, 246 на 2.

Учитель: Следующее задание: через запятую запишите числа, в которых:

         2 сотни 6 десятков 8 единиц = 268;

         5 сотен 2 десятка = 520;

         8 сотен и 4 единицы = 804;

         9 сотен 8 десятков 9 единиц = 989;

         3 сотни = 300.

Теперь возьмите карандаш и подчеркните, сколько всего десятков в каждом из чисел.

Учитель: Как определить общее количество десятков в числе? Для этого посмотрим, сколько десятков в числе 268.

Дети: 268 в этом числе 6 десятков.

Учитель: Сколько сотен в числе?

Дети: 2 сотни.

Учитель: Сколько десятков в 1 сотне?

Дети: 10 десятков.

Учитель: Сколько десятков в 2 сотнях?

Дети: 20 десятков.

Учитель: Значит сколько всего десятков в этом числе?

Дети: 26 десятков.

Учитель: И последнее задание: продолжите запись:

933 : 3 = (… + … + …) : 3 = … ;

246 : 2 = (… + … + …) : 2 = … .

Что мы должны сделать для этого?

- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых;

- Применить правило деления суммы на число. Для этого каждое слагаемое делим на число и результаты складываем.

Учитель: Теперь обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, и мы начинаем проверять задания. Если задание выполнено правильно, ставьте плюс, если нет – минус.

 

Введение нового материала

Учитель: Сегодня мы рассмотрим новые случаи деления и сравним с предыдущими.

Выполните деление столбиком с объяснением. 948: 4 — объясняет ученик 312: 4 — объяснение под руководством учителя.

948:4

Начинаем делить с сотен. Смотрим, сколько сотен в делимом. 9 сотен. 9 сотен делится на 4 с остатком. Значит первое неполное делимое – 9 сотен. Определяем, сколько всего цифр будет в частном. В частном будет 3 цифры, ставим 3 точки. 9 делим на 4, возьмем по 2. Узнаем, сколько сотен разделилось. 2 умножим на 4, получаем 8. В частном пишем 2 на месте сотен. Из 9 вычесть 8, получаем 1. Остаток 1 меньше делителя. Можно делить дальше.

Делим десятки. 1 сотня да 4 десятка в делимом получаем 14 десятков – это второе неполное делимое. 14 делим на 4, возьмем по 3. Узнаем, сколько десятков разделилось. 3 умножим на 4, получаем 12. В частном пишем 3 на месте десятков. Из 14 вычесть 12, получаем 2. Остаток 2 меньше делителя. Можно делить дальше.

Делим единицы. 2 десятка да 8 единиц в делимом получаем 28 единиц – это третье неполное делимое. 28 делим на 4, возьмем по 7. Пишем в частном 7 на месте единиц. Узнаем, сколько единиц разделилось. 7 умножим на 4, получим 28. Из 28 вычесть 28. Все число разделилось. Читаем ответ: 237.

 

Теперь приступим к делению следующего примера: 312:4

Начинаем делить с сотен. Смотрим, сколько сотен в делимом. 3 сотни. 3 сотни не делится на 4. Значит, переходим в следующий разряд – разряд десятков. 3 сотни да 1 десяток в делимом получаем 31 десяток – это первое неполное делимое. Определяем, сколько всего цифр будет в частном. В частном будет 2 цифры, ставим 2 точки. 31 делим на 4, возьмем по 7. Узнаем, сколько десятков разделилось. 4умножим на 7, получаем 28. В частном пишем 7 на месте десятков. Из 31 вычесть 28, получаем 3. Остаток 3 меньше делителя. Можно делить дальше.

Делим единицы. 3 десятка да 2 единицы в делимом получаем 32 единицы – это второе неполное делимое. 32 делим на 4, возьмем по 8. Пишем в частном 8 на месте единиц. Узнаем, сколько единиц разделилось. 4 умножим на 8, получим 32. Из 32 вычесть 32. Все число разделилось. Читаем ответ: 78.

 

Учитель: Чем отличаются вычисления в обоих случаях? (3 сот. нельзя разделить на 4)

Учитель: Предложите свое решение.

Выслушиваются разные способы решения. (Если сотни нельзя разделить, то делим десятки. 3 сот. и 1 дес. Это 31 дес.)

Учитель: Сколько цифр будет в частном? (Две)

Учитель: Почему? (Деление начинаем с десятков)

 

Первичное закрепление

Учитель: Откроем учебники. Чтение параграфа на стр. 14 – разбор по схеме – объясняют 2 ученика.

Учитель: Теперь приступим к выполнению задания №65 – вызов 2 учеников к доске с подробным объяснением.

Учитель: Посмотрите на доску. Не вычисляя, выберите из предложенных выражений, те, которые соответствуют новому вычислительному приему:

987:3 = ;

296:4 =;

756:6 =;

864:4 =;

355:5 =;

296:2 =;

171:3 =;

328:4=.

 

После того как учащиеся выбрали соответствующие выражения и объяснили свой выбор, учитель еще раз обобщает ответы учащихся.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Учебник Моро М.И. Математика : учебник для 4 кл. : В 2 ч./М.И. Моро. - 8-е изд.,. - М. : Дрофа, 2015.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике в 4 классе на тему: «Письменные приемы деления вида 285:3, 128:4 (деление на однозначное число)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование умения выполнять письменное деление трёхзначных чисел на однозначные, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя, и работа по практическому овладению алгоритмом деления выполнения нового вычислительного приема.Основное содержание темы, термины, понятия: неполное делимое, делитель, частное, разряд, разрядные единицы, разрядные слагаемые, алгоритм.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.06.2020 2001
    • DOCX 14.8 кбайт
    • 134 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пчёлкина Людмила Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пчёлкина Людмила Федоровна
    Пчёлкина Людмила Федоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80843
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов