Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Программа действий. Алгоритм».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего»
при
коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе
применения эталона.
2) Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной
деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Сформировать умение фиксировать последовательность
действий на втором этапе учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на
основе применения эталона.
Предметные:
1)
Сформировать представление об алгоритме, программе, блок – схеме, умение читать
простейшие блок – схемы заданных алгоритмов.
2)
Тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать текстовые
задачи.
Оборудование: презентация, эталоны.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске карточка
со стихотворением:
|
|
Тот,
кто хочет много знать,
Должен
сам все постигать!
|
|
-
Ребята, прочитайте девиз урока. Как вы думаете,
какое главное слово в этих строках? (Сам.)
-
А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он
должен сам этого захотеть.)
-
Я уверена, что вы хотите учиться. Что же значит
«учиться»? (Это, значит, понять, что мы еще не знаем, и самим найти способ
открыть новые знания.)
-
Я желаю вам успешно выполнить эти шаги на уроке.
-
С чего должны начать работу на уроке? (С повторения
необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном
действии.
-
Откройте рабочие тетради на стр. 63, выполните № 1.
Что вы должны сделать? (Заполнить пропуски.) Что поможет выполнить это задание?
(Эталоны.)
Учитель
открывает на доске эталоны. В случае необходимости можно проговорить, что
называют операцией, объектом и результатом операции, обратной операцией.
Учащиеся
выполняют задание самостоятельно в РТ.
-
Итак, проверяем ваши ответы. Какие числа вы
получили? (7, 16, 21, 18, 25.)
Учитель
записывает ответы на доске. В случае
выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.
-
Какие операции вы выполняли?
-
Что было объектом операции? (Число 14.)
-
Что явилось результатом? (Число 25.)
-
Как проверить правильность выполнения задания?
(Можно выполнить обратные операции.)
-
Какие обратные операции надо выполнить?
-
Что вы повторили? (Потренировались в устном счете,
потренировались в нахождении объекта и результата операций, в выполнении
операций и обратных операций.)
-
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится
для открытия нового знания.)
-
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором
будет что-то новое.)
-
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что
мы еще не знаем.)
-
Выполните задание № 2 (РТ), стр. 63.
Учащиеся выполняют задание
самостоятельно.
-
Кто не выполнил это задание?
-
Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли
определить порядок действий.)
-
Кто смог выполнить задание?
-
Какой порядок действий у вас получился?
Несколько
учащихся озвучивают свой порядок.
-
Кто может обосновать свое мнение.
-
Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем
обосновать свое мнение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
-
Какое задание выполняли? (Мы должны были определить
порядок действий.)
-
Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, как
определить порядок действий.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать,
как определять порядок действий.)
-
Чему же посвящен сегодняшний урок? (Порядку действий.)
5. Реализация построенного проекта.
-
Какие действия (операции) надо выполнить Толе?
-
Поставить их по порядку можно с помощью программы
действий Толи.
-
Откройте учебники на странице 75. Прочитайте
статью. Проверьте свой вариант по учебнику, используя программу действий. Как
показан порядок операций в программе? (Стрелками.)
-
Как можно записать операции? (Сверху вниз или снизу
вверх.)
-
Что такое алгоритм? (Это порядок действий в
программе.)
-
Что такое программа? (Это запись алгоритма.)
-
Можно ли в программе Толи переставить местами
зарядку и заправку постели? А одевание и путь в школу?
-
Итак, в программе некоторые операции можно
переставлять, т.е. менять местами.
-
Какие ещё операции в нашей программе можно
переставлять? («заправить постель» и «причесаться»)
-
А какие переставлять нельзя? («проснуться» и
«позавтракать»)
-
Каким образом может быть записана программа
действий? (картинками, словами, буквами.)
-
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-
Что теперь вы можете? (Составлять программы
действий.)
-
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши
знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа.
-
К нам в гости пришел Робот. Кто такой Робот? (Это
машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему
говорят/)
-
Давайте зададим ему задание, а он его выполнит.
-
Но команды нужно давать правильные и в правильном
порядке, иначе робот запутается и сломается.
-
Попросим Робота сделать бутерброд.
В разном порядке даны картинки, на которых нарисованы: нож,
булка, масло, отрезанный кусок хлеба, кусок мажут маслом. Ученики расставляют
действия в правильном порядке и записывают алгоритм приготовления бутерброда.
Работа в парах.
№ 3, стр. 76 учебник.
-
Выполните в № 3 на странице 76 в парах.
Учащиеся выполняют данное задание в
парах с комментированием. Проверки организуется по образцу.
-
Кто ошибся?
-
В чем ошибка?
-
Исправьте свою ошибку.
-
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли
мы выполнить данные задания самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по образцу.
Задание:
составь программу сборки пирамидки.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно на листочках.
Проверка организуется по образцу.
-
Кто из вас ошибся?
-
В чем ошибка? (Неправильно определил
последовательность действий, …)
-
Исправьте ошибку.
-
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
-
Кто не ошибся?
-
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Физкультминутка
-
Даже в зарядке при выполнении физических упражнений
существует алгоритм. Давайте проследим это в физкультминутке «На зарядку
становись».
Под веселые
напевы
Повернемся
вправо, влево.
Руки вверх! Руки
вниз! Вверх!
И снова
наклонись!
Вправо, влево
головою!
Руки вверх!
Перед собою!
Топни правою
ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою
ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись
направо к другу.
Правую дай руку
другу.
(Дети выполняют
движения за учителем по содержанию текста.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
-
Где вы встречаетесь с программой действий? (При
решении задач, уравнений, примеров.)
-
Найдите № 4 на странице 63 РТ.
-
Назовите последовательность операций в алгоритме
решения задачи?
Учитель по
шагам вывешивает на доску алгоритм решения задачи Д-7.
-
Решите эту задачу.
Один из учащихся
решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся выполняют задание
в рабочих тетрадях:
В
задаче известно, что в детский сад привезли 17 кукол, 9 мячей, 8 машинок. В
первую группу отнесли 25 игрушек. Требуется узнать, сколько игрушек отнесли во
вторую группу. Заполняю схему.17 кукол, 9 мячей, 8 машинок – это целое, 25
игрушек – известная часть.
Чтобы
ответить на вопрос задачи, нужно из всего количества игрушек вычесть
количество игрушек, которое отнесли в первую группу. Это сделать не могу, так
как неизвестно, сколько всего игрушек привезли в детский сад. Поэтому сначала
я узнаю общее количество игрушек, а затем отвечу на вопрос задачи.
1) 17 + 9+8 = 34 (игр.) – всего.
2) 34 – 25 =9 (игр.)
Ответ: 9 игрушек отнесли во вторую группу.
-
Найдите №1 на странице 64 РТ. Прочитайте задание.
-
Установите программу действий при решении
уравнений.
произвести вычисления
применить
правило
сделать
проверку
найти часть
и целое
определить, что неизвестно
-
Пользуясь программой действий, решите уравнение: Х
+29 = 708
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?
(Найти способы записи порядка действий.)
-
Вам удалось достичь цели? (Да.)
-
Кому удалось «открыть» новое самому?
-
Кому не удалось? Почему?
-
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на
уроке. Положите перед собой карточку с планкой. Покажите, какую высоту вы взяли
на уроке. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет
вопросов, то поставьте себя на верхний уровень. Если вы выполнили
самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на средний
уровень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы,
поставьте себя на нижний уровень.
Учащиеся
показывают знаком уровень, на котором они находятся (Р-5). Учитель анализирует
результаты оценивания.
-
Какие вопросы остались на конец урока?
-
Как и где их можно развеять?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.