Инфоурок Математика КонспектыКонспект урока по математике на тему "Метода введения вспомогательного аргумента. Вывод формул." (10 класс)

Конспект урока по математике на тему "Метода введения вспомогательного аргумента. Вывод формул." (10 класс)

Скачать материал

              Конспект  урока для 10-11 классов

 

Тема 1: Метод введения вспомогательного аргумента. Вывод формул.

            Цели:

- формирование знаний нового метода решения заданий  по тригонометрии, в которых возможно или необходимо его применение;

- формирование умений анализировать условие задачи, сравнивать и находить различия;

-  развитие мышления, логичности и обоснованности высказываний, умения делать выводы и обобщать;

- развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса, овладение учащимися выразительными свойствами языка;

- формирование отношения к предмету, увлеченности знаниями, создание условий для творческого нестандартного подхода к овладению знаниями.

          Необходимые знания, умения и навыки:

-  уметь выводить тригонометрические формулы и использовать их в дальнейшей работе;

- уметь решать или иметь представление о способах решения тригонометрических заданий;

- знать основные тригонометрические формулы.

         Уровень подготовленности учащихся для осознанного восприятия :

материал рекомендуется учащимся 10-х классов, знакомым с необходимым теоретическим материалом и владеющим необходимыми практическими навыками, уровень восприятия выше среднего или высокий.

         Оборудование: АРМ,  презентация с условиями заданий, решениями и необходимыми формулами, карточки с заданиями и ответами.

        Структура урока:

 1.  Постановка цели урока (2


м


ин).

1.      Подготовка к изучению нового материала(12 мин).

2.      Ознакомление с новым материалом (15 мин).

3.      Первичное осмысление  и применение изученного (10 мин).

4.      Постановка домашнего задания (3 мин).

5.      Подведение итогов урока (3 мин).

        Ход урока.

1. Постановка цели урока.

       Проверить готовность учащихся и оборудования к уроку. Желательно заблаговременно подготовить домашнее задание на доске для обсуждения решения. Отметить, что цель урока расширить знания о методах решения некоторых заданий по тригонометрии и  попробовать свои силы в их освоении.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Обсудить домашнее задание: вспомнить  основные тригонометрические формулы, значения тригонометрических функций для простейших аргументов. Повторить формулировку  домашней задачи.

 

Формулы:

;

;

;

;

Задача:  Представьте выражение  в виде произведения.

 

Учащиеся, скорее всего, предложат следующее решение:

 , т.к. им известны формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.

 

Предложим другое решение поставленной задачи: . Здесь при решении использована формула косинуса разности двух аргументов, где  является вспомогательным. Заметим, что в каждом из этих способов можно было использовать и другие аналогичные формулы.

           

3. Ознакомление с новым материалом.

      Возникает вопрос, откуда же взялся вспомогательный аргумент? 

Чтобы получить на него ответ рассмотрим общее решение задачи, преобразуем в произведение выражение  , где  и произвольные, отличные от нуля числа.

 

введем  дополнительный угол (вспомогательный аргумент) , где , тогда наше выражение примет вид:

.

Таким образом, мы получили формулу:  .

Если угол ввести по формулам , то выражение примет вид  и мы получим другой вид формулы:  .

Мы вывели формулы дополнительного угла, которые называют формулами вспомогательного аргумента:

                                                                                 .

Формулы могут иметь и другой вид (необходимо обратить на это особое внимание и показать на примерах).                                        

Отметить, что в простейших случаях метод введения вспомогательного аргумента сводится к замене чисел ; ; ; ; 1;  тригонометрическими функциями соответствующих углов.

 

4. Первичное осмысление  и применение изученного.

     Для закрепления материала предлагается рассмотреть еще несколько примеров задач:

Представьте в виде произведения выражения:

1.

2.

3. ;

4. ;

5. .

            Задания 3 и 4  целесообразно разобрать в классе (разбор заданий присутствует в материалах для занятий). Задания 1, 2 и 5 можно взять для самостоятельного решения (даны ответы).

            Для анализа особенностей условия типичных заданий, в которых может быть использован рассматриваемый метод решения, можно использовать различные способы. Заметим, что задание 1. можно выполнить различными способами, а для выполнения заданий 2 – 5 удобнее применить метод введения вспомогательного угла

     В ходе фронтальной беседы следует обсудить, в чем сходство этих заданий с рассмотренным примером в начале урока, в чем различия, можно ли применить для их решения предложенный способ и почему его применение более удобно.

   Сходство: во всех предложенных примерах возможно применить метод введения вспомогательного аргумента и это более удобный метод, приводящий сразу к результату.

Различие: в первом примере возможно применение другого подхода, а во всех остальных возможен метод применения вспомогательного аргумента с использованием не одной, а нескольких формул.       

После обсуждения заданий можно предложить ребятам решить оставшиеся самостоятельно дома.

 

5. Постановка домашнего задания.

       Дома предлагается внимательно изучить конспект урока и попробовать решить следующие упражнения. 

Представьте в виде произведения выражения (используйте различные способы, где это возможно и различные формулы, если используется метод введения вспомогательного аргумента):

1.

2.

5. .

     При необходимости следует  указать ответы к заданиям (см. презентацию или карточку), а при проверке домашнего задания на следующем уроке можно воспользоваться готовым решением, предложенным  учащимися и записанными на доске (или презентацией).

 

6. Подведение итогов урока.

 При подведении итогов урока  необходимо еще раз обозначить цель занятия: ознакомление с новым методом решения тригонометрических задач. Обозначить мысль  о рациональности рассмотренного метода, позволяющего избежать громоздких преобразований.  И, конечно, оценить работу ребят при подготовке и ответе домашнего задания, а так же работе на уроке  во время фронтальной беседы.

 

     

 

 

 

 

Карточка:

 

Задание для разбора:

Представьте выражение  в виде произведения.

 

Задания для закрепления материала:

Представьте в виде произведения выражения:

1.

2.

3. ;

4. ;

5. .

 

Ответы:

1. ;    2. ;   5.  , где 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике на тему "Метода введения вспомогательного аргумента. Вывод формул." (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по теме "Метод введения вспомогательного аргумента. Вывод формул" предназначен для учителей математики, работающих в старших классах при изучении темы "Решение тригонометрических уравнений" с целью изучения одного из дополнительных методов как на уроке математики, так и на факультативных занятиях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 641 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.09.2020 776
    • DOCX 79.1 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Садикова Гульшат Галимзяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Садикова Гульшат Галимзяновна
    Садикова Гульшат Галимзяновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74193
    • Всего материалов: 211

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1255 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 802 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе