Организационный
момент (2 мин)
Цель:
подготовить учеников к работе; создать положительную эмоциональную атмосферу.
|
Здравствуйте,
ребята. Меня зовут Виктория Евгеньевна, сегодня урок литературного чтения
проведу у вас я.
Ребята,
вы все сегодня видели, что погода у нас хорошая. Я хочу, чтобы и настроение
на уроке у нас было хорошее. Надеюсь, что урок пройдет интересно и
увлекательно.
Ребята,
прочитайте пословицу на доске:
«Умную
речь хорошо и слушать».
Как вы
ее понимаете?
Верно.
Давайте сегодня с вами будем выражать свои мысли полными предложениями,
продуманными, чтобы нам было приятно слушать и слышать друг друга.
|
Приветствуют
учителя.
Читают
пословицу.
Намного
приятнее и понятнее слушать человека с грамотно постановленной речью. Сразу
можно понять, о чём повествует рассказчик, что он хочет сообщить.
|
Л:
выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое,
проявлять внимание
|
Проверка
домашнего задания (8 мин)
Цель: установить
правильность и осознанность выполнения домашнего задания
|
Какому
времени года посвящены стихотворения, которые вы учили дома?
Какие
чувства возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»?
Весна -
это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь,
распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы,
насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые
крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что
хочется запеть песню.
Сегодня
мы с вами продолжим знакомиться со стихотворениями о весне, но сначала мы
послушаем, как хорошо вы умеете читать стихи? А чтобы сделать это
выразительно, давайте проведем с вами речевую разминку.
Поставьте
ладошку перед собой, представьте, что вы держите на ней свечу. Вам нужно
задуть эту свечу. Протяжно. А теперь резкими выдохами.
Какая
первая гласные в слове «весна»?
А в слове «природа»?
Давайте
протянем с вами эти звуки: е, а, и, о, а.
Давайте произнесем
их отрывисто.
Можем ли
мы произнести эти звуки, чтобы они переходили один в другой? Давайте
попробуем: еееааа, иииооо, оооааа.
Прочитайте
с интонацией:
Е?
А.
И?
О.
О?
А.
Е!
А?
И?
О!
О!
А?
Ну а
теперь мы можем проверить, как вы рассказываете стихотворения.
|
Они
посвящены весне.
Отвечают
на вопрос.
Задувают
свечу.
Е, а.
И,о,а.
Протягивают.
Выполняют
упражнение.
Протягивают.
Читают.
3
ученика рассказывают наизусть стихотворения.
|
К: умение
слушать других; отвечать на вопросы.
П: умение
использовать полученные знания в своей деятельности.
К: умение
слушать ответы других.
|
Подготовка
к восприятию (5 мин) Цель: мобилизировать
знания учащихся; настроить на активную познавательную деятельность.
|
Откройте
учебник на с.169. Посмотрите, вверху предложены задания. Давайте выполним их.
1.Читай
сначала плавно по слогам, затем – целыми словами:
БЛА-ГО-ВЕСТ
– БЛАГОВЕСТ
Давайте
обратимся вниз за справкой, что же такое благовест?
Я
предлагаю прослушать вам благовест.
Какие чувства у вас вызвало прослушивание?
ВОС-КРЕ-СЕНЬ-Е
– ВОСКРЕСЕНЬЕ
ВЕРБ-НО-Е
ВОСКРЕСЕНЬЕ – ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Давайте
обратимся к справке. Что же такое Вербное Воскресенье?
По
традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась
магическими свойствами. Освященные веточки хранят весь год.
2. Читай
целыми словами:
УДАЛЬ -
УДАЛЕНЬКИЙ
Давайте
обратимся за справкой: удаленький – это?
|
Выполняют
упражнения.
Благовест
– колокольный звон перед началом церковной службы.
Слушают.
Отвечают.
Вербное
Воскресенье – церковный праздник перед Пасхой.
Удаленький,
удалый – полный удали, лихой смелости.
|
П:
развивать операции мышления.
К:
формировать умения вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать
её.
|
Изучение
новой темы (Первичное восприятие, проверка восприятия) (9 мин)
Цель: развить
умение работать с учебником и выделять материал из текста.
|
Одно из
стихотворений, с которым мы с вами познакомимся, написал А.Блок.
Посмотрите
на его портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? Какой был у него
характер?
Прожил
поэт недолгую – умер, когда ему было всего 41, - но насыщенную жизнь,
навсегда закрепив за собой славу гения. Первые
стихи Александр Блок написал в пятилетнем возрасте. В 11 лет Саша
пошёл в гимназию сразу во второй класс. В 16 лет он занимался
актерским мастерством, стремясь покорить сцену.
Рос Александр Блок в семье высокой культуры, где практически все занимались
литературой, переводили, сочиняли, писали стихи. Блок питал интерес к
детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в
сборники для детей «Круглый год» и «Сказки».
Я
предлагаю познакомиться вам с его стихотворением «Вербочки».
Мальчики
да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй
огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
Понравилось
ли вам стихотворение?
О каком
празднике говорится в нем?
Почему
лирическая героиня хочет встать утром первой?
Как
нужно читать это стихотворение – громко или тихо, быстро или не спеша,
шутливо или благоговейно? Почему?
Как нужно прочитать первую строфу?
Давайте
попробуем.
Вторую
строфу нужно читать иначе?
Пробуем.
Третью
строфу читать нужно громче?
Давайте
попробуем.
А как нужно
читать четвертую строфу?
Пробуем.
Давайте
попробуем прочитать все стихотворение полностью.
У кого
получилось прочитать выразительнее? А почему ему удалось это сделать лучше?
Давайте попробуем прочитать еще раз.
|
Слушают
рассказ учителя.
Глаза
прикрытые, значит уставшие. Это говорит о том, что человек много работает.
Отвечают.
О
Вербном Воскресенье.
Чтобы
встретить Светлый праздник, освятить в церкви вербу.
Тихо, не
спеша и благоговейно, потому что это стихотворение о серьезном празднике, к
которому нужно относиться с душой.
Спокойно,
не громко.
Читают.
Можно
еще спокойнее, на улыбке, теплее.
Читают.
Да, чуть
громче, обращаясь к ветру и дождику.
Читают.
Тише, на
улыбке, спокойнее, благоговейно.
Читают.
Читают
выразительно.
Отвечают.
Читают.
|
Р:
формировать целевые установки.
К: умение
работать с текстом.
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
|
Изучение
новой темы (Первичное восприятие, проверка восприятия) (9 мин)
Цель: развивать
умение работать с учебников, делать выводы.
|
Следующее
стихотворение, с которым мы с вами познакомимся, написала Лидия Чарская. Вам
уже знакома эта поэтесса. Что вы о ней знаете?
Посмотрите
на ее портрет, что вы можете о ней сказать?
Лидия Алексеевна родилась
в дворянской семье. Ее отец был
военным инженером. Семья жила в
достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и
безмятежным. Но вскоре у нее умирает мать. Девочке было очень трудно
пережить такую потерю.
Лидия
Алексеевна, благодаря своему таланту, яркой внешности, темпераменту,
поступает в престижный университет и становится актрисой. В своем творчестве она обращается к доброте, любви к
ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости.
Предлагаю
вам познакомиться с ее стихотворением «Дивные звуки».
Земля и
солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
Какое
настроение создает стихотворение?
Какому
празднику посвящено это произведение?
Что
написано о небесах?
Какими
ты их представляешь?
Как мы
будем читать это стихотворение?
Какая
строка повторяется в стихотворении?
Как вы
думаете, почему она повторяется?
Как мы
будем ее читать?
Как
нужно прочитать первую строфу?
Давайте
попробуем.
Вторую
строфу нужно читать иначе?
Пробуем.
Третью
строфу читать нужно громче?
Давайте
попробуем.
А как
нужно читать четвертую строфу?
Пробуем.
Как нужно
читать пятую строфу?
Пробуем.
Давайте
попробуем прочитать все стихотворение целиком.
У кого
получилось прочитать выразительнее? Почему? Давайте попробуем прочитать так,
как ваш товарищ.
Вспомните
весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен,
чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный
запах, запах цветущей черёмухи.
Будто
девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в
синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью
белый буран лепестков.
Как
красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
Стихотворение
о черемухе написала поэтесса Елена Благинина. С ранних лет она собиралась стать учительницей.
Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла
она за семь километров от дома в педагогический институт. Но желание писать
оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, появились первые
лирические стихи Елены Александровны. Она писала стихи, искрящиеся
юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки.
Давайте
познакомимся с вами с ее стихотворением «Черемуха».
-
Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы,
берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
О чем
было стихотворение?
Используется
ли в стихотворении прием олицетворения?
Какое
настроение нужно передать при чтении этого стихотворения?
Как
нужно прочитать первую строфу?
Давайте
попробуем.
Вторую
строфу нужно читать иначе?
Пробуем.
Третью
строфу как нужно читать?
Давайте
попробуем.
Давайте
прочитаем все стихотворение полностью.
У кого
получилось выразительнее? Как вы думаете, почему? Давайте попробуем еще раз,
учитывая, как нужно читать.
|
Отвечают
на вопрос.
Взгляд
спокойный, целеустремленный.
Слушают
рассказ учителя.
Слушают стихотворение.
Следят.
Отвечают
на вопрос.
Произведение
посвящено празднику Пасхи.
Синие,
живые небеса улыбаются.
Отвечают
на вопрос.
Христос
Воскрес!
Потому
что люди радуются, они рассказывают всем, что Христос Воскрес и им тепло от
этого.
Восторженно,
с трепетом.
Не
громко, вдумчиво.
Пробуют.
Да, с
расстановкой, вдумчиво.
Читают.
Нет,
громче читать не нужно, с интонацией пояснения.
Пробуют.
Громче,
с восторгом.
Читают.
Восторженно,
светло, улыбаясь.
Читают.
Читают.
Отвечают.
Читают.
Слушают
рассказ учителя.
Слушают
стихотворение. Следят.
О весне.
Да,
потому что черемуха, трава и березы отвечали на вопросы, разговаривали.
Отвечают
на вопрос.
Не
громко. Первые две строки вопросительно, обращаясь к черемухе. Третью и
четвертую строки с интонацией пояснения.
Читают.
Также,
обращаясь к траве-муравушке.
Читают.
Первые
две строки так, как и в других строфах. А третью и четвертую восторженно,
торжественно.
Пробуют.
Читают.
Отвечают
на вопросы.
Читают.
|
Р:
формировать целевые установки.
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
Л: формирование
эмоционального настроя на последующую деятельность.
К: умение
работать с текстом.
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
П:
умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.