Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Иван Алексеевич Бунин «Детство».
Цели деятельности учителя: познакомиться с творчеством
И.Бунина; прививать любовь к поэзии; научить видеть красоту поэтического слова.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся, артиста: осознанно, правильно читать вслух; получат
возможность научиться осмысливать эстетические ценности
художественного текста и высказывать собственные суждения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно формулируют
тему и цели урока.
Познавательные: перечитывают текст с целью
нахождения литературного приёма (сравнения).
Коммуникативные: обосновывают строчками из
текста заявленное «чужое» мнение; участвуют в коммуникации.
Личностные: высказывают собственную точку
зрения; сравнивают с высказываниями сквозных героев.
Ход урока
1. Организационный момент
- Посмотрели друг на друга.
Улыбнулись друг другу.
Пожелали удачи.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь
прийти!
Я рада вновь видеть ваши лица,
ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения
друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Проверка домашнего задания
-
3. Работа над стихотворением
«Детство».
А) Откройте содержание учебника. Прочитайте общую тему нашего
раздела.
На какой странице мы будем
работать?
Попробуйте сформулировать тему и
цель нашего урока.
Что нового узнаете на уроке?
Чему будем учиться?
Б) Каждый взрослый когда – то был
ребенком. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве. А жаль…
Сегодня я хочу поговорить с вами …
о детстве!
Представьте, что прошло много лет.
Вы все выросли, стали взрослыми людьми, и вы вспоминаете себя такими, какие вы
сейчас. Как вы думаете, что вы вспомните? Какие чувства вы будете испытывать?
4. Словарная разминка
5. Подготовка к
восприятию
Стихотворение «Детство» И. А.
Бунин написал, когда ему было почти сорок лет.
Сейчас я прочитаю стихотворение
«Детство».
Почему стихотворение называется
«Детство»?
– В нем рассказывается о маленьком
Бунине? Как думаете?
Г) - Какие непонятные слова вы встретили? (Бор).
- О каком дереве говорится в
стихотворении? О сосне.
-Значит, бор- это лес, в котором
растут сосны. (Палаты).
- В каких случаях это слово
употребляют в речи?
- А вот послушайте, как А.С.Пушкин
употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские
палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».
- Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал, зал
в царском дворце).
- Царские палаты, нарядные,
красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.
Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем,
что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.
Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково,
нежно можно даже к корявой сосне.
6.Беседа по содержанию
- Кому предоставим слово, чтобы
послушать ещё раз это произведение?
- Какое настроение соответствует
стихотворение?
Какие слова помогли передать это
настроение?
Какое слово можно считать
ключевым? («весело»)
Что именно вспоминает герой
стихотворения? (Свои чувства и впечатления. Ощущение детства: запахи, цвет,
и свет все на ощупь –тактильные ощущения.)
Что герою нравилось больше:
смотреть или вдыхать запахи леса?
-Основное ощущение, которое
описывает поэт – запах.
Какой запах описывает И.Бунин?
- Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?
Что радовало глаз рассказчика?
6.Упражнение в выразительном
чтении.
РАБОТА В ГРУППЕ
- А сейчас поработаем над
выразительностью (дети друг другу читают)
Анализ чтения.
- Кому удалось более точно
передать настроение автора, чувство любви к природе?
Посовещайтесь каждая группа
7.Чтение стихотворения по частям.
Выборочное чтение.
- В какое время дня бродил
поэт по лесу?
«И
весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам».
- Что увидел поэт в один из таких
солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
Песок
– как шелк…»
- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?
«Прильну к сосне корявой-
И
чувствую: мне только десять лет,
А
ствол- гигант, тяжелый, величавый».
- Причитайте строки, в которых
автор описывает кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но
как тепла, так солнцем вся прогрета!
И
кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
- А вы знаете, ребята, что сосна
может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
- А человек может столько прожить?
- Представьте, что мы в том же
лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
8.ФИЗМИНУТКА
(Звучит музыка)
– Представьте, что мы в лесу, на
том же месте и видим ту же сосну. Великаны смотрят на нас и говорят, что
мы очень маленькие. Протяните к ним ладошки. Потрогайте их кору. Она теплая,
мягкая, добрая. Поздороваемся с соснами. Скажем им: «Здравствуйте,
сосны!»
– Что ответили нам
сосны, пофантазируйте.
– Они тоже
здороваются.
9.Беседа по картинам
И.И.Шишкина.(СЛАЙД)
- Лес поражал своей красотой и величием не
только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский
художник И.И.Шишкин.
На многих его картинах мы видим
суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
- Перед вами
репродукция картин замечательного русского художника Ивана Ивановича
Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните и сопоставьте
со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие.
Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
- Любая из картин могла бы
стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А
когда это бывает? ( В солнечный день.)
- Перед вами солнечные
палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты
солнечные? (Их создает природа.)
- А какими словами из
стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в
бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным
палатам!
- Природа для Бунина - живое
существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он
восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш
ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с
восхищения красотой.
8. Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили на
уроке? С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам
почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)
9. Информация о домашнем
задании
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.