Урок литературного чтения в 3-м классе.
И.С. Соколов-Микитов.
"Листопадничек"
УМК «Школа России»Учебник Литературное
чтение 3 класс
Цели:
Образовательная:
знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить
видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
Развивающая:
обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
Воспитательная:
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
метапредметные и личностные результаты (УУД)
Личностные:
формировать позитивное отношение к
природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию,
развивать рефлексию
Познавательные:
формировать навыки работы с источниками
информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное
Регулятивные:
действовать по инструкции; принимать и
удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык
контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и
других учащихся
Коммуникативные:
формировать навыки учебного
сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание
Ход урока
I этап. Создание мотивации
1.Организационный момент.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
- Откройте учебники на стр. 88. Как
называется раздел, который мы начали читать? («Унылая пора! Очей очарованье!..»)
- Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)
- Какому времени года посвящён этот
раздел? (Этот раздел посвящён осени)
- Сегодня мы расширим свои знания об этом
замечательном времени года. Композиторы передают свои чувства через музыку,
художники самовыражаются в картинах, а писатели и поэты передают своё отношение
к окружающему словами.
- Кто автор стихотворения, которое вы
учились читать выразительно, наизусть? (Константин Бальмонт)
- Что значит выразительно? (при чтении
постараться передать эмоции, чувства, настроение автора)
2. Выразительное чтение
стихотворения К. Бальмонта «Осень»
- Послушаем стихотворение. У доски
читает…
- Оцените, как прочитал стихотворение …
(словесно)
(Выставление оценок)
3. Итог по домашнему заданию.
- Назовите признаки осени, о которых
писал К. Бальмонт.
- Вспомните, как называется осеннее
явление природы, которым восхищаются не только писатели, но и простые люди,
например, мы с вами. (листопад)
- Поднимите руку, кому НЕ нравится
листопад?
- Таких нет.
II этап. Работа с текстом.
1. Рассказ об авторе.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведение известного русского писателя И.С. Соколова – Микитова.
-Родился Иван Сергеевич в 1892 г. и
прожил 83 года. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и
некоторое время жить за границей. Но тоска по родине заставила его вернуться
назад.
2. Работа с выставкой книг.
- Рассмотрите выставку книг писателя.
Прочитайте названия. Определите тематику произведений И. С. Соколова –
Микитова. (о природе)
3. Рассказ об авторе.
- Писал И. С. Соколов – Микитов о природе,
жизни животных. Главная мысль его произведений – бережное отношение к природе и
всему живому, окружающему нас на земле.
4. Работа с текстом до чтения.
1) Прогнозирование.
- Прочитайте название произведения,
которое мы будем читать.
("Листопадничек")
- От каких слов образовалось слово
"Листопадничек"? (лист, падает)
- Как вы думаете, о ком или о чём может
идти речь в произведении с таким названием?
- Рассмотрите картинку к тексту, выскажите
своё предположение.
- Кого могут звать Листопадничком?
2) Целеполагание
- Сформулируйте тему урока. (И. С. Соколов
– Микитов "Листопадничек")
- Сформулируйте цели (задачи) урока с
опорой на тему.
ЦЕЛИ УРОКА:
• Познакомиться с произведением …
• Учиться анализировать …
• Высказывать свои …
• Учиться видеть и понимать …
- Проверим.
3) Словарная работа
- Подготовимся к чтению произведения.
1 этап – орфоэпическая словарная
работа
НА ДОСКЕ:
Упражнение №1. «Читай правильно»
ПОЛАГАЕТСЯ СОБИРАТЬСЯ
ПРОЩАЮТСЯ
- Прочитаем орфографически.
- Почему в словах подчёркнуты: ТСЯ и
ТЬСЯ?
(у глаголов произносится как /ца/)
- А в этом случае?
СКУЧНО ПОЖАЛУЙСТА
- Читаем правильно вслух.
Упражнение №2. «Читай внимательно» (читаем
с правильным ударением)
ИВОВЫЕ ВЕТКИ (поставить ударение)
- Прочитайте плавно по слогам. С
ударением. Как говорим.
2 этап – выяснение лексического
значения слов.
Упражнение № 3.
- Напомните, как нужно читать,
многосложное слово. (медленно, плавно по слогам)
- Прочитайте: ДОЛГОВЯЗЫЕ ЖУРАВЛИ
- Почему так говорят? (высокие, ноги
длинные)
- Как понимаете значение следующего
словосочетания. Прочитайте:
ГЛУХАЯ РЕЧКА (небольшая речка,
течение тихое, вдали от населённых пунктов, не видна в зарослях)
5. Работа с текстом во время чтения 1
части.
1) Проверка прогнозирования.
- Теперь прочитаем произведение и проверим
наши предположения относительно содержания.
А) Чтение 1 части
Читает учитель до слов «Улетели в далёкие
…» Далее цепочкой . Остановка чтения после предложения «Разве замерзают зайцы
зимой?»
1-я остановка:
- А вы как думаете, замерзают зайцы зимой?
- Читаем до конца.
6. Работа с текстом после чтения 1
части.
Б) Беседа.
- Что же подтвердилось из наших
предположений?
- Каков ЖАНР произведения? Обоснуйте.
В) Анализ 1 части.
- Когда родились зайчата?
- Как называли их охотники?
(листопаднички)
- Почему? Зачитайте.
- Какой это период осени? (середина)
- Из многих осенних зайчат писатель
выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? (у него была мечта)
- О чём мечтал ЛИСТОПАДНИЧЕК?
Вопрос №2 учебника:
- Найдите и прочитайте, как изменилась жизнь в лесу с приходом ПОЗДНЕЙ осени.
(Оценка за выборочное чтение)
- Отчего плакали листопаднички? (боялись
замёрзнуть зимой на болоте)
- Почему журавли жалели зайчат? (тоже
считали, что зайцы умрут зимой от холода и голода)
- Как мать успокоила малышей. Найдите в
тексте.
- Зачем убежал листопатничек? (побежал за
журавлями в тёплые страны, он боялся зимы)
Г) Выразительное чтение отрывка по ролям.
1) Подготовка к ролевому чтению
- Найдите все реплики героев на странице
90 учебника. Определите, кому они принадлежат. Отметьте карандашом.
2) Самостоятельная работа с заданием.
….
3) Проверка самостоятельной работы
- Чьи реплики нашли? (дети называют,
учитель открывает карточки на доске)
ЛИСТОПАДНИЧЕК – Л.
ЗАЙЧИХА – З.
ЖУРАВЛИ – Ж.
ЗАЙЧАТА – з.
- Есть ли в тексте ремарки автора,
подсказывающие с каким чувством надо читать слова героя. (про зайчиху сказано
- СТРОГО, ЁЩЁ СТРОЖЕ - на доску)
- С кем зайчиха разговаривала СТРОГО, а с
кем ЕЩЁ СТРОЖЕ?
- Чьи слова будем произносить с интонацией
СОЧУВСТВИЯ? (журавлей) (прикрепляю карточку напротив слова - Ж.)
- Как будем читать слова зайчат? (с
чувством СТРАХА, ТРЕВОГИ - на доску)
- Из трёх предложенных на карточке слов,
выберите то, с каким чувством надо читать слова Листопадничка. (ГРУСТНО,
МЕЧТАТЕЛЬНО, ВЕСЕЛО) (прикрепляю)
4) Выразительное чтение вслух по ролям.
( У доски или с места читают 4 человека.
ОЦЕНКИ )
7. Работа с текстом 2 части до чтения.
А) Прогнозирование.
- Что будет дальше? Предположите. (ответы
детей)
- Проверим наши предположения.
8. Работа с текстом 2 части во время
чтения
А) Вид чтения: чтение за «диктором»,
чтение с остановками.
- Постарайтесь успевать за диктором
(………………)
1-я остановка:
- Зачем бобры валят деревья? ....
- Проверим. Читаем.
2-остановка:
- А вы знаете, тепло ли зимой в хатке
бобра? Поднимите руку, кто думает, что холодно. Прочитаем. Узнаем.
3-я остановка:
Зайцы умеют плавать, нырять?..
- Читаем дальше. Проверим предположение.
4-я остановка:
- Кто видел хатку бобра? Как она устроена?
Читаем.
5-я остановка:
- Что значит «ходко» работают? (быстро,
ловко, умело, как мастера)
6-я остановка:
- Что ответит зайчонок? Предположите. ….
- Проверим предположение.
7-я остановка:
- Как думаете, уйдёт? …
- Проверим, дочитайте сказку до конца про
себя.
9. Работа с текстом после чтения 2 части
А) Беседа. Анализ 2 части.
- Понравилась вам сказка?
- Что больше всего запомнилось при чтении
этого текста?
- Какая это сказка по характеру ? по
настроению?
( добрая, а по настроению - грустная)
- Кого встретил зайчик во время
путешествия?
- Чем занимались бобры? (валили деревья,
делали плотину, строили хатку)
- Что такое ПЛОТИНА?
…..
- Вот какое значение даётся в толковом
словаре:
ПЛОТИНА – СООРУЖЕНИЕ, ПЕРЕГОРАЖИВАЮЩЕЕ
РЕКУ, ТЕЧЕНИЕ – ДЛЯ ПОДЁМА ВОДЫ.
- Какой чертой характера отличались бобры?
(трудолюбивые)
- Подумайте, как относится к бобрам автор,
если называет бобров – ТРУДОЛЮБИВЫМИ? (УВАЖАЕТ их)
- Да, ребята, и людей, которые любят
трудиться, в народе уважают.
- Почему зайчонок попросился к бобрам в
хатку? (бобры ответили, что зимой у них в хатке тепло)
- Найдите и зачитайте, как зайчик
попросился к бобрам.
- Каким словом можно охарактеризовать
Листопадничка? (вежливый)
- Ну, и как, понравилось Листопадничку у
бобров? (стало темно, он снова испугался, что замёрзнет и хотел убежать в лес)
- Кого он стал вспоминать в это момент?
(маму, гнездо, братьев)
- А вы кого вспоминаете, когда вам плохо,
страшно?
- Этим мы похожи.
- Почему же не ушёл? (выход под водой из
хатки)
- Какие обязанности были у Листопадничка,
пока он гостил у бобров? (был нянькой у бобрят, приносил им корм из кладовой)
- Почему зайчонок ЗАТОСКОВАЛ в хатке. Как
об этом говорит автор. Зачитайте. (За долгую зиму натерпелся)
- А, что значит, натерпелся? (страшно
было, трудно)
- Кого вспоминал зайчонок-листопадничек
всю зиму. Зачитайте.
- А почему он их вспоминал?
Б) Характеристика героя.
- Итак, Листопадничек, какой он,
подберите прилагательные, характеризующие его (и объясните свой выбор). (По
времени).
беспокойный жадный
любознательный вежливый
жестокий добрый
легкомысленный
III этап. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия
- Как вы думаете, чем дело кончится?
- А почему автор именно так закончил
историю про зайца? Что он хотел сказать своим читателям? (дома лучше)
- ОСОЗНАЛ ЭТО Листопадничек?
2. Домашнее задание
- Выполните одно из заданий учебника. С.
93 №3 или №4 (по желанию, на
выбор).
3. Работа с пословицами.
А) Беседа.
– В народе говорят: «Не было бы счастья,
да несчастье помогло». Как вы соотнесёте смысл этой пословицы с содержанием
сказки? (если бы Л-к не убежал из дома, то не осознал бы, где на самом деле
лучше, и кто ему дорог)
Б) Работа в парах: (готовлю пословицы на
доске)
- У вас на столах цветные полоски со
словами. Составьте из слов пословицу.
(1-й ряд из жёлтых полос, 2-й ряд из
зелёных полос, 3-й ряд – из синих)
- Кто работает быстро, подайте сигнал
дружной работы.
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Нет роднее дружка, чем родная матушка.
3. Чужая сторона прибавит ума.
В) Проверка по эталону. (на доске)
- ….
- Оцените себя (сигналы)
- Все справились. Молодцы!
- Какая из этих пословиц более точно
выражает главную мысль произведения? (1-я)
Г) Итог урока.
- Верны ли были наши предположения
относительно тематики произведения И.С. Соколова – Микитова?
- Какие события из сказки автор мог
наблюдать в природе? (бобров)
- А что подсказали ему воображение,
фантазия? (путешествие зайчонка)
- Обратите внимание, как много мы узнали
реального о жизни животных осенью, хотя это была сказка. СКАЗКИ, в которых
правда жизни переплетается с вымыслом, ещё называют СКАЗКИ – НЕСКАЗКИ.
- Вспомните автора, который тоже пишет
сказки – несказки. (Виталий Бианки)
- Что вы можете сказать об авторе
произведения? Какой он? (наблюдательный, внимательный, любит природу, умеет
словами передать жизнь и особенности животных)
Д) Оценка и рефлексия собственной
деятельности.
- Продолжи фразу:
а) Сегодня читали … .
б) Я учился анализировать … .
в) Я учился высказывать свои … .
г) Мне было интересно узнать … . (почему
зайчиков называют листопадничками; как готовятся к зиме животные, как бобры
строят хатку, в гостях хорошо, а дома лучше)
Е) Самооценка.
- Выберите один из листочков ивы.
КРАСНЫЙ – если на уроке всё было
интересно, понятно, многое узнал нового, работал активно весь урок.
ЖЁЛТЫЙ – урок, в общем, понравился, было
интересно, работал хорошо.
ЗЕЛЁНЫЙ – на уроке что-то осталось
непонятным, работал не в меру своих возможностей.
- Прикрепите к дереву листочки.
- Спасибо. Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.