Конспект урока для 10-11 классов
Тема 1: Метод введения вспомогательного аргумента.
Вывод формул.
Цели:
- формирование
знаний нового метода решения заданий по тригонометрии, в которых возможно или
необходимо его применение;
- формирование
умений анализировать условие задачи, сравнивать и находить различия;
- развитие
мышления, логичности и обоснованности высказываний, умения делать выводы и
обобщать;
- развитие речи,
обогащение и усложнение словарного запаса, овладение учащимися выразительными
свойствами языка;
- формирование
отношения к предмету, увлеченности знаниями, создание условий для творческого
нестандартного подхода к овладению знаниями.
Необходимые знания, умения и навыки:
- уметь выводить
тригонометрические формулы и использовать их в дальнейшей работе;
- уметь решать или
иметь представление о способах решения тригонометрических заданий;
- знать основные
тригонометрические формулы.
Уровень
подготовленности учащихся для осознанного восприятия :
материал
рекомендуется учащимся 10-х классов, знакомым с необходимым теоретическим
материалом и владеющим необходимыми практическими навыками, уровень восприятия
выше среднего или высокий.
Оборудование:
АРМ, презентация с условиями заданий, решениями и необходимыми формулами,
карточки с заданиями и ответами.
Структура урока:
1. Постановка
цели урока (2
ин).
1.
Подготовка к изучению нового материала(12 мин).
2.
Ознакомление с новым материалом (15 мин).
3.
Первичное осмысление и применение изученного
(10 мин).
4.
Постановка домашнего задания (3 мин).
5.
Подведение итогов урока (3 мин).
Ход
урока.
1. Постановка цели урока.
Проверить
готовность учащихся и оборудования к уроку. Желательно заблаговременно
подготовить домашнее задание на доске для обсуждения решения. Отметить, что
цель урока расширить знания о методах решения некоторых заданий по
тригонометрии и попробовать свои силы в их освоении.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Обсудить домашнее
задание: вспомнить основные тригонометрические формулы, значения
тригонометрических функций для простейших аргументов. Повторить формулировку
домашней задачи.
Формулы:
; ;
; ;
; ;
; ;
Задача: Представьте выражение в виде произведения.
Учащиеся, скорее
всего, предложат следующее решение:
, т.к. им известны формулы преобразования
суммы тригонометрических функций в произведение.
Предложим другое решение поставленной задачи: . Здесь при решении использована формула
косинуса разности двух аргументов, где является
вспомогательным. Заметим, что в каждом из этих способов можно было использовать
и другие аналогичные формулы.
3. Ознакомление с новым материалом.
Возникает
вопрос, откуда же взялся вспомогательный аргумент?
Чтобы получить на
него ответ рассмотрим общее решение задачи, преобразуем в произведение
выражение , где и произвольные, отличные от нуля числа.
введем
дополнительный угол (вспомогательный аргумент) , где , ,
тогда наше выражение примет вид:
.
Таким образом, мы
получили формулу: .
Если угол ввести по формулам , , то
выражение примет вид и мы получим другой вид
формулы: .
Мы вывели формулы дополнительного угла, которые называют формулами
вспомогательного аргумента:
.
Формулы могут иметь
и другой вид (необходимо обратить на это особое внимание и показать на
примерах).
Отметить, что в
простейших случаях метод введения вспомогательного аргумента сводится к замене
чисел ; ; ; ; 1; тригонометрическими функциями
соответствующих углов.
4. Первичное осмысление и применение изученного.
Для
закрепления материала предлагается рассмотреть еще несколько примеров задач:
Представьте в виде
произведения выражения:
1.
2.
3. ;
4. ;
5. .
Задания
3 и 4 целесообразно разобрать в классе (разбор заданий присутствует в
материалах для занятий). Задания 1, 2 и 5 можно взять для самостоятельного
решения (даны ответы).
Для
анализа особенностей условия типичных заданий, в которых может быть использован
рассматриваемый метод решения, можно использовать различные способы. Заметим,
что задание 1. можно выполнить различными способами, а для выполнения заданий 2
– 5 удобнее применить метод введения вспомогательного угла
В ходе
фронтальной беседы следует обсудить, в чем сходство этих заданий с
рассмотренным примером в начале урока, в чем различия, можно ли применить для
их решения предложенный способ и почему его применение более удобно.
Сходство: во
всех предложенных примерах возможно применить метод введения вспомогательного
аргумента и это более удобный метод, приводящий сразу к результату.
Различие: в первом
примере возможно применение другого подхода, а во всех остальных возможен метод
применения вспомогательного аргумента с использованием не одной, а нескольких
формул.
После обсуждения
заданий можно предложить ребятам решить оставшиеся самостоятельно дома.
5. Постановка домашнего задания.
Дома предлагается внимательно изучить конспект урока и попробовать
решить следующие упражнения.
Представьте в виде
произведения выражения (используйте различные способы, где это возможно и
различные формулы, если используется метод введения вспомогательного
аргумента):
1.
2.
5. .
При
необходимости следует указать ответы к заданиям (см. презентацию или
карточку), а при проверке домашнего задания на следующем уроке можно
воспользоваться готовым решением, предложенным учащимися и записанными на
доске (или презентацией).
6. Подведение итогов урока.
При подведении
итогов урока необходимо еще раз обозначить цель занятия: ознакомление с новым
методом решения тригонометрических задач. Обозначить мысль о рациональности
рассмотренного метода, позволяющего избежать громоздких преобразований. И,
конечно, оценить работу ребят при подготовке и ответе домашнего задания, а так
же работе на уроке во время фронтальной беседы.
Карточка:
Задание для
разбора:
Представьте
выражение в виде произведения.
Задания для
закрепления материала:
Представьте в виде
произведения выражения:
1.
2.
3. ;
4. ;
5. .
Ответы:
1. ; 2. ; 5.
, где
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.