Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект урока по литературному чтению Соколов-Микитов " Листопадничек"

Конспект урока по литературному чтению Соколов-Микитов " Листопадничек"

Урок литературного чтения в 3-м классе.

И.С. Соколов-Микитов. "Листопадничек"

УМК «Школа России»Учебник Литературное чтение 3 класс

Цели:

Образовательная: знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)

Личностные:

формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию

Познавательные:

формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное

Регулятивные:

действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание





















Ход урока

I этап. Создание мотивации

1.Организационный момент.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

- Откройте учебники на стр. 88. Как называется раздел, который мы начали читать? («Унылая пора! Очей очарованье!..»)

- Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

- Какому времени года посвящён этот раздел? (Этот раздел посвящён осени)

- Сегодня мы расширим свои знания об этом замечательном времени года. Композиторы передают свои чувства через музыку, художники самовыражаются в картинах, а писатели и поэты передают своё отношение к окружающему словами.

- Кто автор стихотворения, которое вы учились читать выразительно, наизусть? (Константин Бальмонт)

- Что значит выразительно? (при чтении постараться передать эмоции, чувства, настроение автора)

2. Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

- Послушаем стихотворение. У доски читает…

- Оцените, как прочитал стихотворение … (словесно)

(Выставление оценок)

3. Итог по домашнему заданию.

- Назовите признаки осени, о которых писал К. Бальмонт.

- Вспомните, как называется осеннее явление природы, которым восхищаются не только писатели, но и простые люди, например, мы с вами. (листопад)

- Поднимите руку, кому НЕ нравится листопад?

- Таких нет.

II этап. Работа с текстом.

1. Рассказ об авторе.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведение известного русского писателя И.С. Соколова – Микитова.

-Родился Иван Сергеевич в 1892 г. и прожил 83 года. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и некоторое время жить за границей. Но тоска по родине заставила его вернуться назад.

2. Работа с выставкой книг.

- Рассмотрите выставку книг писателя. Прочитайте названия. Определите тематику произведений И. С. Соколова – Микитова. (о природе)

3. Рассказ об авторе.

- Писал И. С. Соколов – Микитов о природе, жизни животных. Главная мысль его произведений – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.

4. Работа с текстом до чтения.

1) Прогнозирование.

- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

("Листопадничек")

- От каких слов образовалось слово "Листопадничек"? (лист, падает)

- Как вы думаете, о ком или о чём может идти речь в произведении с таким названием?

- Рассмотрите картинку к тексту, выскажите своё предположение.

- Кого могут звать Листопадничком?

2) Целеполагание

- Сформулируйте тему урока. (И. С. Соколов – Микитов "Листопадничек")

- Сформулируйте цели (задачи) урока с опорой на тему.

ЦЕЛИ УРОКА:

Познакомиться с произведением …

Учиться анализировать …

Высказывать свои …

Учиться видеть и понимать …

- Проверим.

3) Словарная работа

- Подготовимся к чтению произведения.

1 этап – орфоэпическая словарная работа

НА ДОСКЕ:

Упражнение №1. «Читай правильно»

ПОЛАГАЕТСЯ СОБИРАТЬСЯ ПРОЩАЮТСЯ

- Прочитаем орфографически.

- Почему в словах подчёркнуты: ТСЯ и ТЬСЯ?

(у глаголов произносится как /ца/)

- А в этом случае?

СКУЧНО ПОЖАЛУЙСТА

- Читаем правильно вслух.

Упражнение №2. «Читай внимательно» (читаем с правильным ударением)

ИВОВЫЕ ВЕТКИ (поставить ударение)

- Прочитайте плавно по слогам. С ударением. Как говорим.

2 этап – выяснение лексического значения слов.

Упражнение № 3.

- Напомните, как нужно читать, многосложное слово. (медленно, плавно по слогам)

- Прочитайте: ДОЛГОВЯЗЫЕ ЖУРАВЛИ

- Почему так говорят? (высокие, ноги длинные)

- Как понимаете значение следующего словосочетания. Прочитайте:

ГЛУХАЯ РЕЧКА (небольшая речка, течение тихое, вдали от населённых пунктов, не видна в зарослях)

5. Работа с текстом во время чтения 1 части.

1) Проверка прогнозирования.

- Теперь прочитаем произведение и проверим наши предположения относительно содержания.

А) Чтение 1 части

Читает учитель до слов «Улетели в далёкие …» Далее цепочкой . Остановка чтения после предложения «Разве замерзают зайцы зимой?»

1-я остановка:

- А вы как думаете, замерзают зайцы зимой?

- Читаем до конца.

6. Работа с текстом после чтения 1 части.

Б) Беседа.

- Что же подтвердилось из наших предположений?

- Каков ЖАНР произведения? Обоснуйте.

В) Анализ 1 части.

- Когда родились зайчата?

- Как называли их охотники? (листопаднички)

- Почему? Зачитайте.

- Какой это период осени? (середина)

- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? (у него была мечта)

- О чём мечтал ЛИСТОПАДНИЧЕК?

Вопрос №2 учебника: - Найдите и прочитайте, как изменилась жизнь в лесу с приходом ПОЗДНЕЙ осени.

(Оценка за выборочное чтение)

- Отчего плакали листопаднички? (боялись замёрзнуть зимой на болоте)

- Почему журавли жалели зайчат? (тоже считали, что зайцы умрут зимой от холода и голода)

- Как мать успокоила малышей. Найдите в тексте.

- Зачем убежал листопатничек? (побежал за журавлями в тёплые страны, он боялся зимы)

Г) Выразительное чтение отрывка по ролям.

1) Подготовка к ролевому чтению

- Найдите все реплики героев на странице 90 учебника. Определите, кому они принадлежат. Отметьте карандашом.

2) Самостоятельная работа с заданием.

.

3) Проверка самостоятельной работы

- Чьи реплики нашли? (дети называют, учитель открывает карточки на доске)

ЛИСТОПАДНИЧЕК – Л.

ЗАЙЧИХА – З.

ЖУРАВЛИ – Ж.

ЗАЙЧАТА – з.

- Есть ли в тексте ремарки автора, подсказывающие с каким чувством надо читать слова героя. (про зайчиху сказано - СТРОГО, ЁЩЁ СТРОЖЕ - на доску)

- С кем зайчиха разговаривала СТРОГО, а с кем ЕЩЁ СТРОЖЕ?

- Чьи слова будем произносить с интонацией СОЧУВСТВИЯ? (журавлей) (прикрепляю карточку напротив слова - Ж.)

- Как будем читать слова зайчат? (с чувством СТРАХА, ТРЕВОГИ - на доску)

- Из трёх предложенных на карточке слов, выберите то, с каким чувством надо читать слова Листопадничка. (ГРУСТНО, МЕЧТАТЕЛЬНО, ВЕСЕЛО) (прикрепляю)

4) Выразительное чтение вслух по ролям.

( У доски или с места читают 4 человека. ОЦЕНКИ )

7. Работа с текстом 2 части до чтения.

А) Прогнозирование.

- Что будет дальше? Предположите. (ответы детей)

- Проверим наши предположения.

8. Работа с текстом 2 части во время чтения

А) Вид чтения: чтение за «диктором», чтение с остановками.

- Постарайтесь успевать за диктором (………………)

1-я остановка:

- Зачем бобры валят деревья? ....

- Проверим. Читаем.

2-остановка:

- А вы знаете, тепло ли зимой в хатке бобра? Поднимите руку, кто думает, что холодно. Прочитаем. Узнаем.

3-я остановка:

Зайцы умеют плавать, нырять?..

- Читаем дальше. Проверим предположение.

4-я остановка:

- Кто видел хатку бобра? Как она устроена? Читаем.

5-я остановка:

- Что значит «ходко» работают? (быстро, ловко, умело, как мастера)

6-я остановка:

- Что ответит зайчонок? Предположите. ….

- Проверим предположение.

7-я остановка:

- Как думаете, уйдёт? …

- Проверим, дочитайте сказку до конца про себя.

9. Работа с текстом после чтения 2 части

А) Беседа. Анализ 2 части.

- Понравилась вам сказка?

- Что больше всего запомнилось при чтении этого текста?

- Какая это сказка по характеру ? по настроению?

( добрая, а по настроению - грустная)

- Кого встретил зайчик во время путешествия?

- Чем занимались бобры? (валили деревья, делали плотину, строили хатку)

- Что такое ПЛОТИНА?

..

- Вот какое значение даётся в толковом словаре:

ПЛОТИНА – СООРУЖЕНИЕ, ПЕРЕГОРАЖИВАЮЩЕЕ РЕКУ, ТЕЧЕНИЕ – ДЛЯ ПОДЁМА ВОДЫ.

- Какой чертой характера отличались бобры? (трудолюбивые)

- Подумайте, как относится к бобрам автор, если называет бобров – ТРУДОЛЮБИВЫМИ? (УВАЖАЕТ их)

- Да, ребята, и людей, которые любят трудиться, в народе уважают.

- Почему зайчонок попросился к бобрам в хатку? (бобры ответили, что зимой у них в хатке тепло)

- Найдите и зачитайте, как зайчик попросился к бобрам.

- Каким словом можно охарактеризовать Листопадничка? (вежливый)

- Ну, и как, понравилось Листопадничку у бобров? (стало темно, он снова испугался, что замёрзнет и хотел убежать в лес)

- Кого он стал вспоминать в это момент? (маму, гнездо, братьев)

- А вы кого вспоминаете, когда вам плохо, страшно?

- Этим мы похожи.

- Почему же не ушёл? (выход под водой из хатки)

- Какие обязанности были у Листопадничка, пока он гостил у бобров? (был нянькой у бобрят, приносил им корм из кладовой)

- Почему зайчонок ЗАТОСКОВАЛ в хатке. Как об этом говорит автор. Зачитайте. (За долгую зиму натерпелся)

- А, что значит, натерпелся? (страшно было, трудно)

- Кого вспоминал зайчонок-листопадничек всю зиму. Зачитайте.

- А почему он их вспоминал?

Б) Характеристика героя.

- Итак, Листопадничек, какой он, подберите прилагательные, характеризующие его (и объясните свой выбор). (По времени).

беспокойный жадный

любознательный вежливый

жестокий добрый

легкомысленный



III этап. Подведение итогов урока.

1. Рефлексия

- Как вы думаете, чем дело кончится?

- А почему автор именно так закончил историю про зайца? Что он хотел сказать своим читателям? (дома лучше)

- ОСОЗНАЛ ЭТО Листопадничек?

2. Домашнее задание

- Выполните одно из заданий учебника. С. 93 №3 или №4 (по желанию, на выбор).

3. Работа с пословицами.

А) Беседа.

В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесёте смысл этой пословицы с содержанием сказки? (если бы Л-к не убежал из дома, то не осознал бы, где на самом деле лучше, и кто ему дорог)

Б) Работа в парах: (готовлю пословицы на доске)

- У вас на столах цветные полоски со словами. Составьте из слов пословицу.

(1-й ряд из жёлтых полос, 2-й ряд из зелёных полос, 3-й ряд – из синих)

- Кто работает быстро, подайте сигнал дружной работы.

1. В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Нет роднее дружка, чем родная матушка.

3. Чужая сторона прибавит ума.

В) Проверка по эталону. (на доске)

- ….

- Оцените себя (сигналы)

- Все справились. Молодцы!

- Какая из этих пословиц более точно выражает главную мысль произведения? (1-я)

Г) Итог урока.

- Верны ли были наши предположения относительно тематики произведения И.С. Соколова – Микитова?

- Какие события из сказки автор мог наблюдать в природе? (бобров)

- А что подсказали ему воображение, фантазия? (путешествие зайчонка)

- Обратите внимание, как много мы узнали реального о жизни животных осенью, хотя это была сказка. СКАЗКИ, в которых правда жизни переплетается с вымыслом, ещё называют СКАЗКИ – НЕСКАЗКИ.

- Вспомните автора, который тоже пишет сказки – несказки. (Виталий Бианки)

- Что вы можете сказать об авторе произведения? Какой он? (наблюдательный, внимательный, любит природу, умеет словами передать жизнь и особенности животных)

Д) Оценка и рефлексия собственной деятельности.

- Продолжи фразу:

а) Сегодня читали … .

б) Я учился анализировать … .

в) Я учился высказывать свои … .

г) Мне было интересно узнать … . (почему зайчиков называют листопадничками; как готовятся к зиме животные, как бобры строят хатку, в гостях хорошо, а дома лучше)

Е) Самооценка.

- Выберите один из листочков ивы.

КРАСНЫЙ – если на уроке всё было интересно, понятно, многое узнал нового, работал активно весь урок.

ЖЁЛТЫЙ – урок, в общем, понравился, было интересно, работал хорошо.

ЗЕЛЁНЫЙ – на уроке что-то осталось непонятным, работал не в меру своих возможностей.

- Прикрепите к дереву листочки.

- Спасибо. Урок окончен.











  • Другое
Скачать материал
Автор Угарова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 21.05.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 75
Номер материала MA-092503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.