Конспект фрагмента урока по математике в 4 классе на тему: «Письменные
приемы деления вида 285:3, 128:4
(деление на однозначное число)»
Цель урока: формировать умения выполнять письменное деление трёхзначных чисел на
однозначные, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя,
и начать работу по практическому овладению алгоритмом деления выполнения нового
вычислительного приема.
Основное содержание темы,
термины, понятия: неполное делимое, делитель,
частное, разряд, разрядные единицы, разрядные слагаемые, алгоритм.
Личностные УУД: формировать личностные качества уважения к своим одноклассникам,
уверенности в себе при высказывании своего собственного мнения в процессе
организации фронтальной работы.
Познавательные УУД: развивать умение анализировать и синтезировать (в процессе изучения
нового приема вычислений), умение сравнивать (в процессе сопоставления нового
приема вычислений с уже изученным), обобщать (в процессе составления алгоритма
нового приема вычисления), моделировать (новый прием вычисления).
Коммуникативные УУД: развивать навыки математической речи с использованием математической
терминологии при объяснении алгоритма выполнения нового вычислительного приема.
Регулятивные УУД: развивать умение планировать действия (при составлении алгоритма
вычислений), умение следовать плану (при выполнении вычислений по алгоритму),
умение оценивать свою работу (при организации взаимопроверки и самопроверки на
этапе актуализации знаний в процессе самостоятельной работы, а также при
осуществлении пошаговой проверки в алгоритме письменного деления).
Ход
урока:
Организационный
момент
Учитель: Прозвенел уже
звонок,
Нам пора
начать урок.
Здравствуйте, ребята,
садитесь.
Актуализация
знаний
Учитель:
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Учитель:
Выполните задание: представьте числа, которые я назову, в виде суммы разрядных
слагаемых: 933 = 900 + 30 + 3;
108 = 100 + 8;
246 = 200 + 40 + 6.
Поделите
933 на 3, 246 на 2.
Учитель:
Следующее задание: через запятую запишите числа, в которых:
•
2 сотни 6 десятков 8 единиц = 268;
•
5 сотен 2 десятка = 520;
•
8 сотен и 4 единицы = 804;
•
9 сотен 8 десятков 9 единиц = 989;
•
3 сотни = 300.
Теперь возьмите карандаш и подчеркните, сколько всего
десятков в каждом из чисел.
Учитель: Как определить общее количество десятков в числе?
Для этого посмотрим, сколько десятков в числе 268.
Дети: 268 в этом числе 6 десятков.
Учитель: Сколько сотен в числе?
Дети: 2 сотни.
Учитель: Сколько десятков в 1 сотне?
Дети: 10 десятков.
Учитель: Сколько десятков в 2 сотнях?
Дети: 20 десятков.
Учитель: Значит сколько всего десятков в этом числе?
Дети: 26 десятков.
Учитель: И последнее задание: продолжите запись:
933 : 3 = (… + … + …) : 3 = … ;
246 : 2 = (… + … + …) : 2 = … .
Что мы должны сделать для этого?
- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых;
- Применить правило деления суммы на число. Для этого
каждое слагаемое делим на число и результаты складываем.
Учитель: Теперь обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки
карандаши, и мы начинаем проверять задания. Если задание выполнено правильно,
ставьте плюс, если нет – минус.
Введение
нового материала
Учитель:
Сегодня мы рассмотрим новые случаи деления и сравним с предыдущими.
Выполните
деление столбиком с объяснением. 948: 4 — объясняет ученик 312: 4 — объяснение
под руководством учителя.
948:4
Начинаем
делить с сотен. Смотрим, сколько сотен в делимом. 9 сотен. 9 сотен делится на 4
с остатком. Значит первое неполное делимое – 9 сотен. Определяем, сколько всего
цифр будет в частном. В частном будет 3 цифры, ставим 3 точки. 9 делим на 4,
возьмем по 2. Узнаем, сколько сотен разделилось. 2 умножим на 4, получаем 8. В
частном пишем 2 на месте сотен. Из 9 вычесть 8, получаем 1. Остаток 1 меньше
делителя. Можно делить дальше.
Делим
десятки. 1 сотня да 4 десятка в делимом получаем 14 десятков – это второе
неполное делимое. 14 делим на 4, возьмем по 3. Узнаем, сколько десятков
разделилось. 3 умножим на 4, получаем 12. В частном пишем 3 на месте десятков.
Из 14 вычесть 12, получаем 2. Остаток 2 меньше делителя. Можно делить дальше.
Делим
единицы. 2 десятка да 8 единиц в делимом получаем 28 единиц – это третье
неполное делимое. 28 делим на 4, возьмем по 7. Пишем в частном 7 на месте
единиц. Узнаем, сколько единиц разделилось. 7 умножим на 4, получим 28. Из 28
вычесть 28. Все число разделилось. Читаем ответ: 237.
Теперь
приступим к делению следующего примера: 312:4
Начинаем
делить с сотен. Смотрим, сколько сотен в делимом. 3 сотни. 3 сотни не делится
на 4. Значит, переходим в следующий разряд – разряд десятков. 3 сотни да 1
десяток в делимом получаем 31 десяток – это первое неполное делимое.
Определяем, сколько всего цифр будет в частном. В частном будет 2 цифры, ставим
2 точки. 31 делим на 4, возьмем по 7. Узнаем, сколько десятков разделилось.
4умножим на 7, получаем 28. В частном пишем 7 на месте десятков. Из 31 вычесть
28, получаем 3. Остаток 3 меньше делителя. Можно делить дальше.
Делим
единицы. 3 десятка да 2 единицы в делимом получаем 32 единицы – это второе
неполное делимое. 32 делим на 4, возьмем по 8. Пишем в частном 8 на месте
единиц. Узнаем, сколько единиц разделилось. 4 умножим
на 8, получим 32. Из 32 вычесть 32. Все число разделилось. Читаем ответ: 78.
Учитель: Чем
отличаются вычисления в обоих случаях? (3 сот. нельзя разделить на 4)
Учитель: Предложите
свое решение.
Выслушиваются
разные способы решения. (Если сотни нельзя разделить, то делим десятки. 3
сот. и 1 дес. Это 31 дес.)
Учитель: Сколько
цифр будет в частном? (Две)
Учитель: Почему?
(Деление начинаем с десятков)
Первичное
закрепление
Учитель: Откроем
учебники. Чтение параграфа на стр. 14 – разбор по схеме – объясняют 2 ученика.
Учитель:
Теперь приступим к выполнению задания №65 – вызов 2 учеников к доске с
подробным объяснением.
Учитель:
Посмотрите на доску. Не вычисляя, выберите из предложенных выражений, те,
которые соответствуют новому вычислительному приему:
987:3 = ;
296:4
=;
756:6 =;
864:4 =;
355:5
=;
296:2 =;
171:3
=;
328:4=.
После
того как учащиеся выбрали соответствующие выражения и объяснили свой выбор,
учитель еще раз обобщает ответы учащихся.
Список
используемой литературы
1. Учебник Моро
М.И. Математика : учебник для 4 кл. : В 2 ч./М.И. Моро. - 8-е изд.,. - М. :
Дрофа, 2015.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.