Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению "Стихи И.А.Бунина"

Конспект урока по литературному чтению "Стихи И.А.Бунина"

Скачать материал

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Иван Алексеевич Бунин «Детство».

Цели деятельности учителя: познакомиться с творчеством И.Бунина; прививать любовь к поэзии; научить видеть красоту поэтического слова.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, артиста: осознанно, правильно читать вслух; получат возможность научиться осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать собственные суждения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Познавательные: перечитывают текст с целью нахождения литературного приёма (сравнения).

Коммуникативные: обосновывают строчками из текста заявленное «чужое» мнение; участвуют в коммуникации.

Личностные: высказывают собственную точку зрения; сравнивают с высказываниями сквозных героев.

                                        

Ход урока

1. Организационный момент

- Посмотрели друг на друга.

Улыбнулись друг другу.

Пожелали удачи.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

2. Проверка домашнего задания

-

3. Работа над стихотворением «Детство».

А) Откройте содержание учебника. Прочитайте общую тему нашего раздела.

На какой странице мы будем работать?

Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

Что нового узнаете на уроке?

Чему будем учиться?

 

Б) Каждый взрослый когда – то был ребенком. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве. А жаль…

Сегодня я хочу поговорить с вами … о детстве!

Представьте, что прошло много лет. Вы все выросли, стали взрослыми людьми, и вы вспоминаете себя такими, какие вы сейчас. Как вы думаете, что вы вспомните? Какие чувства вы будете испытывать?

4. Словарная разминка

5. Подготовка к восприятию

Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал, когда ему было почти сорок лет.

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».

Почему стихотворение называется «Детство»?

– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

Г) - Какие непонятные слова вы встретили? (Бор). 

- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. (Палаты).

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

- А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это  слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей».

- Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал, зал в царском дворце).

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.

Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.

Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне.

6.Беседа по содержанию

- Кому предоставим слово, чтобы послушать ещё раз это произведение?

- Какое настроение соответствует стихотворение?

Какие слова помогли передать это настроение?

Какое слово можно считать ключевым? («весело»)

Что именно вспоминает герой стихотворения? (Свои чувства и впечатления. Ощущение детства: запахи, цвет, и свет все на ощупь –тактильные ощущения.)

Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса?

-Основное ощущение, которое описывает поэт – запах.

Какой запах описывает И.Бунин?

Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?

Что радовало глаз рассказчика?

6.Упражнение в выразительном чтении.

РАБОТА В ГРУППЕ

- А сейчас поработаем над выразительностью (дети друг другу читают)

Анализ чтения.

- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?

Посовещайтесь каждая группа

7.Чтение стихотворения по частям.

Выборочное чтение.

- В какое время  дня бродил поэт по лесу?

                 «И весело мне было поутру

                 Бродить по этим солнечным палатам».

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

          «Повсюду блеск, повсюду яркий свет

        Песок – как шелк…»

Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

         «Прильну к сосне корявой-

        И чувствую: мне только десять лет,

        А ствол- гигант, тяжелый, величавый».

- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

        Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

        И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

8.ФИЗМИНУТКА

(Звучит музыка)

– Представьте, что мы в лесу, на том же месте и видим ту же сосну.  Великаны смотрят на нас и говорят, что мы очень маленькие. Протяните к ним ладошки. Потрогайте их кору. Она теплая, мягкая, добрая.  Поздороваемся с соснами.  Скажем им: «Здравствуйте, сосны!»
– Что ответили нам сосны,  пофантазируйте.
– Они тоже здороваются.

9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.(СЛАЙД)

     - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

     - Перед вами репродукция картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните  и сопоставьте  со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

- Любая из  картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

          Дышать сухим смолистым ароматом,

          И весело мне было поутру

          Бродить по этим солнечным палатам!

- Природа для Бунина -  живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

8. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили на уроке? С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)

9. Информация о домашнем задании

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению "Стихи И.А.Бунина""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 432 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.01.2020 215
    • DOCX 19 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бадалова Елизавета Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102974
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 11 регионов